Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
рабочая программа

Ирина Лебедева

Адаптированная программа составлена с учетом особненностей речевого развития детей группы. Запланировны предполагаемые результаты освоения АОП. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lebedeva.docx57.21 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНА:                                                  УТВЕРЖДАЮ:

на Совете учителей-логопедов                           Заведующий  МБДОУ д/с № 3

Протокол № ___                                                     __________/Е.Д. Раевская

от  «      » _______________2014г                                                        

Адаптированная программа

коррекционно-развивающей работы в средней группе

компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи

(срок реализации 1 год)

                                                                                                                                 

Введено в действие

с _________________

Приказом от _________ № ___________

Содержание………………………………………………………………...

1

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка………………………………………………                                                                                                                                                              

2

1.1. 1. Цель и задачи реализации адаптированной программы………...

2

1.1.2. Принципы и подходы к формированию адаптированной  программы………………………………………………………………....                                                                                                                                                                                                                      

3

1.1.3. Характеристики особенностей развития речи детей                        

 дошкольного возраста……………………………………………………                                                                                                                                         

3

1.2. Планируемые результаты освоения основной адаптированной программы…………………………………………………………………                                      

5

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей…………………………………...

7

2.1.1. Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ………………………………………………………………………....

7

2.1.2. Специальные образовательные программы, методы, пособия, дидактические материалы………………………………………………...                                                                      

10

2.1.3. Циклограмма проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития………………………………………….

11

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы….

12

3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания…….

12

3.3. Распорядок и /или режим дня………………………………………..

12

3.4. Особенности организации традиционных событий, праздников, мероприятий……………………………………………………………….

12

3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………………………………………                                                                                

13

                                   

1. Целевой раздел программы.

1.1. Пояснительная записка.

Программа разработана для детей 5-го года жизни (среднего дошкольного возраста), имеющих речевое заключение: общее недоразвитие речи. Программа рассчитана на 2-ой год обучения в группе компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы разработана на основе:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г;
  • Конституции Российской Федерации;
  • Конвенции  ООН о правах ребенка;
  • ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;
  • «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказа от 30.08.2013г. № 1014 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13.
  • «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Устава ДОУ.

1.1.1. Цель и задачи реализации программы.

Цель:

Создание коррекционно-развивающих условий для качественной коррекции и формирования всех сторон речи у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).

Задачи коррекционного обучения:

  • формировать импрессивную и экспрессивную сторону речи;
  • корригировать дефекты звукопроизношения;
  • формировать звуко-слоговую структуру слова;
  • развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
  • формировать грамматический строй речи;
  • развивать связную речь;
  • уточнять, расширять и обогащать лексический запас;
  • подготовить воспитанников к обучению грамоте;
  • развивать коммуникативную функцию речи.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

В программе заложены следующие принципы:

  • принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • принцип поддержки  инициативы детей в различных видах деятельности;
  • принцип сотрудничества ДОУ с семьей;
  • принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

1.1.3. Характеристика особенностей речевого развития детей.

Количество детей в группе 11 человек: 2 ребенка с ОНР 2-го уровня и

9 детей с ОНР 3-го уровня.

Детям с ОНР 2-го уровня характерны начатки общеупотребительной речи. В своей речи используют 2-х, 3-х, четырехсловную фразу. Встречается, как правильное, так и неправильное согласование и управление слов в предложении. В самостоятельной речи у детей появляются простые предлоги или их лепетные варианты. Сложные предлоги отсутствуют. Из-за недостаточности практического усвоения морфологической  системы языка дети испытывают трудности в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. В речи детей сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению выполняемой функции. Ограниченность словарного запаса проявляется  и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных. Дети испытывают трудности в  понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и часто сводится к простому перечислению событий, действий или предметов. Дети не могут составить рассказ, пересказать текст из 3 – 4 предложений без помощи взрослого.

Используя подсказки, наводящие вопросы они не могут передать содержание сюжетной линии. Затрудняются установить временные и причинно-следственные связи. Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована. Наблюдаются нарушения в произношении от 8 до 13 звуков. Высказывания детей малопонятны,  так как имеются нарушения слоговой структуры слов и их звуконаполняемости.

Детям с ОНР 3-го уровня характерно наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У части детей наблюдается нарушение синтаксической структуры предложения, что выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. Отмечаются попытки употребления предложений сложных конструкций. Например, сложносочиненных предложений с противительным союзом «а». Лексика детей включает все части речи. При этом наблюдается неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Дети образуют существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Дети испытывают трудности при образовании прилагательных от существительных. Отмечаются множественные аграмматизмы. Дети  неправильно употребляют предлоги, родовые, числовые, падежные окончания существительных, местоимений прилагательных, падежные и родовые окончания количественных числительных. Характерно недифференцированное произношение звуков, у части детей отмечаются замены нестойкого характера. Недостатки произношения выражаются в искажении, замене, смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры.

