Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с сочетанными нарушениями
материал

Ишметова Валия Мирхафизяновна

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников коррекционно-образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_defektologa.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  здоровьесберегающих технологий  

для детей с сочетанными нарушениями.

Понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного.

В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования определение здоровья  можно представить следующим образом: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Соловьева Н.И. определяет здоровьесберегающую образовательную технологию как функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающую сохранение и укрепление их здоровья.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников коррекционно-образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс  обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья особенно важно. Дети с ОВЗ,  имеющие сложный  дефект, при котором нарушение двигательных и психических функций сочетается с недостаточностью в функционировании нервной системы, имеют  также общую соматическую ослабленность и низкую работоспособность. Современная практика работы с детьми требует от логопеда широкого профиля знаний, знаний технологий воспитания и обучения как нормально развивающихся детей, так и детей с проблемами в развитии. Систематическое использование здоровьесберегающих технологий позволяет нормализовать  физическое и психологическое состояние детей с комплексными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра,

         Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими комплексные нарушения развития - создание условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников коррекционно-образовательного процесса, формирование установки на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.

        При достижении этой цели важно учитывать  состояние как физического, соматического, так и психологического и духовного здоровья ребенка. При этом физическое здоровье создает основу для осанки, правильного развития статики, локомоций, роста и веса. Соматическое же здоровье определяет становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов. Психическое здоровье обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности, адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к себе и к окружающим его людям. Духовное здоровье включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную составляющую его жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:

1.Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт воспитанников посредством гуманизации и демократизации коррекционно-образовательного  процесса на основе: обоснованного соответствия предъявляемой  нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения.

2. Создание условий для полноценного и всестороннего развития детей на базе педагогического охранительного режима, активного двигательного режима, соблюдения режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды.

3. Укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, привитие укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации.

4. Формирование представлений о своих физических и психологических потребностях, адекватных способах их удовлетворения;

5. Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.

        В разделе «Здоровье» программы  Е.А. Екжановой, Е.А.Стребелевой  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» определены следующие семь основных направлений коррекционно-педагогической работы: «Путь к себе», «Мир моих чувств и ощущений», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Движение — основа жизни», «Человек есть то, что он ест», «Советы доктора Айболита», «Здоровье — всему голова». Данные направления гармонично ложатся в основу работы логопеда и  всех участников коррекционно-образовательного процесса по здоровьесбережению воспитанников.

        Работа, проводимая в направлении, названном «Путь к себе», призвана закрепить у детей образ «Я». Формирование положительного образа «Я» ложится в основу всей работы. Для достижения этой  цели разработан игровой комплекс «Веселый круг», «круглый стол», семинар-практикум для родителей, проводятся консультации для родителей. Также в сознании детей закрепляются представления о значении культурно-гигиенических навыков в жизни человека, формируются умения адекватно   реагировать на психологическую ситуацию, преодолевать собственный дискомфорт, оказывать помощь сверстнику.

        Ребенок познает себя через общение с окружающими людьми, наблюдая за их повседневной жизнью и деятельностью. Создавая технологии, укрепляющие здоровье, нужно помнить, что общение взрослого с детьми создает основу для формирования у них эталонов позитивного отношения к своему здоровью. При этом создаются предпосылки для адекватного реагирования на те или иные жизненные ситуации и поступки, которые либо способствуют укреплению здоровья и самочувствия, либо наносят им урон. Весь коррекционно-образовательный процесс должен быть основан на целенаправленной работе по формированию положительного эмоционального отношения как со взрослым, так и со сверстниками. На решение задач данного направления направлены театрализованные игры, сказкотерапия, куклотератия (реабилитационная игрушка),  совместная деятельность детей. Реализация концепции по формированию навыков коллективного взаимодействия также способствует решению задач здоровьесбережения по данному направлению.  В целом в ходе работы по данному направлению происходит знакомство ребенка со своими внутренними потребностями и возможностями, с элементарными навыками ухода за своим телом, сохранения психологического здоровья.

