Методика использования диагностического инструментария и принципов разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей в условиях ПНДО.
методическая разработка

Лукашёва Ольга Викторовна

Основной целью логопедического обследования ребенка является получение данных, характеризующих речевое развитие. При диагностике особенностей речевой сферы детей важен не только результат, но и возможность организации деятельности по выполнению задания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Использование диагностического инструментария и принципов разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей в условиях ПНДО.

     Основной целью логопедического обследования ребенка является получение данных, характеризующих речевое развитие. При диагностике особенностей речевой сферы детей важен не только результат, но и возможность организации деятельности по выполнению задания. При этом учитывается:

  • степень необходимой организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого;
  • понимание и принятие инструкции;
  • способность к организации целесообразного поведения;
  • выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок.

     Обращается внимание на заинтересованность ребенка, его активность, возможность совместных действий, реакции на неудачу, обучаемость.

     Логопедическое обследование включает в себя ряд компонентов:

  • анализ истории болезни;
  • беседу с родителями;
  • беседу с ребенком;
  • обследование ребенка с помощью различных методик;
  • интерпретацию результатов.

Анализ истории болезни.

     Вопрос о направлении ребенка к логопеду ПНДО решается в основном лечащим врачом. Логопед изучает историю болезни пациента, знакомится с анамнестическими данными, с особенностями возникновения и течения заболевания, результатами других исследований, психическим статусом. Изучение истории болезни позволяет логопеду наметить предварительный план обследования.

Беседа с родителями.

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
  2. Возраст.
  3. Домашний адрес.
  4. Кем направлен в ПНДО (из какого ДОУ, поликлиники).
  5. Жалобы родителей.
  6. Речевое окружение ребенка? Имеются ли недостатки речи в семье? Двуязычие?
  7. Данные о ходе речевого развития:

- первая реакция на звук?

- было ли гуление и во сколько месяцев?

- когда появился лепет и какой?

- в каком возрасте ребенок впервые стал понимать обращенную к нему просьбу (иди ко мне, закрой глазки)

- в каком возрасте ребенок впервые произнес первые слова? Были ли это целые слова (мама, папа, баба) или только слоги (ма, па, ба)?

- когда родители заметили отставание в развитии речи?

- прерывалось ли речевое развитие ребенка? По каким причинам? Как длительно?

Беседа с ребенком.

     Беседа с ребенком позволяет сделать заключение о возможности понимания вопросов и характере участия ребенка в диалоге. В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы – как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса.

  1. Как тебя зовут?
  2. Знаешь ли ты свою фамилию?
  3. Сколько тебе лет?
  4. Как зовут маму (папу, дедушку ,бабушку)?
  5. Где ты живешь (на какой улице ты живешь)?
  6. Есть ли у тебя сестра (брат)?
  7. Как ее (его) зовут?
  8. Сколько ей (ему) лет?
  9. Кто из вас старше?
  10. Ходит ли сестра (брат) в ДОУ (школу)?
  11. Где работает мама (папа)?
  12. Чем они занимаются на работе?
  13. Какое время года сейчас? Какие еще времена года ты знаешь?
  14. Сколько дней в неделе? Назови выходные дни.
  15. Сколько месяцев в году? Назови осенние месяцы.
  16. В каком городе мы живем? В какой стране?

     Во время беседы с ребенком оценивается общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание).

Состояние артикуляционного аппарата.

  1. Губы(толстые, мясистые короткие).
  2. Подвижность губ (Вытянуть вперед трубочкой, растянуть в широкую улыбку; делать попеременно эти упр., меняя ритм движений).
  3. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные без промежутков, отсутствуют верхние, нижние резцы) .
  4. Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий).
  5. Подвижность челюсти (выдвинуть вперед нижнюю челюсть, оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, сомкнуть его).
  6. Небо (высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое).
  7. Язык (массивный, маленький, укороченная уздечка).

     Отмечаются следующие параметры движений:

  1. Тонус.
  2. Активность.
  3. Объем движений.
  4. Точность выполнения.
  5. Длительность.
  6. Замена одного движения другим.

