Участие в работе методического объединения учителей
материал

Моя методическая тема  самообразования «Формирование познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературного чтения посредством ИКТ».

Цель работы : выявить особенности формирования познавательных интересов у школьников с недостатками интеллекта на уроках 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ

Одной из основных функций основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в школе:

1.технология  разноуровневого обучения

2.коррекционно - развивающие технологии

3.технология проблемного обучения

4.метод проектов

5.игровые технологии

6.информационно-коммуникационные технологии

7.нравственная технология

8.здоровьесберегающие технологии

Технология разноуровневого обучения.

Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности обучающихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

А в настоящее время технология  разноуровневого  обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей  школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые).

Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

Анализируя знания обучающихся с применением элементов разноуровневого обучения ,можно сделать следующие выводы:

Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Повышается  рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Технология проблемного обучения

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

Игровые технологии

В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

В качестве части урока (при работе с терминами).

Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?

Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии на уроках использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Обучающиеся  с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются  непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

Технология нравственного воспитания

способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». На уроках применяю презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся.

На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

Сначала устно обсуждаем новый материал, затем  работаем с перфокартами, анализируем таблицы, схемы,  т.е. на уроке постоянно происходит смена деятельности учащихся. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения  в школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Активно внедряю «физкультминутки» в структуру урока. На своих уроках я провожу различные виды физминуток, стараюсь их разнообразить. Физминутки могут проводиться в различной форме и воздействовать на различные органы.

Слежу за правильностью осанки учеников. На уроках использую релаксации. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения.

Последовательно и целенаправленно проводить воспитательную работу в процессе занятий по формированию здорового образа жизни, физического самовоспитания. Проводить профилактическую работу среди учащихся с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных привычек. Соблюдать гигиенические условия в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски. Продолжить свою работу с использованием различных методов обучения. Использовать частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости. На занятиях поддерживать спокойную деловую обстановку

Заключение

Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения

Слайд 2

Слово «технология» (греч. techne - искусство, мастерство 1о gos - наука) — наука о мастерстве

Слайд 3

Понятие педагогической технологии Это процессная система совместной деятельности учителя и учащихся .

Слайд 4

Структура педагогической технологии: Цели Содержание Средства Диагностика

Слайд 5

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ технология разноуровневого обучения коррекционно - развивающие технологии технология проблемного обучения метод проектов личностно-ориентированное обучение, игровые технологии информационно-коммуникационные технологии нравственная технология здоровьесберегающие технологии

Слайд 6

Технология игровых методов обучения По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие. Познавательные, воспитательные, развивающие. Репродуктивные, продуктивные, творческие. Коммуникативные, диагностические и другие

Слайд 7

Здоровьесберегающие технологии Организация урока с точки зрения здоровьесбережения Зарядка для глаз Пальчиковая гимнастика Физминутки Задания со здоровьесберегающим содержанием Эмоциональные разрядки

Слайд 8

Информационно-коммуникационные технологии средство наглядности звуковое оформление уроков презентации к урокам тесты

Слайд 9

Проблемное обучение создание проблемных ситуаций обучение учащихся в процессе решения проблем сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде

Слайд 10

Коммуникативные технологии работа в группах работа в парах сменного состава работа в парах постоянного состава

Слайд 11

Вывод: описание любого педагогического опыта можно считать педагогической технологией, если определены: конкретная цель дидактические приёмы условия и ресурсы, средства обучения способы диагностики

Слайд 12

Любые образовательные технологии – это ещё не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.



Предварительный просмотр:

 КОУ «Берёзовская школа-интернат»

 Активизация познавательной деятельности учащихся

 на уроках русского языка и литературного чтения посредством ИКТ

Учитель: Манджиев Вадим Иванович

Березово 2019


ВВЕДЕНИЕ

Работа по данной теме осуществляется в Казенном общеобразовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Мы работаем с категорией детей, имеющих нарушение интеллекта. Основная цель обучения - практическая подготовка подростков к будущей жизни в семье, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.

        Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества. Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевая сфера в ряде случаев нарушена.

        Ребенок с проблемами в развитии, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей.