Дети могут повторять трех и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажают их в речевом потоке.

Понимание речи приближается к норме, но еще отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженными приставками и суффиксами.

1.2. Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы.

Результатом освоения данной программы будет выступать:

  • Понимание речи.

Сформированность понимания и употребления некоторых простых предлогов (на, в. под и др.) Развитие начального понимания и использования в речи наиболее часто употребляемых приставочных глаголов (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и др.) Понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.

  • Формирование правильного звукопроизношения.

Сформированность фонематического слуха (различение речевых и неречевых звуков, определение источника звука, дифференциация звуков, далеких и близких по звучанию). Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в речи ребенка. Постановка отсутствующих звуков (раннего и среднего онтогенеза). Автоматизация звуков. Формирование слоговой структуры: дифференцирование коротких и длинных слов; прохлапывание предложенного ритмического рисунка слов; запоминание и проговаривание сочетания однородных слогов (па-па-па) с разным ударением, силой голоса, интонацией; воспроизведение цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и  разных согласных звуков (па-по-пу), из разных согласных и  гласных звуков (па-то-ку), воспроизведение слогов со стечением согласных (то-кто, та-кта). Развитие просодической стороны речи – правильное ротовое дыхание и длительный ротовой выдох, мягкое голосоведение, умеренный темп речи, ритмичность и интонационная выразительность, модуляция голоса.

  • Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Использование в речи отдельных числительных (один, два, много).

Закрепление полученных навыков составления простых предложений по модели («Кто? Что делает? Что?»). Расширение объема предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Вова взял мишку и мяч). Обучение изменению существительных по падежам (дательному, творительному, родительному).

Развитие навыков употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепление навыков согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными с окончанием – «ов» (много столов, грибов, шаров). Формирование навыков согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

Заучивание коротких двустиший и потешек. Закрепление навыков ведение диалога; умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу («Я гуляю, а ты?»). Формирование навыков составления простых рассказов (по картинному и вопросному плану). Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам. Закрепление умения заканчивать предложение, начатое логопедом, одним – двумя словами.

  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.

Сформированность навыка подбора однородных подлежащих, сказуемых, дополнений в предложении (Спит кто? Собака, кошка, сова); названий частей предмета к названию целого (спинка – стул, ветка – дерево); слов к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки – зима, корабль – море); объекта к названию действия  (кататься – велосипед, летать – самолет); отгадывание названий предметов животных, птиц по их описанию). Введение в речь названий геометрических форм, цветов и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень…)

  • Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Сформированность умения выделять из ряда звуков гласные звуки, выполнять анализ и синтез их слияний, выделять начальные ударные гласные из слов, различать эти слова.

Сформированность умения выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов, дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам в ряду звуков, слогов и  слов из трех звуков, научить подбирать слова с заданным звуком.

Сформированность понятий: гласный звук, согласный звук, слог, слово.

  • Формирование коммуникативных навыков.

Сформированность умения «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

2.1.1. Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.

Психолого-педагогическое обеспечение:

  • Обеспечение индивидуально-дифференцированных условий.
  • Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса, учёт индивидуальных особенностей ребёнка, построение образовательной деятельности на адекватной возрасту форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование современных педагогических технологий, в том числе информационно- компьютерных).
  • Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; использование специальных коррекционных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционныхпрограмм, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ОНР; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на речевое нарушение у ребенка, осуществляемое на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях).
  • Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических и умственных перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм), оптимальный режим учебных нагрузок, в соответствии с СанПиН.
  • Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении образовательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Эффективность коррекционно-образовательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителя, воспитателей и специалистов ДОУ.

         Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, заканчивается 30 июня и условно делится на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период – декабрь, январь, февраль, март;

III период – апрель, май, июнь.

Логопедическое обследование проводится три раза в год, с 1 по 15 сентября, с 18 по 29 мая и контрольное с 22.12.2014 по 09.01.2015. Проводится на основе диагностического материала, составленного для обследования речи детей среднего дошкольного возраста на основе специальной литературы, речевая карта (Приложение 1 + картинный материал). После углубленной диагностики проводится анализ состояния речи детей группы. На медико-психолого-педагогическом консилиуме детского сада утверждается индивидуальный маршрут развития воспитанников, представленный в  Индивидуальном плане работы (Приложение 2).

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и других специалистов. Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление Перспективного планирования работы на текущий период (Приложение 3). Планирование корреционно-развивающей работы отражено в Тематическом плане работы (Приложение 4). Календарно-тематический план воспитателя строится на основе тематического планирования работы учителя-логопеда в средней группе   (Приложение 5), в форме обсуждения и выбора форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместного осуществления коррекционно-развивающей деятельности в ходе режимных моментов.

