Речевая карта для ребенка дошкольного возраста
методическая разработка

Речевая карта для ребенка дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая карта для детей старшего дошкольного возраста

Дата поступления в группу_________________________________                                                              

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________

Домашний адрес___________________________________________________                                                                                                              1.Степень общительности:

Легко устанавливает контакт, инициативен в общении, общение устойчивое, неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм.

2.Слуховое внимание:

Определить какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника.

3.Зрительное восприятие:

Показ основных и оттеночных цветов_________________________________

Называние основных цветов____________________________________________

Называние оттеночных цветов________________________________________

4.Зрительно -  пространственный гнозис и праксис:

а) 4-7 лет -  показать правую и левую руку, правую и левую ногу__________

                    5-7 лет -  показать правый и левый глаз, правое и левое ухо________________

б) складывание разрезных картинок из 3-5 частей (5 лет), из 5-8 частей (6 лет) ______________________________________________________________

5. Состояние общей моторики:

а) исследование статической координации движений: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед.  Время выполнения-  5 секунд по 2 раза для каждой ноги_______________________________________                                                                                                                                                                                                                                  

б) исследование динамической координации движений: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями.  Хлопок производить в промежуток между шагами_______________________________________________________________

6.Состояние произвольной моторики пальцев рук:

а) исследование статической координации движений:

- выставить первый и пятый пальцы и удержать в этом положении под счет (1-15) на правой руке, затем на левой   и на обеих руках одновременно;

-показать второй и третий пальцы, остальные пальцы собрать в щепоть-  поза «зайчик», удержать под счет (1-15); выполнение осуществляется в той же последовательности__________________________________________________

б) исследование динамической координации движений:

-попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем (первым),  

начиная со второго пальца правой руки, затем левой, обеих рук одновременно;

-менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (5-8 раз) _____________________________

7.Состояние органов артикуляционного аппарата:

губы -  естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки (укорочены, короткая уздечка верхней губы);

зубы – ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем;                                    

 прикус -  физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний, двусторонний;

строение челюсти -   прогения, прогнатия, норма;

язык – толстый, вялый, напряженный, маленький длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта;

подъязычная уздечка - короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма;

маленький язычок -  отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону;

нёбо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого нёба, расщепление альвеолярного отростка, сумбукозная расщелина.                                                                                                                        

8.Состояние моторики органов артикуляционного аппарата:

а) исследование двигательных функций артикуляционного аппарата:

-сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу под счет до пяти;

-растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу под счет до пяти;

-широко раскрыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть;

-сделать движение нижней челюстью вправо, а затем влево;

-положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до пяти;

-сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким);

-стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (логопед поддерживает рукой спину ребенка);

-широко открыть рот и четко произнести звук [а] (в этот момент в норме мягкое нёбо поднимается)

 б) исследование динамической организации органов артикуляционного аппарата:

-оскалить  зубы,  широко  открыть  рот,  положить  широкий  язык  за  нижнюю  губу,  занести  язык  за  нижние  зубы,  закрыть  рот;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                - широко  открыть  рот,  как  при  звуке  «а»,  растянуть  губы  в  улыбке,  вытянуть  губы  в  трубочку,  закрыть  рот  и  сомкнуть  губы;

- положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот.

9.Состояние мимической мускулатуры:        

-поднять брови вверх («удивиться»)

-нахмурить брови («рассердиться»)

-прищурить глаза

-надуть щеки («толстячок»)

-втянуть щеки («худышка»)

-отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок                                                                                                                                    

10.Состояние просодики:

Голос -  тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый;

Темп речи -  быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный;

Мелодико -  интонационная окраска -  выразительная, маловыразительная, монотонная;

Дыхание -  прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.

Разговорно -  описательная беседа.

