Методические приёмы поэтапной коррекции заикания у школьников
методическая разработка

Аширова Елена Васильевна

Представлены методические приемы поэтапной коррекции заикания у школьников. Читатель на материале конкретных логопедических упражнений может познакомиться с тем, как следует помогать заикающимся ученикам. Приведен дидактический материал, который может быть использован как логопедами, педагогами, так и родителями в их практической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

 ПОЭТАПНОЙ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

На начальном этапе коррекции заикания даются разнообразные приёмы работы над гласными, согласными звуками и их трудными звукосочетаниями. Чаще всего это сочетание звонких и глухих согласных звуков с гласными.

Слоговые упражнения

Сначала предлагаются простейшие слоговые упражнения, состоящие из одного согласного и одного гласного звуков (СГ): выполнять по 3 раза

  • па   по  пу  пы
  • та   то   ту  ты
  • ка   ко   ку  кы

После произнесения трудных звуков «п, т, к»  в слогах необходимо опереться на гласный звук. При этом следует предложить ученику протяжное произнесение этих звукосочетаний. Слоговые упражнения быстро усложняются; предлагаются сочетания двух согласных и гласного (ССГ), а затем и трех согласных и гласного (СССГ): каждое слоговое упражнение по 3 раза

пла,  тла,  кла,

пра,  тра,  кра,

тпа,  тка,  пта,

пка,  кта,  кпа,

гдра, мгна, птра и т. д.

пра, про, пру,  прыЦпра, про, пру, пра,  прыЦпра, про, пру, пры,  прыЦпра.

то же с тр, кр, пл, кт и т. д.

Ученикам напоминается об артикулировании гласных во время речи, о выделении ударных гласных. Все это, естественно, замедляет темп речи, но не делает ее искусственно замедленной. 

Хорошо тренировать технику речи и в счёте, который проводится по принципу движения от простого к сложному. Например, на первых занятиях дается счет от 25 до 50. Предлагается произносить на выдохе только по два числа (четыре слова), затем пауза и дальше два числа и т. д. Два числа произносятся как одно слово, например: «двадцать пять двадцать шесть», «двадцать семь двадцать восемь или триста двадцать пять», «триста двадцать шесть» и т. д. На занятиях используются числовые ряды:

от 25 до 50,    от 325 до 370,    от 3325 до 3370,    от 333525 до 333570

Интересна и разнообразна работа со скороговорками, в которой наряду с правилами речи отрабатывается и речевой ритм. Приведём пример:

Дро-во-се-ки лес ру-би-ли то-по-ром, то-по-ри-ком, лес в дpo-виш-ки пре-вра-ти-ли то-по-ром, то-по-ри-ком (послоговая разбивка).

В работе над послоговой речью каждый слог отбивается движением руки. Для этого в правую руку берётся карандаш или ручка и ими легко отстукиваются слоги (движения руки как при работе на телеграфном аппарате). Нужно иметь в виду, что слова во фразе обязательно должны четко делиться на слоги, далее — пауза. После паузы — вдох и легко, ритмично начинается следующая часть фразы или новая фраза. Этот приём приносит положительные результаты, так как хорошо снимает тонус.

Порядок работы над словами

• Обозначение контура слова гласными звуками.

ая - ая - Аня      

аа - аа - Аза

оо - оо - окно

ааия - ааия - авария

уиа - уиа - улица

ёия – ёия - ёжится

юо - юо - юмор

иа - иа – Ира

• Произнесение слова на выдохе с выделением ударного гласного (протягиваем).

Аня, он, уши, электростанция, юморист, игры, обои.

• Произнесение одного слова трижды на одном выдохе.

Артист - артист - артист. Удален - удален - удален. Огород - огород - огород.

• Произнесение трех разных слов на выдохе.

Аня - Алла - Аза.

Уж - удаль - устрица.

Ёлка - ёж - ёмкость.

