Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
статья

Здесь будет размещена статья по коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_s_narusheniem_oporno.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»

Павленко Любовь Николаевна

(Коррекционная педагогика)

Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Я работаю на дому с ребёнком с детским церебральным параличом (ДЦП). Это  ребёнок, страдающий нарушением опорно-двигательного аппарата.

Причиной возникновения ДЦП  ребёнка стала беременность, протекающая на фоне анемии, токсикоз, преждевременные роды на 34 неделе. Состояние с рождения тяжёлое за счёт угнетения ЦНС. Врождённая косолапость. Наблюдается у окулиста по поводу косоглазия. Ребёнок сидит в коляске, встаёт, ходит с поддержкой.

     

Основная особенность  ребёнка — существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями. Все двигательные расстройства составляют нарушения в моторике, что всегда влечет за собой сопутствующие нарушения. Без специальной лечебной и коррекционно-педагогической работы они неблагоприятно воздействуют на все формирование нервно-психических функций ребенка.

У мальчика  поражена двигательная сфера, мышцы глаза, поэтому совместные согласованные движения между зрительным анализатором и верхними конечностями развиты недостаточно. Из-за этого нарушения ребенок не имеет возможности следить глазами за движениями своей руки. Это в свою очередь препятствует выработке  различных навыков самообслуживания; ребёнку трудно заниматься рисованием, конструированием, лепкой. В дальнейшем  испытывает определенные трудности при чтении и письме.

Он с рождения оказывается полностью зависимым от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную и волевую сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

У  ребёнка нарушена речь, зрение,  в результате раннего поражения головного мозга.

Интеллектуальное развитие   сохранено, но несколько снижено.

Ребёнок отличается повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, он становbтся вялым быстрее, чем его здоровые сверстники, ему трудно сосредоточиться на задании. Он может отказаться выполнять задание, если ему не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему. Может возникнуть двигательное беспокойство. При этом ребенок жестикулирует, у него усиливаются гиперкинезы, может быть слюнотечение.

Таким образом, можно cказать, что нарушения в двигательной сфере влияют на психическое развитие ребенка в целом.

Особенности развития и обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенностью ребёнка являются двигательные нарушения, по-разному проявляющиеся при различных формах ДЦП. Интеллектуальное развитие имеет свои особенности и методы коррекции.

Задержки психического развития занимают промежуточное положение между нормальным интеллектом и олигофренией, т.е. наблюдается недоразвитие познавательной деятельности и различных психических функций ребенка.

У ребёнка вербальное мышление развивается достаточно удовлетворительно, а наглядно-образное мышление недостаточно выражено. Дополнительно нарушаются пространственные и временные представления. Мальчик способен к абстрагированию и обобщению. Он может выделять сюжетную линию в рассказе, складывать правильно последовательные картинки, однако наглядно-действенное мышление у него нарушено. Из-за этого он с трудом рисует, плохо ориентируются в пространстве.

Задания, требующие пространственных представлений, достаточно трудны для ребёнка со спастической диплегией при ДЦП. Он не может верно скопировать предмет, его форму,  трудно соединить точки на листе бумаги или перерисовать направление стрелок. Иногда он изображает их в зеркальном изображении. Ребёнку достаточно трудно усвоить правильную схему тела.

Из-за нарушения функций лобных отделов головного мозга ребёнок плохо планируют свои действия при выполнении различных заданий, но успешно справляется с заданиями по наглядным инструкциям, а при ответах на вопросы или при уяснении рассказанного текста испытывает значительные трудности.

Обучение  в процессе игровой деятельности помогает развивать у него познавательную деятельность.

 Коррекционная работа проводится поэтапно.

У ребёнка выявляется  нарушение счета. В процессе обучения счету  постоянно включается в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно-осязательный анализатор.  Ребенок имеет у себя на столе набор счетных палочек и счеты. При заданиях, требующих от ребенка пересчета, использует наглядные предметы — через манипуляции с ними ребенок легче осваивает математические действия.

Первый этап обучения содержит наглядный материал, только после этого можно переходить к отвлеченному счету. При обучении счету с последующими числами  придерживаемся некоторых правил: вначале находит равенство, затем происходит обучение порядковому счету, в заключении происходит разбор числа по составу и соотношение числа и цифры. Чтобы научить детей правильно соотносить цифры и числа, я использую такой прием, при котором  показываю детям цифру или пишу ее на доске, а ребёнок откладывают правильное количество предметов. Так же используется этот прием в порядке наоборот:  показываю какое-то количество предметов, а ребёнок поднимает соответствующую им цифру.

 Занятия по изучению состава числа в определенном порядке, я провожу, используя метод Э. С. Калижнюк.