        В содержании работы в направлении «Мир моих чувств и ощущений» детей знакомят с основными средствами познания мира — зрением, слухом, кожной и мышечной чувствительностью, обонянием, вкусовыми ощущениями. Путем практических упражнений дети постигают особенности этих ощущений, учатся им доверять и использовать в повседневной практике, фиксируют в речи свои ощущения. Кроме того,  как воспитателями, так и логопедом создаются специальные ситуации для накопления индивидуального чувственного и эмоционального опыта, который закладывает основы представлений детей о различных чувствах и их проявлениях в поведении и в отношениях с окружающими людьми.  Вся коррекционная работа логопедаа по развитию тактильно-двигательной, вкусовой чувствительности, развитию слухового, зрительного восприятия и обоняния также направлена на решение задач здоровьесбережения. У детей формируют представления о необходимости бережного отношения к органам чувств. С детьми проводится массаж и  упражнения по самомассажу. Использование танцевальной терапии, музыкотерапии также решает задачи данного направления.

        Направление «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» призвано формировать представления детей о единстве человека и природы. Первоначально ознакомление с этим единством выражается в понимании дошкольниками значимости режима дня в обыденной жизни как проявления биоритмов природы. Дети знакомятся и с другими биоритмами — сезонными и суточными изменениями, учатся соотносить свое поведение и самочувствие с этими изменениями. В лексические темы «Осень», «Зима», «Лето», «Весна» включаются задачи по формированию представлений и практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни, а также на укрепление психического здоровья, обеспечение  целостного восприятия окружающей действительности, адекватность реакций на ее предметы и явления. В рамках реализации задач данного направления используются игры с природным материалом (вода, песок, камни и др.), природотерапия,  подвижные игры по тематике, упражнения и игры на свежем воздухе во время прогулки и др.

                В дальнейшем Солнце, воздух и вода рассматриваются как факторы, оказывающие важнейшее влияние на жизнь и здоровье не только человека, но и всего живого на Земле (рост и развитие живых организмов). На прогулках и в ходе занятий детей знакомят с взаимосвязью Солнца и температуры воздуха, с правилами поведения на солнце, что особенно актуально в теплое время года. Таким образом, осуществляется профилактика перегревания. Здесь же детей знакомят с необходимостью ухода за органами зрения, проводится профилактика их переутомления. Воспитанники практически овладевают приемами и упражнениями для укрепления глазных мышц и развития остроты зрения. Детей знакомят с приемами правильного дыхания. Детей знакомят со значением воды для жизни живых организмов на Земле, формируют их представления о простейших свойствах воды и ее значении в жизни человека. Дети знакомятся с водой как со средством гигиены.

        Содержание работы в направлении «Движение — основа жизни» посвящено формированию у детей представлений о значении двигательной активности в жизни человека. В процессе занятий дошкольники знакомятся с ролью подвижных игр в повышении работоспособности, в снятии напряжения и усталости; овладевают комплексами упражнений для физкультминуток на занятиях, некоторыми приемами самомассажа, суджок-терапии. Активно используется в работе с  танцевальная терапия, в зависимости от двигательных возможностей детей.

        Педагогическая работа, связанная с содержанием направления «Человек есть то, что он ест», посвящена формированию у детей представлений о полноценном, сбалансированном и здоровом питании. Дети знакомятся с полезными для здоровья человека продуктами, овощами, фруктами, ягодами и с их качественным выбором. Они постигают в общих чертах особенности процесса пищеварения (используются упражнения для укрепления жевательных мышц), процесса отбора и санитарной подготовки продуктов, фруктов, овощей для дальнейшего использования в пищу.Детей учат беречь свое здоровье, своевременно обращаться к врачу.

         В направлении «Советы доктора Айболита» работа посвящена формированию у детей представлений о возможностях оздоровления и лечения организма, обучению приемам элементарной медицинской помощи. Детей знакомят со случаями и жизненными ситуациями, в которых необходимо обращение к врачу, рассказывают о случаях возникновения угрозы здоровью: это появление высокой температуры, сильного кашля, симптомов пищевого отравления, травма, боль в различных частях тела. У детей формируются представления о своих правильных действиях в проблемных жизненных ситуациях: вызов «Скорой помощи», обращение за помощью к другому человеку, необходимость сделать прививку или укол, лечение зубов, прием лекарства, и др. Основным методом для решения задач данного направления является игра, а именно сюжетные игры «В больнице», «Скорая помощь», «Доктор», «В аптеке».  В рамках этого направления проводится работа по профилактике простудных заболеваний у детей.

        Содержание работы в направлении «Здоровье — всему голова» предполагает закрепление у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни как об одной из важнейших жизненных ценностей человека. Обсуждаются условия поддержания своего организма в активном, здоровом состоянии, формируются установки на порицание вредных привычек (переедание и др.), наносящих урон здоровью и развитию организма.