Как тебя зовут? ________________________________________________________

С кем ты живешь? _____________________________________________________

Кто из вас старше (младше) брат (сестра)? _______________________________

Кто старше бабушка или мама? _________________________________________

Какие у тебя есть игрушки? ____________________________________________

Общее и умственное развитие.

Показать и назвать  времена  года:  зима,  весна,  лето,  осень______________

Цвета_________________________________________________________________

Назвать  геометрические  фигуры:

Выделение  четвертого  лишнего_______________________________________

Исследование  состояния  звукопроизношения.

 5 - 7  лет:

Звуки

Характер  произношения  звуков

изолированно

в  словах

во  фразах

К,Кь

Г,Гь

Х,Хь

Й

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Ль

Р

Рь

Отметить  характер  нарушения  звукопроизношения:  в  норме,  мономорфное  нарушение,  полиморфное  нарушение:  антропофонический  дефект (вид  искажения);  фонологический  (отсутствие  звука,  замена  звука,  смешение  звуков).

Обследование  состояния   функций  фонематического  слуха

1.Определить  наличие  или  отсутствие  звуков   П,  Т  в  словах:

Попугай,  торт,  пуговица,  атлас,  футболка,  парус,  кот,  кнопка.

Показать  картинки  со  звуками   Н,  К,   Б,  В,  М.

Повторение  слогов  и  слов  с  оппозиционными  звуками:

та-да-та                  ка-га-ка                  да-та-да

кот-год-кот                     том-дом-ком

Подобрать  пары  картинок  к  названным  словам  паронимам:

Крыша -  крыса,  бочка - почка,  коза - коса,  трава -  дрова,  рожки -  ложки.

Обследование  звукового  анализа  слов

1.Выделение  ударного  гласного  из  начала  слова:

ОБЛАКО         ИГЛЫ               УДОЧКА             АИСТ

2.Выделение  конечного  согласного  звука:

КОТ    ЖУК       ДОМ        АВТОБУС         ШАР          СТУЛ

3.Выделение  согласного  звука  в  начале  слова:

ТАНК      КОЗА      САНКИ       РАКЕТА         МЫШЬ      ЛАНДЫШ

Обследование  слоговой  структуры  слова

1.Повторение  вслед  за  логопедом  слов:

ГНЕЗДО                КЛУБОК                ВИНТОВКА                   ТЕЛЕФОН

ВЕЛОСИПЕД       ПОЛОТЕНЦЕ        СКОВОРОДА                 ТЕЛЕВИЗОР

МИЛИЦИОНЕР   АКВАРИУМ          КУКЛА

2.Повторение  словосочетаний:

Певчий  скворец.

Горькая  микстура.

Молодой  парашютист.

3.Повторение  предложений:

Младенец  играет  погремушкой.

Самолет  летит  высоко.

У  военного  винтовка.

Обследование  понимания  речи

1.Пассивный  словарь.

-Покажи,  где  кукла,  стол,  стул.

-Посади  куклу,  мишку  и  т.д.

2.Понимание  различных  форм  словоизменения.

-Возьми  линейку  с  пенала,  из  пенала,  из-под  пенала.

-Положи  карандаш  в  пенал,  на  пенал,  под  пенал.

3.Дифференциация   форм  словообразования.

-Покажи,  где:  дом-домик,  подушка -  подушечка  и  т.д.

-Показать,  где:  шел,  ушел,  вошел,  вышел,  перешел,  зашел,  отошел.

4.Понимание  словосочетаний  и  простых  предложений.

-Покажи:

Ключом  карандаш.                        Ключ  карандашом.

Где  хозяин  собаки?                      Где  собака  хозяина?

- Кого  ловит  девочка?

- Чем  девочка  ловит  бабочку?

- Кто  ловит  бабочку?

Обследование  активного  словаря

1.Назвать  части  тела  человека:

туловище,  рука,  нога,  плечо,  локоть,  колено,  грудь,  живот,  палец.