Обследование словаря.

     Отмечается соответствие объема словаря возрастной норме; характеристика активного словаря – наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных; точность употребления слов.

  1. Предметный словарь:

а )объяснить значения слов (холодильник, пылесос);

б )показ и называние частей предметов;

в )уровень обобщений.

  1. Словарь признаков:

а )подбор прилагательных к существительным (лимон – какой?);

б )подбор антонимов.

  1. Глагольный словарь:

а )что делают (повар, учительница, врач)?

б )кто как голос подает (кошка, гусь, петух)?

Обследование грамматического строя речи.

     Отмечается характер аграмматизма и возможность слово- и формообразования.

  1. Употребление существительных в различных падежах в ед. и мн. ч..
  2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
  3. Префиксальное словообразование (шел, летел).
  4. Согласование прилагательных с существительными (синий шар, красная машина).
  5. Согласование существительных с числительными.
  6. Образование прилагательных от имен существительных (сумка из кожи -… ,стакан из стекла -…).
  7. Образование притяжательных прилагательных (чей хвост? чей дом?).

Обследование слоговой структуры слов.

     Отмечается характер искажения: сокращение количества слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков.

  1. Повтори за мной (при грубом нарушении структуры слов):

пта, фта, мна, мну, бутакаво, патакама.

  1. Повтори: елка, паук, стол, шкаф, пушка, бабушка, скамейка, карандаш, приемник, мотоцикл.
  2. Назови по картинкам: табуретка, смородина, поросенок, стрекоза, пирамида.
  3. Повтори предложения:

«Ребята слепили снеговика.»

«Хоккеисты играют в хоккей.»

«На елке зажглись разноцветные лампочки.»

Обследование фонематических процессов.

     Отмечается уровень сформированности фонематического анализа и синтеза.

  1. Выделение 1-го звука в заданном слове.
  2. Выделение последнего звука в заданном слове.
  3. Определение количества и последовательности звуков в заданном слове.
  4. Сосчитать количество слогов в заданном слове.
  5. Составить слово из данных звуков.
  6. Составить слово из данных слогов.
  7. Сосчитать количество слов в заданном предложении.

Обследование навыка самостоятельной речи.

   Отмечается степень сформированности навыка самостоятельного связного высказывания, его последовательность, развернутость, наполнение словаря.

  • Составить рассказ по сюжетной картине;
  • Составить рассказ по серии сюжетных картин;
  • Пересказ.  

                                                                                                     

Обследование чтения и письма.    

   1.Отмечается скорость чтения, используемый способ (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое), выразительность, характер допускаемых ошибок, а так же понимание прочитанного и умение пересказать.

2. Отмечается ведущая рука при письме, скорость письма, уровень сформированности графо-моторных навыков, характер допускаемых ошибок (оптические, акустические, аграмматические, орфографические, синтаксические, пунктационные ).

Примеры логопедических заключений.

     Результаты обследования речи соотносятся с данными условного эталона нормы, что позволяет установить уровень развития речи ребенка и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.

Федор М., 6 лет

«Из анамнеза: У отца была задержка речевого развития. От 5 беременности, 2 родов в 37 недель путем кесарева сечения. Беременность на фоне ХФПН, сочетанного генеза с ВСД по гипертоническому типу. Повыш. АД на протяжении всей беременности, угрозы прерывания с ранних сроков и постоянно. Масса 2050, дл. 45 см. Апгар 8/9. На 3 д.ж. переведен в ДГБ №17, находился месяц. Выписан с диагнозом: гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, син-м пирамид. недостаточности, желтуха новорожденных, внутриутробная гипотрофия 2 ст. РПМР: сел в 9 мес., пошел в 1,5 года. Фразовой речи нет до сих пор. Посещает коррекционный д/с.