У детей закрепляются навыки безопасного поведения на дорогах, во дворе, на пешеходных переходах, формируются представления о правильном поведении в экстремальных ситуациях: при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, во время пожара, наводнения, большого скопления людей. В лексические темы «Улица. Транспорт», «Животные» и другие  включаются задачи данного направления.

Содержание работы и задачи индивидуальны для каждого ребенка в зависимости от его психофизического состояния.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в работе логопедаа с детьми с комплексными нарушениями развития должны быть направлены на совершенствование духовного развития детей, укрепление их физического здоровья и создание условий для обеспечения базовых человеческих потребностей, создание им индивидуального психологического комфорта. В целом у дошкольников должна быть сформирована стойкая установка на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях. За основу взята здоровье сберегающая технология, разработанная Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, изложенная в программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации».

        В современных условиях, когда идет отставание физического и нервно-психического развития детей возрастает роль двигательной активности, возникает необходимость введения новых форм оздоровления, например эстетотерапии,  музыкотерапии, в коррекционно-образовательный процесс дошкольников.

        Эстетотерапия является  компонентом здоровьеобеспечения коррекционно-развивающего  процесса в дошкольном образовательном учреждении. Данная технология включает в себя  комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, посредством оптимизации двигательной и психической  активности, с использованием произведений изобразительного искусства и музыки, которые способствуют формированию двигательных качеств: ловкости, точности, ритмичности, артистичности; гармонизации психо-эмоционального состояния посредством музыкотерапии, развивающей психическую устойчивость, эмоциональную лабильность, адекватность, музыкальность, креативность и формирования устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни.  Активно используются в работе произведения живописи и музыки, видеоклипы с репродукциями художников по одной теме с соответствующим музыкальным произведением.

С целью предупреждения негативных влияний интенсивной образовательной
деятельности в ДОУ комбинированного типа с коррекционными ортопедическими группами выделяются следующие основные
направления психолого-педагогической работы:

1) Обеспечение условий для формирования положительных эмоций в режиме дня ребенка и создание благоприятного психологического климата в ДОУ. В этом направлении:

  • проводятся семинары, консультации, повышающие психологическую компетентность сотрудников ДОУ и родителей, как в закономерностях развития ребенка, так и в важности сохранения психологического здоровья детей, его тесной связи с физическим здоровьем ребенка.
  • уделяется внимание созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду с целью профилактики психосоматических заболеваний.
  • 2) Выработка навыков психоэмоциональной устойчивости у детей. С этой целью:
  • проводятся психокоррекционные занятия, в ходе которых дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.
  • педагогами коррекционных групп активно ведется разработка занятий, позволяющих снизить утомляемость детей в ходе занятия.
  • применяются релаксации и релаксационные игры в ходе занятий, проводимых педагогами. Диагностика с помощью восьмицветного теста Люшера позволяет судить об эффективности таких занятий.
  • очень важно научить детей искусству расслабления. С этой целью в группах полезно проводить упражнения с элементами аутотренинга, который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки.
  • поддерживать очень тесный контакт с родителями детей коррекционных  групп, показывать им возможность объединения их собственных усилий с работой педагогов.
  • в работе также используется психогимнастика. Психогимнастика — это специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной психики ребенка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

Применение здоровье сберегающих технологий в работе логопедаа предполагает, в первую очередь, организацию щадящего режима работы для детей с нарушениями, дозирование учебной нагрузки без форсирования и усложнения программы.

 Соблюдение охранительного педагогического режима

Появление первых признаков утомления отмечается, в зависимости от возраста детей, на разных этапах занятия:

Возраст детей

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Время наступления утомления

7 – 9 минута

10 – 12 минута

12 – 14 минута

        Таким образом, по прошествии указанного временного промежутка обязательно необходимо проводить физкультминутки в течение 2 – 3 минут, включающие упражнения на снятие общего и локального напряжения, зрительного утомления, дыхательную гимнастику.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование альтернативных технологий в работе с детьми с сенсомоторными нарушениями в условиях подготовки и введения ФГОС для детей с ОВЗ

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 чел.) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школь...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...

Статья «Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья  Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Данная статья раскрывает возможности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья....

СТАТЬЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме по внедрению и комплексному использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовании детей с ОВЗ, которые будут способствовать сохранен...

Статья "Сказкотерапия, как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. В данной статье опублик...