Речь вашего ребенка при поступлении в первый класс
консультация

Лучкина Лариса Витальевна

трудности ребёнка-логопата при поступлении в первый класс зависят от многих факторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь  вашего ребенка при поступлении  в первый класс

Артикуляционная моторика

Недостатки звукопроизношения ограничивают общение ребенка со сверстниками, отрицательно влияют на формирование его эмоционально- интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости по многим  дисциплинам.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Внятность и чистота произнесения звуков зависит от многочисленных факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата. При нарушениях его двигательной функции страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи звучат смазано.

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками  звукобуквенного анализа.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ   ВОСПРИЯТИЕ что это такое?  

Дифференциация фонем (умение различать на слух : слова близкие по звуковому составу  н-р: почка-бочка, тачка-дачка, твердые-мягкие, дифференциация слогов  (различение слогов со сходными звуками).

Звуковой анализ и синтез

 Умение  выделить в слове заданный звук, назвать его место. Из отдельных звуков составить слово. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВ В СЛОВЕ.  Например: (сумка)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛ-ВА ЗВУКОВ В СЛОВЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛ-ВА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Например: День был теплый. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛ-ВА СЛОГОВ В СЛОВЕ. (МАК,  ПАРТА)

Недостаточная сформированность этой  функции дает самое большое количество нарушений письменной речи.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ ( СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ)

  • Составление предложений из слов в начальной форме  (В, сад, расти, вишня. Рисовать, карандаш, девочка.)
  • Добавление предлогов в предложение (Почки распустились….. деревьях.)
  • Образование прилагательных от существительных:

А) Относительных – кукла из бумаги-она бумажная.

Б) Качественных-лису за хитрость называют хитрой.

В) Притяжательных-у собаки лапа – собачья.

  • Согласование прилагательных  с существительными
  • Образование существительных в уменьшительной форме

Связная речь

Пересказ прослушанного текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Основная задача родителей

 - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую  работу с ним до школы (1классе!!), предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

В каких случаях необходимо обращаться к логопеду? В семье говорят на двух языках.!!!

Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;

2 года – в речи ребенка присутствует менее 10 слов.

 3 года – в речи отсутствует фраза, речь абсолютно непонятна для окружающих.

5-6 лет - нарушения произношения, ребенок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы.

Советы логопеда

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

При общении с ребенком  следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь.

Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова непременно объясняйте.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными словами- все это тормозит речь.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша»

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: « А понятен ли ему ваш ответ?». Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Как, правило, незначительные нарушения звуков речи  не сказывается на обучении. Выраженные и множественные нарушения приводят к отражению неправильного  произношения на письме, из-за опоры на неверное проговаривание. А не усвоение навыков проговаривания и письма соответственно отражается на  чтении.

Обязательно следить за посещением логопункта, если оно необходимо для вашего ребёнка. Контролировать его успехи и преодолевать трудности, помогая ребёнку-логопату в его обучении правильной речи и освоении грамоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнение друзей для вашего ребенка важнее вашей точки зрения. Надо ли с этим бороться?

Иногда ребенок  прислушивается к  мнению  друзей, а точка  зрения  родителей для  них не важна и  они  не слышат  родителей. Как  поступать родителям ...

Выступление на родительском собрании на тему: "Первоклассник - новый этап в жизни Вашего ребенка и Вашей семьи"

Материалы содержат описание адаптационного периода первоклассников, признаки переутомления и рекомендации родителям...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПАПА, МАМА. Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»».

Для родителей- о подготовки физического состояния ребенка к поступлению в школу. Для коллег мониторинг и контроль состояния ребенка при поступлении на учебу, способы корекции физического состояния. Сц...

Что нужно знать при поступлении в первый класс

Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться....

Как формируется речь вашего ребенка

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов....

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС, при поступлении в первый класс общеобразовательной школы.

Пояснительная записка.Актуальность: В связи с вступлением в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, в соответствии со статьей 5, пунктом ...