РЕЧЕВАЯ КАРТА для детей дошкольного возраста.
тест

Оськина Софья Александровна

Данная речевая карта утверждена Департаментом Образования г. Москвы от "27" июля 2010г. 

Составлена на основе методических рекомендаций О.А.Безрукова, О.Г. Приходько по ведению речевой карты  ребёнка дошкольного возраста.Подробно расписана необходимая информация  обследуемого с 0-4 лет.  Оформление  речевой карты является максимально стандартизированной и универсальной для логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rk_forma_no_1.docx18.18 КБ
Файл rk_forma_1_polnaya_versiya.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Форма № 1

Утверждена Департаментом

Образования г. Москвы

«27»   июля 2010 г.

ГУКЗ МО  «Видновский специализированный дом ребенка»

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «___»  ____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________ возраст _________________

Родители (законные представители) ____________________________________________________________

  1. РЕЧЕЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ
  1. Понимание обращенной к ребёнку речи (импрессивная речи)------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  2. Характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй, звуковая сторона речи)-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  1. СОЦИАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ:

2.1. Контактность----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.2. Эмоциональная сфера------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.3. Средства общения (вербальные и невербальные)---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.4.  Навыки самообслуживания----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

3.1. Внимание----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3.2.  Познавательная активность  и мотивация деятельности-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3.3.  Адекватность и характер деятельности (манипулятивной, предметной, предметно-игровой)__

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.4. Запас знаний об окружающем мире---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.5Сенсорное развитие:

- зрительное восприятие----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-слуховое восприятие------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-восприятие пространственных отношений-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    4.1.  Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

   4.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис)----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОНОГО АППАРАТА

5.1. Строение артикуляционного аппарата-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.2.Двигательные функции артикуляционного аппарата--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.3. Речевое дыхание, голосообразование, просодика-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

6.1. Особенности доречевого развития--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.2. Специфические особенности речи и речевого поведения----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------6.3. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребёнок-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

РЕКОМЕНДАЦИИ-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЛОГОПЕД  ______________________________(_____________________)



Предварительный просмотр:

Форма № 1

Утверждено Департаментом

Образования г. Москвы

«27»   июля 2010 г.

ГУКЗ МО «Видновский специализированный дом ребенка»

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «___»  ____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________ возраст _________________

Родители (законные представители) __________________________________________________________

  1. РЕЧЕЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ
  1. Понимание обращенной к ребёнку речи (импрессивная речи):
  • «не понимает обращенную к нему речь»;
  • «понимание обращенной к ребёнку речи ограничено хорошо знакомой ситуацией общения, ребёнок способен выполнять только элементарные словестные инструкции»;
  • «понимание обращенной к ребёнку речи ограничено обиходно-бытовой тематикой, ребёнок способен выполнять достаточно сложные речевые конструкции»;
  • «понимание обращенной к ребёнку речи в полном объеме»
  1. Характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй, звуковая сторона речи):
  • «полное отсутствие звуковых и словестных средств общения»;
  • «произносит отдельные звуки, звукокомплексы»___________________________________
  • «произносит несколько лепетных, общеупотребительных слов и звукоподражательных комплексов»__________________________________________________________________
  • «в речи присутствуют лепетные слова и звукоподражания, при этом активно используются невербальные средства общения (выразительная мимика, жесты, интонация).__________________________________________________________________
  • «словарный запас состоит в основном из слов, обозначающих предметы, объем глагольного словаря резко ограничен; для осуществления своего коммуникативного намерения ребенок использует общеупотребительные слова, простые деграмматикализованные-фразы»_____________________________________________________________________