        Поэтому задача коррекционной школы заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Большим потенциалом в преодолении недостатков психического развития умственно отсталых детей, в том числе и недостатков социальной перцепции (восприятие человека человеком), обладают уроки русского языка. Русский язык является одним их основных предметов в специальной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Но для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательной деятельности, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Считаю, что именно использование ИКТ вызывает живой интерес и служит фактором активизации познавательной деятельности. Поэтому я пришел к выводу, что одним из направлений моей работы должно стать повышение мотивации к изучению русского языка посредством ИКТ.

        Исходя из выше сказанного, поставлена цель работы:

Подтвердить эффективность использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности на уроках.

        Для выполнения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить теоретические источники по данной проблеме.
  2. Выявить наиболее эффективные способы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.
  3. Проверить на практике позитивное влияние ИКТ на активизацию познавательной деятельности, повышение качества знаний, развитие интереса к  предмету.
  4. Разработать серию уроков, внеклассных занятий с использованием ИКТ, направленных на решение поставленной цели.

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку.

Предметом исследования – использование компьютера при обучении русскому языку учащихся с нарушением интеллекта.

Основные понятия проблемы активизации познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования активности детей. Под активностью ребёнка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельности отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний  и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Селевко Т.К. отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологией.

Познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта отличается наличием всех уровней. Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания это естественная потребность учащихся. Но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению её в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то, положительное, что оказывает влияние на познавательную деятельность учащихся с нарушением интеллекта.

Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Психолого-педагогическое обоснование использования ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся  с нарушением интеллекта в учебной деятельности.

В процессе обучения необходимо активизировать умственную деятельность детей, подводя их к самостоятельному определению причин и следствий. Для этого необходимо умелое сочетание наглядных и словесных средств обучения; больше ставить перед детьми конкретных практических задач; вовлекая их в практическую деятельность.

Особенности восприятия и осмысления умственно отсталыми детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Необходимым условием преднамеренного запоминания является осмысливание материала, установление существенных  связей между отдельными приемами запоминания. Надо сравнивать сходные между собой объекты, расчленять материал на составные части, устанавливая связь между ними, вырабатывать умение сопоставлять результаты своей работы  с оригиналом.

У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия – представлений. При проведении коррекционной работы надо иметь в виду, что на сохранение образа положительное влияние оказывает сочетание словесного описания и наглядных средств.

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе коррекционной школы VIII вида сможет стать не только новым средством обучения, но важным средством коррекции психических функций аномального ребенка. Их использование обеспечит:

- мотивацию учащихся и активизацию их познавательной и умственной деятельности;

- усилит визуализацию восприятия учебного материала;

- предоставит каждому ученику свободу выбора темпа, средств и форм деятельности;

- сможет показать уровень и виды необходимой помощи учащимся в процессе решения учебных задач;

- даст умение находить существенно более эффективные способы решения традиционных задач специального обучения;

Цели использования информационных технологий на уроке:

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- приблизить урок к мировосприятию детей с нарушенным интеллектом;

 - установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

- помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

Эффективность формирования познавательных интересов детей с нарушенным интеллектом на уроках русского языка и чтения достигается через использование ИКТ.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

- узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

- динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;

- оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников.;

- оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

        Различное восприятие информации учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала.

        Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно.

        Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:

 - информация на экране должна быть структурирована;

- визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

- темп работы должен варьироваться;

- периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;

- содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

        

        Соотношение цветов в цветовой палитре информационного ресурса может формировать и определенный психологический настрой. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, – перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора, что, безусловно, следует учитывать при стремлении к соблюдению требований эргономики и здоровьесбережения.

        В целях оптимизации изучения информации, на экране рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются:

- изображение главного объекта более ярким цветом,

- изменение размера, яркости, расположения,

- выделение проблесковым свечением.

Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. В присутствии доброжелательного инструктора – машины - обучение становится более занимательным для детей, так как некоторые образовательные программы включают элементы компьютерных игр. Важно умело использовать игру для учебных целей.

        Компьютер гарантирует конфиденциальность. Результаты деятельности ученика известны только ему. Задача учителя сохранить психологически комфортную атмосферу, при которой не снижается самооценка ученика.

