Конспект урока "Звук и буква Л"
план-конспект

Фронтальное занятие для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektldlya1klassa.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов.

Конспект урока

 

 «Звук и  буква Л»

Учитель-логопед - Нилова И. В.

г. Домодедово

2018 г.

Конспект логопедического фронтального занятия в 1 классе на тему: «Звук и буква Л»

Цель: дифференцировать звуки [л], [ль], закрепить знание буквы.                

Коррекционно-образовательные задачи:                                        

- уточнить артикуляцию, произношение звуков [л], [ль] и написание буквы Л. - расширять и уточнять предметный словарь и словарь признаков;

- совершенствовать навыки чтения.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [ль];

- развивать мышление, память, воображение;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать речевое дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;

- воспитывать самоконтроль за речью детей.

Оборудование:                                                                                 Картинки со звуком Л, Ль, иллюстративный материал из пособия Иншаковой О.Б «Развитие читательских навыков у детей».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель-логопед:

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (Игрушки лиса и лошадь) - Подумайте и ответьте: какая буква объединяет названия этих животных? (буква Л). Каким звуком выражена буква Л в слове «лиса»? (звуком [ль]). А каким звуком выражена буква Л в слове «лошадь»? (звуком [л]). О каких звуках и о какой букве мы будем с вами говорить? (о звуках [л], [ль], о букве Л.)

2. Объявление темы занятия.

3.  Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [ль] и написания буквы Л.

Учитель-логопед:

- Ребята, охарактеризуйте звуки [л], [ль].

Характеристика звука [л]:

[л] – согласный, звонкий, твёрдый.

Характеристика звука [ль]:

[ль ] – согласный, звонкий, мягкий.

- Напишите на доске букву Л.

4.  Развитие фонематического восприятия.

Игра «Эхо»

ЛА-ЛА-ЛА сидит Мила у стола.

ЛО-ЛО-ЛО платье мне уже мало.

ЛУ-ЛУ-ЛУ идет Милочка к столу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ стоят в комнате столы.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ во рту вкусное суфле.

АЛ-АЛ-АЛ Вова на диване спал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ пенал упал на стол.

УЛ-УЛ-УЛ Петя две свечи задул.

ИЛ-ИЛ-ИЛ я в ворота гол забил.

ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ возьмите в руки мел.

Игра «Определи, где находится звук и буква «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло, вулкан, жёлудь, галстук, одеяло, скалка.

Соедини линией букву Л, расположенную в центре, с буквами, которые находятся в словах.

5. Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [ль].

(Фонетический диктант. Дети отгадывают загадку, определяют звук и закрашивают, соответствующими цветами, кружочки в тетради. Записывают место звука в слове.)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки на нее воют,

А достать не могут. (Луна)

Волшебные туфли наденешь на ноги —

И сразу помчишься по зимней дороге. (Лыжи)

Гуляет в рыжей шубке,

Хитрит и скалит зубки. (Лиса)

На зелёной ножке. (Ландыш)

Нагнут меня ребятки –

И дождь пойдёт на грядки. (Лейка)

Если люди за столом не зевают,

Этой штукой пищу ловко хватают,

Этой штукой борщ умело хлебают,

Тех на работу всегда нанимают. (Ложка)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю,

Делать гору, строить дом. (Лопата)

Длиннорогий и рогатый,

Лесники зовут «сохатый».

Скачет прямо он и вкось,

Крупный и могучий… (Лось)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Беленькие горошки

Учитель-логопед: - Ребята, что объединяет эти загадки? (отгадки начинаются на звуки [л], [ль ])

- Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л]. (лук, луна, лыжи, ложка, лопата, лось, ландыш,)

- Назовите отгадки, начинающиеся на звук [ль]. (лягушка, лиса, лейка)

5. Динамическая пауза.

Учитель-логопед:

- А теперь отдохнём и букву соберём!

(Дети встают и показывают букву, используя своё тело, пальцы, руки)

6.  Работа с текстом.

Перед вами текст. Найдите и подчеркните все буквы Л. Прочитайте слова, в которых встречается буква Л.

7. Звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез слов.

Учитель-логопед:

Давайте составим схему к слову «луга»  

Сколько слогов в слове?

Почему два слога?  Какое правило вы знаете?  

Назовите первый слог. Сколько звуков в первом слоге?  

Назовите второй слог. Сколько звуков во втором слоге?

Сколько звуков в слове?

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

8. Итог занятия

Учитель-логопед:

- С какими звуками и с какой буквой мы работали на занятии? (со звуками [л], [ль], с буквой Л)

- Чем отличаются звуки [л] и [ль] в произношении? (звук [л] – твёрдый, звук [ль] – мягкий)

- Ребята, попрощайтесь с нашими друзьями.

Планируемые результаты занятия

Предметные:

– различать в слове согласные звуки по их признакам, выделять звук вне слова и в слове;

– сравнивать, группировать и классифицировать все изученные звуки и буквы;

– составлять звуко-буквенную модель слова;

– анализировать простые распространенные предложения

– классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия);

– читать слоги, слова, предложения, тексты с данным звуком;

– тренироваться в чтении и написании строчных и заглавных букв Л, л;

– писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования

Метапредметные:

– осваивать базовые предметные понятия фонетики и графики;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, умение действовать по плану, соблюдая алгоритм (в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала);

– использовать знаково-символические средства;

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

– осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;

– уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач;

– сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать

очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

– вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное, аргументировать свои ответы).

Личностные:

– проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению; – устойчивое следование в поведении социальным нормам;

– оценивать свою деятельность, выявлять причины успешности (неудачи)

в учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

Конспект занятия «Здравствуй, буква У»

«Здравствуй, буква У» Задачи:Коррекционно-образовательные:Познакомить детей со звуком и буквой У. Закрепить представление о букве и звуке А. Сравнить звуки А и УКоррекционно-развивающие:Раз...

Конспект занятия «Здравствуй, буква А»

quot;Здравствуй, буква А"Задачи:Коррекционно-образовательные:Познакомить детей со звуком и буквой А.Коррекционно-развивающие:Развивать слуховое внимание, фонематический слух.Работать над речевым...

Конспект занятия «Дифференциация букв и-у».

Конспект занятия для 2 класса по коррекции дисграфии....