  • «словарный запас ребенка позволяет осуществлять коммуникацию в хорошо знакомых бытовых ситуациях: в основном в речи присутствуют слова, обозначающие предметы и действия; выявляется недостаток слов, обозначающих признаки и качества предметов; в речи часто происходит смешение или замены слов, обозначающих предметы или действия. Визуально схожие или ситуативно близкие; наблюдается недостаток ассоциативных связей между словами; речь характеризуется грубой аграмматичностью как в морфологическом, так и в синтаксическом плане;  ярко выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка, игнорирование предлогов, нарушение синтаксической структуры предложений»________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • «лексикон ребенка в основном состоит из слов, обозначающих предметы и наиболее распространенные действия; наблюдается дефицит слов, обозначающих признаки и состояния предметов; недостаточность грамматического строя речи проявляется в ошибках формоизменения ( ошибки в падежных окончаниях существительных мн.ч, личных окончаниях глаголов, ошибки в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе); наблюдаются выраженные трудности формирования словообразовательной деятельности (трудности понимания значения суффиксов и приставок)»;____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • «Речь ребенка характеризуется достаточным объемом вербальных средств, позволяющих осуществлять полноценную коммуникацию»;
  • «Фонационная сторона речи характеризуется большим количеством антропофонических (фонетических) дефектов, смешениями, искажениями, заменами звуков, несоблюдением слоговой структуры слова, орфоэпических норм языка; просодическая организация речи характеризуется слабой модуляцией голоса, неадекватным интонационным оформлением высказывания; речь невнятная, «мазанная», малопонятная для окружающих»
  • «произносительная сторона речи характеризуется  фонетико-фонологическими дефектами: искажениями звуков, взаимозаменами, недостатками просодического оформление речи; фонематический слух нарушен / нарушен незначительно; разборчивость речи несколько снежена, речь нечеткая»;
  • «фонационная сторона речи не нарушена».
  1. СОЦИАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ:

2.1. Контактность

  • «в контакт не вступает, не обращает внимание и не отвечает на инициативу взрослого, в ответ на попытки со стороны взрослого наладить контакт проявляет негативные эмоции (плачет, кричит) или остается беззвучным»
  • «контакт формальный, чисто внешний»;
  • « в контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет в нем заинтересованности, изредка откликается на инициативу взрослого, часто отвлекается, игнорирует обращение к нему»;
  • «контакт избирательный, только с определенными людьми и в определенной ситуации; в зависимости от этого проявляет либо положительные (улыбка, смех, движения навстречу), либо отрицательные ( крик, плач, агрессивные действия) эмоции)»
  • «легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно выполняет просьбы и инструкции взрослого, откликаясь положительными эмоциями; следит за выражением лица другого человека, чутко реагирует на него»

2.2. Эмоциональная сфера

  • «Эмоциональные реакции при общении со взрослым выражены слабо, отличается однообразием, преобладанием отрицательных эмоций»
  • «проявляет индифферентность и неадекватность эмоций при общении с другими людьми, эмоциональный фон отличается лабильностью и недиференцированностью»
  • «эмоциональный фон характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, наблюдается колебания настроения, капризность»
  • «характерна общая эмоциональная активность, реакции адекватны, устойчивы, дифференцированы в зависимости от ситуации».

2.3. Средства общения (вербальные и невербальные)

  • «общение слабо выражено и реализуется посредством недифференцированных движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой и криком»
  • «общение осуществляется посредством движений тела, головы, улыбки, голосовых реакций»
  • «общение осуществляется посредством дифференцированных голосовых и мимических реакций, выразительного взгляда, естественных и специальных жестов»
  • «общение осуществляется с помощью вербальных средств»

2.4.  Навыки самообслуживания( прием пищи, одевание/раздевание)

  • «полное отсутствие навыков самообслуживания и мотивации к их освоению»
  • «элементарные навыки частично сформированы; при малейшем затруднении ребёнок отказывается от их тренировки; выполнение действий характеризуются неловкостью»
  • «владение навыками с небольшой помощью взрослого»
  • «навыки самообслуживания сформированы в необходимом объеме»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

3.1. Внимание

  • «низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребёнок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте)»
  • «внимание неустойчивое, поверхностное, ребенок очень быстро истощается»
  • «наблюдаются трудности концентрации произвольного внимания»
  • «внимание недостаточно устойчивое»
  • «внимание устойчивое»

