Речевая карта для ребенка дошкольного возраста
методическая разработка
Речевая карта для ребенка дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта для детей старшего дошкольного возраста
Дата поступления в группу_________________________________
Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________
Домашний адрес___________________________________________________ 1.Степень общительности:
Легко устанавливает контакт, инициативен в общении, общение устойчивое, неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм.
2.Слуховое внимание:
Определить какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника.
3.Зрительное восприятие:
Показ основных и оттеночных цветов_________________________________
Называние основных цветов____________________________________________
Называние оттеночных цветов________________________________________
4.Зрительно - пространственный гнозис и праксис:
а) 4-7 лет - показать правую и левую руку, правую и левую ногу__________
5-7 лет - показать правый и левый глаз, правое и левое ухо________________
б) складывание разрезных картинок из 3-5 частей (5 лет), из 5-8 частей (6 лет) ______________________________________________________________
5. Состояние общей моторики:
а) исследование статической координации движений: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения- 5 секунд по 2 раза для каждой ноги_______________________________________
б) исследование динамической координации движений: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами_______________________________________________________________
6.Состояние произвольной моторики пальцев рук:
а) исследование статической координации движений:
- выставить первый и пятый пальцы и удержать в этом положении под счет (1-15) на правой руке, затем на левой и на обеих руках одновременно;
-показать второй и третий пальцы, остальные пальцы собрать в щепоть- поза «зайчик», удержать под счет (1-15); выполнение осуществляется в той же последовательности__________________________________________________
б) исследование динамической координации движений:
-попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем (первым),
начиная со второго пальца правой руки, затем левой, обеих рук одновременно;
-менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (5-8 раз) _____________________________
7.Состояние органов артикуляционного аппарата:
губы - естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки (укорочены, короткая уздечка верхней губы);
зубы – ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем;
прикус - физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний, двусторонний;
строение челюсти - прогения, прогнатия, норма;
язык – толстый, вялый, напряженный, маленький длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта;
подъязычная уздечка - короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма;
маленький язычок - отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону;
нёбо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого нёба, расщепление альвеолярного отростка, сумбукозная расщелина.
8.Состояние моторики органов артикуляционного аппарата:
а) исследование двигательных функций артикуляционного аппарата:
-сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу под счет до пяти;
-растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу под счет до пяти;
-широко раскрыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть;
-сделать движение нижней челюстью вправо, а затем влево;
-положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до пяти;
-сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким);
-стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (логопед поддерживает рукой спину ребенка);
-широко открыть рот и четко произнести звук [а] (в этот момент в норме мягкое нёбо поднимается)
б) исследование динамической организации органов артикуляционного аппарата:
-оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык за нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот; - широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбке, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы;
- положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот.
9.Состояние мимической мускулатуры:
-поднять брови вверх («удивиться»)
-нахмурить брови («рассердиться»)
-прищурить глаза
-надуть щеки («толстячок»)
-втянуть щеки («худышка»)
-отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок
10.Состояние просодики:
Голос - тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый;
Темп речи - быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный;
Мелодико - интонационная окраска - выразительная, маловыразительная, монотонная;
Дыхание - прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.
Разговорно - описательная беседа.
Как тебя зовут? ________________________________________________________
С кем ты живешь? _____________________________________________________
Кто из вас старше (младше) брат (сестра)? _______________________________
Кто старше бабушка или мама? _________________________________________
Какие у тебя есть игрушки? ____________________________________________
Общее и умственное развитие.
Показать и назвать времена года: зима, весна, лето, осень______________
Цвета_________________________________________________________________
Назвать геометрические фигуры:
Выделение четвертого лишнего_______________________________________
Исследование состояния звукопроизношения.
5 - 7 лет:
Звуки | Характер произношения звуков | ||
изолированно | в словах | во фразах | |
К,Кь | |||
Г,Гь | |||
Х,Хь | |||
Й | |||
С | |||
Сь | |||
З | |||
Зь | |||
Ц | |||
Ш | |||
Ж | |||
Ч | |||
Щ | |||
Л | |||
Ль | |||
Р | |||
Рь |
Отметить характер нарушения звукопроизношения: в норме, мономорфное нарушение, полиморфное нарушение: антропофонический дефект (вид искажения); фонологический (отсутствие звука, замена звука, смешение звуков).
Обследование состояния функций фонематического слуха
1.Определить наличие или отсутствие звуков П, Т в словах:
Попугай, торт, пуговица, атлас, футболка, парус, кот, кнопка.
Показать картинки со звуками Н, К, Б, В, М.
Повторение слогов и слов с оппозиционными звуками:
та-да-та ка-га-ка да-та-да
кот-год-кот том-дом-ком
Подобрать пары картинок к названным словам паронимам:
Крыша - крыса, бочка - почка, коза - коса, трава - дрова, рожки - ложки.