2.Назвать  части  лица:

волосы,  лоб,  бровь,  глаз,  нос,  ухо,  рот,  губы,  зубы.

3.Подобрать  обобщающие  слова:

ложка,  тарелка  и  т.д.-

юбка,  носки  и  т.д.-

сапоги,  валенки  и  т.д.-

свекла,  морковь  и  т.д.-

лимон,  апельсин  и  т.д.-

диван,  стул  и  т.д.-

еж,  медведь  и  т.д.-

корова,  свинья  и  т.д.-

роза,  василек  и  т.д.-

самолет,  машина  и  т.д.-

4.Назвать  детенышей  животных:

у  коровы -                         у  лисы -

у  свиньи -                          у  зайца -

у  лошади -                        у  медведя -

5.Назвать  малознакомые  предметы.

Памятник,  фонтан,  улей,  клумба,  водопад.

6.Назвать  действия  предметов  и  кто  что  делает.

Самолет  (что  делает?)-                  Повар -  

Лошадь-                                             Врач -

Дятел-        Учитель -

7.Подобрать  слова  с  противоположным  значением  (антонимы):

Черный -                                         длинный -

Кислый -                                         широкий -

Большой -                                       толстый -

Высокий -                                      

8.Образовать  прилагательные  от  существительных:

шкаф  из  дерева  (какой?) -

машина  из  металла -

ручка  из пластмассы -

шапка  из  шерсти -

стакан  из  стекла-

9.Показать  и  назвать  части  предметов:

ЧАЙНИК                        СТУЛ

донышко                       сиденье

носик                             спинка

крышка                           ножки

ручка

10.Образовать  притяжательные  прилагательные:

Чей  хвост?  (Волчий,  заячий,  лисий)

11.  Употребление  предлогов.

Кот  на  доме.                                     Кот  в доме.                                        

Кот  под  домом.                                Кот  за  домом.

Обследование  грамматического  строя 

1.Образование  множественного  числа  существительных  и  родительного  падежа  существительных  множественного  числа.

Кошка -                                          гнездо -                  ухо -

Кровать -                                        письмо -

Лампа -                                           яйцо -

2.Образование  уменьшительно -  ласкательных  форм:

ключ                          ёлка                   гриб                 ведро

пуговица                   кукла                 лопата                чайник

звезда                         стул

3.Образование  приставочных  глаголов (назвать  по  картинкам)

Машина  в  гараж  заезжает.                       Машина  по  дороге  едет.

Машина  из  гаража  выезжает.                  Машина  к гаражу  подъезжает.

Машина  мост  переезжает.                                        

4.Согласование  прилагательных  с  существительными  в  роде (подобрать  как  можно  больше  слов,  обозначающих  цвет,  форму  и  другие  признаки  предметов).

Шарф (какой?)__________________________________________________________

Кофта_________________________________________________________________

Платье________________________________________________________________

5.Согласование  существительных  с  числительными:

                            1                             3                                             5

Ручка _______________________________________________________________  

Карандаш_____________________________________________________________

Яблоко________________________________________________________________

Обследование  состояния  связной  речи

Рассказ  по  серии  сюжетных  картинок  «Ежик».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое  заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата__________________________________                                          

Учитель-логопед МАДОУ №15 «Югорка»____________/Чередова И.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для детей дошкольного возраста

Речевая карта для детей дошкольного возраста...

Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста.

Авторы- составители: Зубарева Екатерина Евгеньевна, Лаура Светлана Константиновна....

Речевая карта для детей дошкольного возраста

Данная речевая карта составлена на основе следующих пособий: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР.Авторы Быховская А.М. Казакова Н.А.; Методика определения уровня речевого ...

РЕЧЕВАЯ КАРТА для детей дошкольного возраста.

Данная речевая карта утверждена Департаментом Образования г. Москвы от "27" июля 2010г. Составлена на основе методических рекомендаций О.А.Безрукова, О.Г. Приходько по ведению речевой к...

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...