3.2.  Познавательная активность  и мотивация деятельности:

  • «крайне низкая познавательная активность   мотивация предметной, предметно-игровой деятельности»
  • «низкая познавательная активность и мотивация к различным видам деятельности, наблюдается немотивированная избирательность познавательной деятельности»
  • «отмечается некоторая недостаточность познавательной активности и мотивации к предметной деятельности»
  • « ярко выраженная познавательная активность и мотивация к предметной, предметно-игровой деятельности»

3.3.  Адекватность и характер деятельности (манипулятивной, предметной, предметно-игровой):

  • «интереса к игрушкам не проявляет (не совершает никаких манипуляций с игрушками, в совместную игру со взрослым не включается»
  • «проявляет поверхностный , очень нестойкий интерес к игрушкам, предметам»
  • «недостаточно стойкий интерес к игрушкам и предметам»
  • «проявляет стойкий интерес к игрушкам и предметам»
  • « проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам, охотно включается в совместную игру  со взрослым»
  • «совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета»
  • «игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением);
  • «совершает недифференцированные манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно: постукивает,  перекладывает, тянет в рот, кусает, бросает)»
  • «совершает специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов»
  • «совершает осознанные предметные действия – использует предметы в соответствии с их  функциональным назначением»
  • «ребенок способен осуществлять процессуальные действия»
  • «в деятельности ребенка присутствует элементарная игра»

3.4. Запас знаний об окружающем мире:

  • «запас знаний  об окружающем мире крайне  низкий»
  • «запас знаний об  окружающем мире ниже возрастной нормы»
  • «запас знаний об окружающем мире соответствует возрасту»

3.5 Сенсорное развитие:

-3.5.1.зрительное восприятие:        

  • «сформировано / не сформировано зрительное сосредоточение (удерживает в поле зрения неподвижного объекта: лица взрослого, игрушки)»
  • «визуальное прослеживание движений объекта в пространстве: фрагментарное/плавное»
  • «узнает / не узнает, различает  / не различает близких и чужих людей»
  • «зрительное изучение людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся в поле зрения,  удаленных предметов, произвольное перемещение взгляда с одного предмета на другой»
  • «доступно / не доступно узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на картинках с реалистичными изображениями одного предмета»
  • «дифференцирует / не дифференцирует игрушки и картинки с изображением одного предмета» (сличение предметов, игрушек с их изображением – с 1г.6м)
  • «распознает / не  распознает предметы, игрушки на  предметных и сюжетных картинках»
  • «соотносит / не соотносит (сличает) предметы по цвету, форме, величине»
  • «различает / не различает предметы по цвету, форме, величине» ( с 2х лет)
  • «определяет / не определяет цвет, форму, величину предметов» ( с 2-2,5 лет)

-3.5.2.слуховое восприятие:

  • « слуховое внимание к речи взрослого сформировано / не сформировано»;
  • «слуховое сосредоточение на различных звуках  сформировано / не сформировано»
  • «наблюдается / не наблюдается ориентировочно-поисковая реакция  (ищущие повороты головы) на звуковые раздражители, голос и речь взрослого»
  • « улавливает / не улавливает локализацию звука в пространстве»  (повороты головы в сторону невидимого источника звука и его нахождение)
  • «дифференцирует / не дифференцирует тембровую окраску  и интонацию голоса матери ( или  другого близкого человека)  и чужих людей»
  • «откликается / не откликается на свое имя, отличает / не отличает его от чужого имени»

- 3.5.3. восприятие пространственных отношений:

  • « знает / не знает части тела и лица»
  • «ориентируется / слабо ориентируется / не ориентируется в схеме собственного тела»
  • «доступно / не доступно восприятие целостного образа предмета»
  • «дифференцирует / не дифференцирует понятия пространства (справа, слева, выше, ниже, дальше, ближе, впереди, сзади, в центре)»
  • «сформирован / не сформирован конструктивный праксис»

4.ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

   4.1.  Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы:

   4.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис):