Обследование звукового анализа слов
1.Выделение ударного гласного из начала слова:
ОБЛАКО ИГЛЫ УДОЧКА АИСТ
2.Выделение конечного согласного звука:
КОТ ЖУК ДОМ АВТОБУС ШАР СТУЛ
3.Выделение согласного звука в начале слова:
ТАНК КОЗА САНКИ РАКЕТА МЫШЬ ЛАНДЫШ
Обследование слоговой структуры слова
1.Повторение вслед за логопедом слов:
ГНЕЗДО КЛУБОК ВИНТОВКА ТЕЛЕФОН
ВЕЛОСИПЕД ПОЛОТЕНЦЕ СКОВОРОДА ТЕЛЕВИЗОР
МИЛИЦИОНЕР АКВАРИУМ КУКЛА
2.Повторение словосочетаний:
Певчий скворец.
Горькая микстура.
Молодой парашютист.
3.Повторение предложений:
Младенец играет погремушкой.
Самолет летит высоко.
У военного винтовка.
Обследование понимания речи
1.Пассивный словарь.
-Покажи, где кукла, стол, стул.
-Посади куклу, мишку и т.д.
2.Понимание различных форм словоизменения.
-Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
-Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.
3.Дифференциация форм словообразования.
-Покажи, где: дом-домик, подушка - подушечка и т.д.
-Показать, где: шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.
4.Понимание словосочетаний и простых предложений.
-Покажи:
Ключом карандаш. Ключ карандашом.
Где хозяин собаки? Где собака хозяина?
- Кого ловит девочка?
- Чем девочка ловит бабочку?
- Кто ловит бабочку?
Обследование активного словаря
1.Назвать части тела человека:
туловище, рука, нога, плечо, локоть, колено, грудь, живот, палец.
2.Назвать части лица:
волосы, лоб, бровь, глаз, нос, ухо, рот, губы, зубы.
3.Подобрать обобщающие слова:
ложка, тарелка и т.д.-
юбка, носки и т.д.-
сапоги, валенки и т.д.-
свекла, морковь и т.д.-
лимон, апельсин и т.д.-
диван, стул и т.д.-
еж, медведь и т.д.-
корова, свинья и т.д.-
роза, василек и т.д.-
самолет, машина и т.д.-
4.Назвать детенышей животных:
у коровы - у лисы -
у свиньи - у зайца -
у лошади - у медведя -
5.Назвать малознакомые предметы.
Памятник, фонтан, улей, клумба, водопад.
6.Назвать действия предметов и кто что делает.
Самолет (что делает?)- Повар -
Лошадь- Врач -
Дятел- Учитель -
7.Подобрать слова с противоположным значением (антонимы):
Черный - длинный -
Кислый - широкий -
Большой - толстый -
Высокий -
8.Образовать прилагательные от существительных:
шкаф из дерева (какой?) -
машина из металла -
ручка из пластмассы -
шапка из шерсти -
стакан из стекла-
9.Показать и назвать части предметов:
ЧАЙНИК СТУЛ
донышко сиденье
носик спинка
крышка ножки
ручка
10.Образовать притяжательные прилагательные:
Чей хвост? (Волчий, заячий, лисий)
11. Употребление предлогов.
Кот на доме. Кот в доме.
Кот под домом. Кот за домом.
Обследование грамматического строя
1.Образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа.
Кошка - гнездо - ухо -
Кровать - письмо -
Лампа - яйцо -
2.Образование уменьшительно - ласкательных форм:
ключ ёлка гриб ведро
пуговица кукла лопата чайник
звезда стул
3.Образование приставочных глаголов (назвать по картинкам)
Машина в гараж заезжает. Машина по дороге едет.
Машина из гаража выезжает. Машина к гаражу подъезжает.
Машина мост переезжает.
4.Согласование прилагательных с существительными в роде (подобрать как можно больше слов, обозначающих цвет, форму и другие признаки предметов).
Шарф (какой?)__________________________________________________________
Кофта_________________________________________________________________
Платье________________________________________________________________
5.Согласование существительных с числительными:
1 3 5
Ручка _______________________________________________________________
Карандаш_____________________________________________________________
Яблоко________________________________________________________________
Обследование состояния связной речи
Рассказ по серии сюжетных картинок «Ежик».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата__________________________________
Учитель-логопед МАДОУ №15 «Югорка»____________/Чередова И.Н./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-731019-1452427722.jpg)
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-824455-1475504588.jpg)
Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста.
Авторы- составители: Зубарева Екатерина Евгеньевна, Лаура Светлана Константиновна....
Рекомендации родителям по подготовке руки ребенка дошкольного возраста (младшего школьного возраста) к письму
рекомендации родителям по подготовке руки к письму...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/01/picture-689131-1464773647.jpg)
Речевая карта для детей дошкольного возраста
Данная речевая карта составлена на основе следующих пособий: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР.Авторы Быховская А.М. Казакова Н.А.; Методика определения уровня речевого ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/09/picture-236112-1702144965.jpg)
РЕЧЕВАЯ КАРТА для детей дошкольного возраста.
Данная речевая карта утверждена Департаментом Образования г. Москвы от "27" июля 2010г. Составлена на основе методических рекомендаций О.А.Безрукова, О.Г. Приходько по ведению речевой к...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-943763-1505675417.jpg)
Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».
Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...