♦  показываю мальчику определенную цифру и затем он на наборном полотне выставляет такое количество предметов, которое соответствует показанной цифре;

♦  самостоятельно подбирает варианты, которые подходят к этому числу;

♦  специально ставлю на наборное полотно меньшее количество предметов, чем нужно; обучающийся  правильно дополняет его, чтобы получилось правильное число.

В дальнейшем происходит обучение в цифровой форме:  показываю какие-то цифры, которые  держу в руке, и спрашиваю, какую из этих цифр нужно переложить в другую руку, чтобы вместе получилось нужное число. Потом ребёнок  выполняет это задание самостоятельно.

После этого проводится обучение счету в письменной форме. На альбомных листах пишет математические примеры, в которых одно из слагаемых пропущено. Ребёнок  должен определить недостающую цифру.

При обучении счету, у ребёнка происходит уточнение таких понятий, как «меньше на 1», «больше на 1», «отнять», «прибавить».

Когда обучающийся учится писать цифры, эффективным приемом являются  задания, при которых даются трафареты изучаемых цифр, и ребёнок их закрашивает и обводит. Необходимо после цифр ставить точку, чтобы ребёнок не переворачивал трафареты. Дополнительно учу вести цифровой ряд слева направо.

При усвоении ребёнком лексической стороны родного языка выявляются некоторые трудности. Например, ребёнок не знает значений тех или иных слов или заменяют значение одного слова на другое, которое может совпадать с ним по значению. Он не понимает значений многозначных слов. Из-за недостаточности социальных контактов представления о предметах и явлениях окружающей среды у ребёнка с ДЦП неполные, а иногда и неправильные. Для развития словаря  провожу  коррекционную работу по совершенствованию восприятия и каких-то представлений с их словесным обозначением и объяснением.

Использую игры и упражнения по описанию предметов и действий, загадыванию и отгадыванию загадок.

Усвоение грамматических форм и категорий языка проходит с трудностью и с нарушениями. Ребёнок с детским церебральным параличом затрудняется при употреблении каких-либо грамматических форм и нередко нарушает всю структуру предложения. Это выражается в том, что он  может пропустить второстепенные члены предложения, предлоги или нарушить порядок слов в предложениях.

Для того чтобы успешно корректировать и формировать грамматические навыки и умения,  подхожу к работе комплексно, т.е. учитываю и речевое, и интеллектуальное развитие ребёнка с детским церебральным параличом.

У ребёнка отмечаются нарушения письменной речи — дисграфии и дислексии. Они возникают из-за недостаточных зрительных впечатлений.

При письме обучающийся пропускает буквы и слоги, смешивает и заменяет согласные.

.Занятия по рисованию  провожу в такой последовательности (по Э. С. Калижнюк): на листе бумаги для рисования в левом углу  ставлю какой-нибудь значок, у ребёнка вырабатываются движения слева направо. Для этого сначала ребёнок тренирует руку не на листе бумаги, а проводит воображаемую линию рукой в воздухе или ведёт мокрым пальцем по доске слева направо. Также  используем такой прием, при котором изображения рисует красками и карандашами,  все время делая  опору на правую руку. При неправильном написании или рисовании  производим сравнение с правильным изображением и проводим сознательный разбор.

Все эти направления коррекционно-педагогической работы способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.

При организации лечебно-педагогических мероприятий важным и необходимым моментом при коррекционной работе является формирование у таких детей желания к деятельности и развитие при этом познавательных интересов. На занятиях я добиваюсь  того, чтобы ребенок получал от заданий и упражнений удовольствие и удовлетворение. Я чаще поощряю  ребенка и таким образом развиваю у него уверенность в своих силах. По мере возможности привлекаю ребенка к выполнению каких-то несложных поручений и участию в общественно полезном труде вместе с другими детьми.

Из-за повышенной физической и интеллектуальной утомляемости ребёнок  с нарушениями опорно-двигательного аппарата  соблюдает режим дня, который предусматривает смену отдыха и трудовой и учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение.Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера

Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2.  Здоровье человека как основная ценность.3.  Ребенок, обучающийся на дому с использованием комп...

Обучение спортивным танцам на колясках детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (методические рекомендации).

Ключевые слова: Адаптивный спорт; социализация; интеграция; реабилитация; спортивные танцы на колясках.Аннотация: Физическая культура и спорт сегодня становятся важнейшим фактором социализации инвалид...

Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Cnfnmz «Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»...

Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга     Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...

Особенности обучения иностранным языкам детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Статья предназначена для педагогов иностранного языка, которые занимаются обучением детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особое внимание уделено особенностям высших психических функций д...

Советы родителям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по организации режима в условиях перехода на дистанционное обучение и длительного пребывания дома.

В  течение ближайших нескольких недель многие семьи будут находиться в режиме самоизоляции. Эта новая, непривычная для нас  ситуация  становится источником стресса и негативных эмоций к...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

      Методические  рекомендации созданы в результате работы по организации образовательного процесса детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дистанционной форме...