Слова произносим не торопясь, на плавном выдохе. Ниже подобраны слова для отработки навыка плавной речи по степени сложности (№1, №2, №3 обозначают  уровень сложности).

№ 1

А -  Ася, Аня, Аза, Алла, атом, айсберг, азимут, Ачинск, Альпы, арка, автор, армия, Арктика, альт, Африка, Анды, амплуа, амфора, Адлер, Аккра, Австрия, Англия, Астрахань, астра.

Э -  Это, эта, этот, эра, эхо, Эмма, Эльба, экстра, этика, эврика, экспорт, этакий, Эльза.

О - Оба, он, около, олово, облако, озеро, окорок, окунь, осы, овод, орден, очерк, опера, отзыв, окна, отблеск, отклик, овощи, остров, округ, обувь, озимь, область.

У - Улица, Уля, улей, уши, узел, узы, уж, ужас, ужин, уголь, угорь, удаль, увалень, уровень, утка, унты, урна, узник, умный, утро, устье, утварь.

И - Имя, ива, иней, иволга, ирис, иго, Игорь, Инна, Ира, иглы, избы, изгородь, изморозь, икс, искры, импорт, индекс, импульс.

Я - Ява, ясень, ящик, яма, яхонт, ягода, Яков, ярус, ящур, як, яр, ягель, ящерица, ярость, яблоня, ясный, ясли, Ялта, янки, явка, ястреб, язь.

Е - Ева, ели, есть, ехать, ересь, едкий, Ельня, если, егерь.

Ё - Ёжик, ёлочка, ёжиться, ёлка, ёршик, ёмкий, ёж, ёрш, ёмкость, ёкать, ёлочный.

Ю - Юра, Юля, юность, юмор, юный, юноша, южный, юг, юнга, юрта, юбка, юнкер, Юлий, юркость, Юрий.

№ 2

А - Аравия, авария, азалия, атлас, акация, арахис, арабы, Арагва, Анапа, атака, азарт, аванс, айва, Алтай, аквариум, арап, Америка, алоэ, аорта, арена, амёба.

Э - Элегия, электрик, энергия, эффект, эстетика, этаж, экран, экзамен, эпоха, этюд, экскурсия.

О - Обоз, ожог, опора, оковы, оборка, обойма, обочина, обои, окна, осколок, охота, обзор, отгадки, остаток, ошибка, орудие, оружие, обычай, обрывок, орех, одежда, общение, опилки, овация.

У - Урал, Уфа, укус, укутывать, упругий, удача, удав, угар, укладка, ухват, умение, ущелье, учение, уверенность, умельцы, утес, утечка, утенок, успех, усмешка, уздечка, узбеки, узоры, урок, урон, упор, уход, удобство, удилище, усилие, улитка, укрытие, убыток, урюк.

И - Ирина, Иван, Италия, Иран, Ирак, ирис, извилина, инжир, испанец, изба, изнанка, издательство, икра, игра, игла, идея, имение, инспектор, искусство, ирония, износ, иголка, изюм, игрушка.

Я - Япония, Якутия, Ямайка, ячейка, яичница, японец, ягненок, январь, янтарь, ядро, ярлык, ямщик, ячмень, ярмо, явление, язык, язычник, ягнята.

Е - Егор, енот, езда, ездок, еда, ежиха, ежонок, еловый, Елена, Емеля, Европа, Евсей.

Ю -  Юпитер, юлить, юла, южанин, юнец, юнкор, юрист, юбчонка.

№ 3

А - Анатолий, Ашхабад, Аргентина, агрегат, абонент, академия, академик, арифметика, артиллерия, аритмия, апельсин, активист, абажур, антилопа, агроном.

Э - Элемент, эпидемия, этажерка, этикетка, этикет, элеватор, экипаж, эскалатор, эликсир, электричество, эгоист, экспедиция, эскадрон, эпилог, эпизод, экономия, эшелон, эскимо.