        Учителю полезно знать о методических достоинствах компьютерного обучения:

- способность компьютера моментально реагировать на введенную    информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений;          

- компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения;        

- компьютер лучше соответствует принципам индивидуального обучения;

- систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий.

Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой -  в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  и ученики для защиты проектов.

2. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

Урок с мультимедийной поддержкой.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Определимся еще с несколькими терминами. Назовем мультимедийным урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

- для обобщения, систематизации знаний.

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Мультимедиа презентации на уроках

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

- иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Преимущества использования ИКТ:

  1. возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент,  что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
  2. интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);
  3. этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

Применение ИКТ способствует развитию познавательной деятельности учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

        Информационные технологии применяю не только в образовательном процессе, но и в воспитательной работе. Я являюсь классным руководителем. Тематические классные часы планирую и провожу при поддержке ИКТ. Это позволяет обеспечить положительную мотивацию, создать условия для получения полной и доступной информации по выбранной теме. Вместе с тем положительно влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Дети с интересом принимают участие в классных часах с использованием ИКТ.

 Для разработки классных часов использую материалы интернет-сайтов: «Завучинфо», «1 сентября», «Сеть творческих учителей» и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, реализуются творческие возможности. 

Использование ИКТ на уроках русского языка, чтения и во внеклассной деятельности позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал учащихся.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Опыт применения ИКТ позволяет с уверенностью судить об эффективности воздействия ИКТ на развитие детей с нарушением интеллекта. ИК-технологии позволяют осуществить более индивидуальный подход к ребенку и обеспечить возможность подбора каждому ребенку заданий, адекватных лично для его темпа и способа усвоения знаний.

Дети с нарушением интеллекта лучше воспринимают информацию и запоминают учебный материал, когда на уроке используется наглядность. Компьютер позволяет улучшить качество предложенной наглядности. Использование ИКТ помогает эффективно использовать пространство урока. ИКТ способствует:

-стимулированию речемыслительной деятельности учащихся;

-развитию речи, расширению словарного запаса;

-повышению интереса к изучаемому материалу;

-стимулированию развития воображения;

-созданию эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;

-развитию эмоциональной сферы учащихся;

- активизированию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

Подводя итоги работы по теме,  могу сказать, что вопрос активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка, чтения представляет сложную проблему. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации познавательной деятельности учащихся применительно к грамматике и правописанию остаётся  актуальной  и по сей день.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос,1999.
  2. Баранов С. П. Сластенин В. А. Педагогика - М., 1986.
  3. Баранов С. П. Сущность процесса обучения - М., 1981.
  4. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, «Издательство АРГО», 1996.
  5. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
  6. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965.
  7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. - М., 2005.
  8. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  9. Коджаспирова Г. М., Петров К. В.. Технические средства обучения и методика их использования/  Коджаспирова Г. М., Петров  К. В. – Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001.
  10.  Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004.
  11.  Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979.
  12.  Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996.
  13.  Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
  14.  Розов Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. – Информатика. - 2005. - №6.
  15.  Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.
  16.  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  17.  Селевко Г., Селевко А. Социально-педагогические модели и комплексы // Социальная педагогика, 2003 - №3 – с.5-13.
  18.  Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика: Издательский центр "Академия", 2002.
  19.  Словарь синонимов и антонимов русского языка. Санкт-Петербург, 2005.
  20.  Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка//Начальная школа, 1995. № 6.
  21.  Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.
  22.  Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.
  23.  Чуприкова Н. И. Умственное развитие в обучении - М., 1995.
  24. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение.
  25.  Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
  26. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
  27.  Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.

 

ИНТЕРЕНТ САЙТЫ

http://festival.1september.ru

www.informika.ru 

http://www.shishkova.ru

http://www.it-n.ru 

www.zavuch.info 

www.edu.ru 

www.ucheba.com/met_rus 

www.ucheba.com/ur_rus 

www.ucheba.com/pos_rus 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлено содержание  выступления на педагогическом совете школы по теме  "Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения...

Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя  через участие в работе мето...

5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...

Участие в работе методических объединений. Участие в работе семинаров:

Участие в работе методических объединений*:Подготовка команды школы. Региональный этап всероссийского регионального турнира «Лига знаний: школа и колледжи» — команда заняла 4 место, ...