При осмотре: На приеме по направлению врача с целью продления пенсионирования. Контакт непродуктивен, внимание удается привлечь на очень короткое время. Обращенную речь понимает в узко-бытовой знакомой ситуации, выполняет простые просьбы («сядь», «пойдем»). Части лица, тела не показывает. Со слов, частично владеет навыками самообслуживания. Собственной речи нет. Проявляет негативизм, плачет. Пирамидку собирает без учета размера колец. Цвета, формы не различает. Наблюдаются стереотипии (раскачивается на стуле). Артикуляционный аппарат обследовать не удалось. Заинтересовался машинками, не играет, тянет предметы в рот. Внимание, память грубо снижены. Моторно неловок.

Заключение: Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности.»

Борис З., 9 лет

«Из анамнеза: Обратились к психиатру с жалобами на неуспеваемость по программе, особенно по русскому языку. Воспитывается матерью, родители в разводе. Родился от 2 беременности, без видимой патологии. Роды срочные, масса 3100 г, дл. 53 см. Ранний постнатальный период спокойный. На первом году жизни неврологом не наблюдался. РПМР: ходит с 9 мес., первые слова около года. Словарный запас пополнялся медленно. Посещает общеобразовательную школу.

При осмотре: на приеме с отцом по направлению врача с целью смены образовательного маршрута.  В контакт вступает постепенно, стеснителен. Обращенную речь и инструкции понимает удовлетворительно. Собственная речь фразовая, аграмматичная. Звукопроизношение нарушено по дизартрическому типу. Объем артикуляционной моторики снижен. Саливация. Искажает слоговую структуру сложных и незнакомых слов. Словарь обеднен. Знания об окружающем отрывочны и бессистемны. Кругозор ограничен бытом. Пространственно-временные представления не четкие. Фонематические процессы не развиты (не может определить количество слогов, звуков в слове, сосчитать количество слов в предложении). Чтение послоговое, медленное. Большое количество специфических ошибок (замены слогов, букв, окончаний; перестановки). Прочитанное понимает фрагментарно, пересказ скуден. Пишет правой рукой, в медленном темпе. Почерк неустойчивый, графо-моторный навык формируется с задержкой. Большое количество акустических замен, пропусков, слитное написание предлогов, не соблюдает границы предложений. Слухо-речевая память снижена. Количество ошибок возрастает при утомлении. Внимание требует корригирующей стимуляции. Астеничен. Соц.-пед. запущенность?

Заключение: Дизартрия стертой формы. Общее недоразвитие речи 3-го уровня. Дислексия. Дисграфия смешанного типа.»

Список литературы.

  1. Логопедия /Под ред. Л.С.Волковой. – М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Хрестоматия по логопедии//Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Селиверстова. М.,1998. 4.1.
  3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.  Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  5. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-232 с.
  6. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с.
  7. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. М., 1978.
  8. И.Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997 – 256 с.
  9. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2005. – 279 с.
  10. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Дрофа, 2009. – 96 с.
  11. Борисенко М.Г., Лукина Н.А.  Диагностика развития ребенка (3-4 года). Практическое руководство по тестированию. – СПб.: Паритет, 2006.
  12. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребенка (4-5 лет). Практическое руководство по тестированию. – СПБ.: Паритет, 2007.
  13. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  14. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам/ под ред. Ж.М. Глозман. – М.: Эксмо, 2010. – 288 с.
  15. Новоторцева Н.В. Большая книга наклеек. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2008.
  16. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2013.—96 с.
  17. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2013. – 88 с.
  18. Современные подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью/Под. ред. А.Д. Виноградовой, В.Н. Вовка – СПб: ЛОИУУ, 1994. – 114 с.
  19. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. – СПб.,2000.
  20. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика дошкольников. – М.: Питер, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный идифференцированный  подход  в обучении умственно отсталыхшкольников....

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики

В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....

Реализация дифференцированного подхода на уроках математики в условиях личностно ориентированного обучения.

Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учит...

«Дифференцированный подход в преподавании математики в условиях личностно - ориентированного обучения»

Каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя природный потенциал. Природа одарила каждого человека способностью к позн...

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ...

Использование диагностического инструментария и принципов разноуровневого дифференциального подхода обследования развития речи детей

  Своевременное, полноценное, всестороннее обследование ребёнка с нарушениями в интеллектуальном и речевом развитии необходимо для определения индивидуального образовательного маршрута, вы...