О - Ободок, оборот, огород, отворот, отговорка, обиход, обвинение, обобщение, обозрение, образец, обсуждение, обучение, объявление, объяснение, оглавление, огурец, окружение, освоение, отвлечение, отделение, отопление, охлаждение, офицер, обогрев, ощущение, отступление, обещание, осязание, океан, оператор, операция, описание, опоздание, оправдание, орфография, обелиск, озорник, оптимизм, оборудование, остроумие, опекун.

У - Удалец, ухудшение, уважение, уверение, утомление, утепление, уточнение, угощение, убеждение, удивление, укрощение, укрепление, уроженец, увядание, ученик, ураган, урожай, узелок, упаковка, уговор, Украина, уголок.

Постепенно навыки плавной слитной речи от стихотворной формы начинают отрабатываться в прозе. С этой целью даются небольшие прозаические тексты, в которых размечаются паузы. Тексты прочитываются, проговариваются много раз, легко заучиваются наизусть. Эти тексты хорошо проговаривать под шаг (отстукивание ногой, рукой).

Приём «Разбивка по шагам» (отстукивание ногой, рукой)

Пример (шаг обозначим значком, поставим его после того слога, на который делается шаг или отстукивание ногой, рукой).

Предварительная работа: уточнить лексическое значение слова «хлястик».

Хлястик

— Замё/рзнет, небо/сь, челове/к,—

 беспоко/ился Хля/-стик.

— Ру/ки, пле/чи по/отмора/живает.

За/ поясни/цу-то я/ споко/ен, зде/сь я/ лич/но прису/тствую.

А ка/к на дру/-гих уча/стках?

Работа со словосочетаниями, предложениями

а) Назвать существительные по темам:

лес, город, школа, транспорт, спорт и т. д.

б) Назвать словосочетание «существительное + глагол»

Например: птица летит, солнце светит, белка прыгает, река течет и т. д.

в) Найти определения к существительному.

Например: спелое яблоко, кислое яблоко, наливное яблоко, мороженое яблоко, печёное яблоко, антоновское яблоко и т. д.

г) Словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного.

Например: белая берёза, ясное небо, хорошая погода, новый дом, интересная книга и т. д.

д) Назвать предмет, нарисованный на карточке, и определить вид спорта, к которому относится этот предмет.

Приведём пример: это шайба. Она необходима в хоккее. Это коньки. Они необходимы в фигурном катании. И т. д.

е) Речевая игра «Отгадай предмет»: каждый из учеников задумывает любой предмет по определённой теме, остальные, задавая вопросы, отгадывают его.

Желаем успехов в коррекции нарушений темпо-ритмической стороны речи, добиваясь её плавности и слитности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный и семейно-направленный подходы к коррекции заикания у детей

Современные требования и приоритеты в образовании и развитии ребёнка подчёркивают необходимость личностно-ориентированной направленности процессов воспитания и обучения ребёнка. Особое значение такой ...

Коррекция заикания у детей в школе." Основная школа"

Предположим, что заикание в учебной деятельности её вербализация осуществляется в условиях повышенной трудности к учебному роцессу. Эти условия по разным причинам повышенная ответственность школьника ...

Игровая деятельность в коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

Данная статья поможет логопеду  проводить работу по коррекции заикания у дошкольников в игровой деятельности,которая являетс одним из важнейших условий эффективности логопедической работы....

Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции

Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции...

Комплексная коррекция заикания у дошкольников в условиях адаптационных групп

Доклады:I Международная научно-практическая конференция "Детство - мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях"Городская научно-практическая конференция "Психолого-пе...

Заикание у детей, коррекция заикания.

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата....

Методические приёмы поэтапной коррекции заикания у школьников

Представлены методические приемы поэтапной коррекции заикания у школьников. Читатель на материале конкретных логопедических упражнений может познакомиться с тем, как следует помогать заикающимся учени...