Логопедические фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. На подгрупповых занятиях проводится коррекция общих для всех детей группы речевых проблем, выявленных во время диагностики. На индивидуальных занятиях проводится коррекция звукопроизношения, звукослоговой структуры слова и закрепление материала, который не усвоен на подгрупповых занятиях.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, учитель-логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения, занятия по закреплению речевых навыков.

В течение недели каждый ребенок должен заниматься с воспитателями индивидуально. Прежде всего, учитель – логопед рекомендует индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Учитель – логопед составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых воспитателям для каждой недели работы с учетом особенностей общего и речевого развития детей группы. Ежедневные задания учителя-логопеда воспитателям отражаются в Тетради взаимодействия (Приложение 6) и Тематическом планировании (Приложение 4), включают следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;
  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • индивидуальная работа;
  • рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть, для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми учителем-логопедом.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы в качестве физкультминуток в коррекционно-образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Речевой материал подбирается в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Родители являются участниками коррекционно-образовательных отношений. Для повышения компетентности родителей в вопросах коррекционно-развивающего пространства проводятся:

  • тематические родительские собрания;
  • обучающие семинары;
  • деловые игры;
  • индивидуальные консультации;
  • мастер-классы;
  • методические рекомендации, размещенные в родительском уголке;
  • индивидуальные и подгрупповые занятия в рамках «Дня открытых дверей».

Планирование работы с родителями отражено в Годовом плане учителя – логопеда (Приложение 7).

2.1.2. Специальные образовательные программы, методы, пособия, дидактические материалы.

Программа разработана на основе программ:

  • «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой;
  • примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой (издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО);
  • примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы»;
  • «Коррекция нарушения» программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи под редакцией Т.Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г.В. Чиркиной, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной;
  • «Программы воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией  Л.В. Лопатиной.

В процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы и приемы:

  • организации и осуществления коррекционно-развивающей деятельности;
  • стимулирования и мотивации учения через познавательные игры, ситуации, эмоциональные переживания;
  • словесные – рассказ, беседа;
  • наглядные – демонстрация, иллюстрация;
  • практические – упражнения;
  • логические – индуктивные, дедуктивные, аналогии;
  • гностические – организация и осуществление мыслительных операций (проблемно-поисковые, репродуктивные, исследовательские);
  • многократное повторение материала;
  • опора на сохранные анализаторы;
  • сопряженная и отраженная речь;
  • задания по степени нарастающей трудности;
  • включение заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;
  • разнообразные типы структур занятий, обеспечивающих смену видов деятельности;
  • включение специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
  • четкий и исчерпывающий инструктаж;
  • словесная оценка, фиксирующая отношение ребенка к выполняемой деятельности.

Методические пособия отражены в Паспорте логопедического кабинета (Приложение 8).

Учебно-игровые материалы представлены в Паспорте логопедического кабинета (Приложение 8).

Аудио и  видеоматериалы перечислены в Паспорте логопедического кабинета (Приложение 8).

2.1.3. Циклограмма проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития.

Логопедические занятия в средней группе проводятся по подгруппам, продолжительность 15 – 20 минут, 3 – 4 раза в неделю. Перерывы между занятиями 10 минут. Индивидуальные занятия проводятся 3 – 4 раза в неделю, продолжительность занятий 15 минут.

Виды непосредственно образовательной деятельности

1 период

2 период

3 период

Формирование и развитие лексико-грамматических средств языка

1

1

1

Развитие связной речи

1

1

1

Формирование звуковой стороны речи

1(л)

1(л)

1 (л) + 1

Обучение грамоте

Количество занятий в неделю:

3

3

4

Количество занятий в период:

30

36

32

Коррекционно-развивающая работа во 2 половине дня проводится:

  • воспитателем по заданию учителя – логопеда;
  • воспитателем по дефицитам усвоения разделов коррекционной программы;
  • воспитателем совместно со специалистами ДОУ с использованием принципа организации совместной деятельности ребёнка со взрослым, выстроенной на основе интеграции.

3.Организационный раздел.

3.1. Описание материально-технического обеспечения.

Логопедический кабинет и группа оснащены необходимыми материально-техническими средствами для реализации коррекционно-развивающей работы. В кабинете имеется магнитофон с подобранной фонотекой (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр, для слушания сказок). Материально-технические средства представлены в Паспорте кабинета учителя – логопеда (Приложение 8).

3.2 Методические материалы, средства обучения и воспитания.

Методические материалы представлены в Паспорте кабинета учителя – логопеда (Приложение 8).

3.3 Распорядок и режим дня.

Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей среднего возраста зависит от возрастных, индивидуальных особенностей и социального заказа родителей. Предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности. Режим отвечает всем требованиям действующего СанПиН. При организации режима учитываются сезонные особенности. Поэтому для детей среднего возраста имеется два сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому и режим в каникулярное время (Приложение 9).

 

3.4 Особенности организации традиционных событий, праздников, мероприятий.

Лексические темы планируются в зависимости от традиционных праздников, событий в ДОУ (Приложение 10). Посезонно проходят тематические утренники, где дети обязательно участвуют в небольших театрализованных сценках, рассказывают стихотворения. Учитель – логопед индивидуально для каждого ребенка подбирает доступный по возрасту текст с автоматизированными звуками. Воспитанники принимают участие в общесадовских мероприятиях. Во время весенних каникул дети «демонстрируют» свою речь в  празднике правильной речи – «Театральная весна», на котором подводится итог коррекционной работы и отслеживается уровень речевого развития каждого ребенка. Роли для театральных постановок определяются воспитанникам в зависимости от их речевых возможностей.

3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития детей среднего возраста с учётом особенностей коррекции недостатков речевого развития. Она обеспечивает возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также возможность для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна и доступна, безопасна и комфортна. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и связано с особенностями развития детей с ОНР пятого года жизни, к которым относятся разный темп их развития и особенности общей координации и моторики.

Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, для этого используются: крупные мозаики, пазлы, игрушки с застежками, шнуровки, восковые и акварельные мелки, цветные карандаши, «Волшебный экран», небольшие доски для рисования, раскраски и т.д. Имеются природные материалы: ракушки, камешки для перебирания, крупные бусы, пуговицы для нанизывания. Для самомассажа рук используются палочки, мячики-ежики, палочки – спиральки.

Для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса используются контейнеры с крышками разных форм и размеров.

Речевой материал меняется согласно лексической теме. В речевом центре оставляется часть материала по предыдущей теме, либо темам для закрепления. В рамках темы подобраны игры для совершенствования грамматического строя речи.  В среднем возрасте начинается постановка и автоматизация звуков, поэтому в речевой зоне имеются предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Представлено достаточное количество игрушек – самоделок для работы над дыханием. Для обучения детей рассказыванию подобраны серии опорных картинок с целью заучивания стихотворений, пересказу небольших текстов, «мнемо-схемы» для описания предметов с помощью  «картинок-помощников».

В кабинете учителя-логопеда развивающая среда организована с целью развития не только всех сторон речи, а так же неречевых психических функций. Имеются папки с подобранным лексико-грамматическим материалом, по слоговой структуре слова, по звуковой культуре речи. Подобран материал по развитию связной речи. Представлены игры и игрушки согласно гендерному воспитанию детей. В логопедическом кабинете оборудовано место для занятий у зеркала, где ребенок  выполняет индивидуальные задания. Большое зеркало с лампой дополнительного освещения, удобный стул, подставка для ног, шкаф с полками  для пособий по автоматизации звуков. В качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной гимнастики есть забавная  игрушка, для мимической гимнастики - «мальчишки - помощники». Оборудована этажерка доступная детям, на которой располагается сменный дидактический материал. В кабинете находится небольшой мольберт с магнитами и цветными мелками, наборное полотно с фланелеграфом.

В папках представлен лексико-грамматический материал по всем изучаемым лексическим темам, раздаточный материал для занятий по ЗКР, речевой материал по работе по ССС и формированию фразовой речи.

В кабинете учителя-логопеда созданные условия способствуют максимальному коррекционному эффекту, положительной динамике речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.00 СРЕДНЯЯ ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 4-5 ЛЕТ

Структура и основное содержание адаптированной программы, основные направления коррекционно-развивающей работы, целевые ориентиры....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР), 5-7 лет (старший дошкольный возраст)

Данная программа может быть использована в работе учителей-логопедов в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи)  старшего дошкольного ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 4-5 лет (включительно)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей, профилактической и прсветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ОНРПрограмма предназначена для детей 4-5 лет (включительно)...

Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет (включительно)

Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительскойющей работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНРПрограмма предназначена для детей 5-6 лет (включител...

Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-8 лет (включительно)

Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактическойи просветительской работы в группекомпенсирующей направленности для детей с ТНРПрограмма предназначена для детей 6-8 лет (вклю...

Интегрированное занятие по лексической теме «Посуда» (средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи).

Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении (словарь: чашка, чайник, ложка, нож, ваза, сахарница, молочник, чашка, блюдце). Развитие координации речи с движением, тонкой моторики....

Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя по коррекционной работе с воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 до 7 лет "Капельки"

Решение задач коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи эффективны только при условии комплексного подхода и тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя дошкольного уч...