  • «основные двигательные навыки сформированы / сформированы  недостаточно  / не сформированы»;
  • «наблюдается нарушения первичной моторной функции : снижение силы ; нарушения тонуса:  спастичность /гипотония/ дистония; нарушения координации движения (атаксия);  непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы лица и языка)»;
  • « наблюдаются нарушения отдельных аспектов сенсомоторной функции: нарушения схемы тела, нарушение зрительно-моторной координации; моторные диссоциации:  содружественные  движения (синкинезии, нарушение согласованности движения рук»;
  • «наблюдаются диспраксические (апракические) расстройства: конструктивной деятельности               ( конструктивного диспраксиса); артикуляционного аппарата (графомоторная диспраксия); наблюдаются нарушения восприятия и выражения эмоции»

Оральный праксис:

Семиотика нарушений орального праксиса: отсутствие мышечного-суставного чувства в артикуляционных органах, слабость кинестетических  ощущений артикуляционных поз; нарушение последовательности, плавности артикуляционных движений»

Постуральный праксис:

Семиотика нарушений постурального праксиса: отсутствие мышечно-суставного чувства в теле и конечностях, слабость кинестетических ощущений поз тела и конечностей; нарушение последовательности, плавности движений и конечностей.

5. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОНОГО АППАРАТА

5.1. Строение артикуляционного аппарата  

Нарушено / не нарушено – строение артикуляционного аппарата без особенностей»

  • -зубочелюстные аномалии: нарушение прикуса (прогнатия / прогения ), неправильное положение зубов,  их формы и величины, аномалии языка (макро- и микроглоссия);
  • -аномалии уздечек верхней / нижней губы и языка;
  • -расщелины губы, твёрдого и мягкого нёба, деформации челюсти, несмыкание губ). ______________________________________________________________________________________

5.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата  

Нарушено / не нарушено- двигательные функции сохранены, артикуляционные позы выполняет»

  • -(речедвигательные расстройства (неврологический синдром в артик. моторике): спастический парез / гиперкинезы / атаксия;
  • - нарушения функций лицевой мускулатуры : тонус мышц лица (спастичность, гипотония, дистония), сглаженность носогубной складки, ассимитрия лица, гиперкинезы языка, синкинезии, тонус мышц губ ( спастичность, гипотония, дистония), ограничение подвижности губ;
  • -нарушение функций мускулатуры языка :  тонус мышц языка (спастичность, гипотония, дистония), девиация языка, гиперкинезы языка, тремор языка;
  • -нарушение функций мускулатуры мягкого нёба : малоподвижное мягкое нёбо, провисание нёбной занавески, повышенный или пониженный нёбный и / или глоточный рефлекс;
  • -вегетативные расстройства : гиперсаливация (постоянная или усиливающаяся при определённых условиях), покраснение / побледнение кожных покровов;
  • -нарушение акта приёма пищи : отсутствие или затруднение жевания твёрдой пищи, попёрхивание, захлёбывание при глотании).

5.3. Речевое дыхание и голосообразование

Не нарушено « речевое дыхание свободное, голос хорошо модулированный, сильный, звонкий»

Нарушено___________________________________________________________________________________

  • -  нарушение ритма речевого дыхания : затруднённое, поверхностное, неритмичное,;
  • -  нарушение дифференциации  носового вдоха и ротового выдоха, выдох укорочен, вдох неглубокий;
  • - нарушения голосообразования  (афония, дисфония);
  • -  нарушения высоты ( очень низкий или очень высокий (писклявый) голос, силы ( очень тихий / излишне громкий голос), тембра ( охриплость, назализованный), повышенная утомляемость голоса).

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

6.1. Особенности доречевого развития----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.2. Специфические особенности речи и речевого поведения------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.3. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребёнок-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

РЕКОМЕНДАЦИИ-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЛОГОПЕД  ______________________________(_____________________)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.

Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....

Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста

В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации  дошкольников и ее влияние на развитие речи  и черты личности....

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

ull;Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъе...

Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

"Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на родительской конференции...

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Представляет интерес для родителей дошкольников....