Особенности обследования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на ПМПК.
учебно-методический материал
Статья сожержит методические рекомендации по одному из часто встречающемуся и наиболее сложному диагностическому случаю - обследовании детей с НОДА. Она, в основном, предназначена для специалистов ПМПК, хотя может быть полезна для родителей и сопровождающих взрослых, для тьютеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st_dlya_spets-tov_1.docx | 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обследования детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата на ПМПК.
Одним из наиболее сложных для специалистов ПМПК является обследование детей с выраженным нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) по типу ДЦП. Диагностическое обследование детей с этими нарушениями в условиях ПМПК производится с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, а также с учетом имеющихся дополнительных сенсорных нарушений или особенностей.
Необходимо помнить, что тяжесть двигательных нарушений, отсутствие речи не указывают на степень интеллектуального недоразвития. Ребенок может иметь сохранный интеллект при выраженных нарушениях крупной и мелкой моторики, при отсутствии речи. И, напротив, незначительные двигательные нарушения могут сочетаться с выраженной умственной отсталостью (И.Ю. Левченко). Поэтому медицинский диагноз может служить лишь ориентиром, часто не отражая интеллектуальное состояние ребенка.
В процессе обследования ребенка с НОДА важно создать для него такие специальные условия, которые помогут нивелировать двигательные особенности и максимально оптимизировать процесс оценки психического развития. К этим условиям следует отнести:
- специальное посадочное место, фиксирующее тело ребенка, с регулируемой подставкой для ног и столиком;
- выполнять письменное задание ребенок должен мягким карандашом на разлинованном листе бумаги, где размер линейки и клетки будет соответствовать его графическим возможностям.
Некоторые дети выполняют письменные задания с помощью взрослого, «рука в руке», когда контролируются мелкие движения, предотвращаются насильственные движения (что особенно важно при гиперкинезах). В этом случае, специалист должен сам помочь ребенку выполнить задание, таким образом, оценив объем и форму необходимой помощи в процессе письма.
Если ребенок самостоятельно или с незначительной помощью использует компьютер как средство коммуникации, то возможно его использование на ПМПК. Компьютер может быть оснащен специальной клавиатурой с крупными клавишами и ограничителем, разделяющим клавиши и предотвращающим одновременное нажимание сразу двух клавиш. Желательно, чтобы в компьютере была активизирована функция отсрочки повтора, что позволяет при долгом нажатии клавиши избежать многократного повторения буквы.
Следует всегда помнить, что дети с различными формами и разной степенью выраженности НОДА имеют специфические особенности, которые оказывают влияние на когнитивное развитие, формирование учебных навыков и учебной деятельности. Прежде, чем предложить ребенку стандартный набор диагностических методик, специалист должен учесть следующие факторы:
- уровень развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики;
- устойчивость зрительного контакта и зрительного внимания;
- сформированность графических навыков;
- степень сформированности пространственной ориентации, пространственно-временного восприятия.
Диагностический материал должен быть достаточно крупным, ярким, контрастным, не иметь много мелких деталей. Картинки не ламинируются, так как гладкая поверхность бликует и создает помехи для восприятия.
Пространственные нарушения у детей с НОДА по типу ДЦП заложены в саму структуру дефекта. Поэтому при обследовании следует определить степень выраженности нарушения пространственной ориентации и восприятия. В процессе выполнения логических заданий необходимо помогать ребенку: показать, где должна лежать первая картинка, начертить вертикальную линию на листе, обозначающую начало и т.п.
При отсутствии речи, при грубых нарушениях произносительной стороны речи, когда речь малопонятна, вполне возможно провести обследование в невербальной форме. Ребенок отвечает на вопросы в письменном виде на листе бумаги или с использованием компьютера.
Предлагая различные задания, необходимо помнить, что дети с ДЦП значительно лучше воспринимают изображения расположенные на вертикальной поверхности, чем на горизонтальной. Поэтому сначала нужно показать картинки по одной на доске или держа их в руке вертикально, а затем уже положить на парту перед ребенком. Картинок не должно быть много и лежать они должны на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы ребенок мог точно показать ту, которую он выбирает. Если остаются сомнения в том, какая именно картинка из двух была выбрана, возьмите их в правую и левую руку и попросите показать еще раз.
Если ребенок читает, для диагностики можно использовать карточки со словами «ДА» «НЕТ», если не читает - карточки-символы, например, белая карточка и черная соответственно, как «ДА» и «НЕТ». Необходимо убедиться, что ребенок правильно прочитал или правильно понял символы.
Для обследования ребенка должны выбираться диагностические задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения, что позволит оценить и уровень обученности, предположить формы обучения и развития доступных видов деятельности. Следует дифференцировать помощь, необходимую ребенку, как физическую, так и организующую, стимулирующую, обучающую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Углубленное логопедическое обследование...
Организация комплексного сопровождения детей с сочетанными нарушениями в рамках ПМПк
В последние годы очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Как показывает опыт, в большинстве случаев речевые дефекты сочетаются с нарушениями неречевого...
Особенности обследования детей-мигрантов на ПМПК для определения формы их дальнейшего коррекционно -развивающего обучения и воспитания
В статье рассматриваются особенности обследования детей-мигрантов, принципы психодиагностического обследования, специальная программа изучения и примеры используемых тестов....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Подростковый возраст – возраст активного формирования самосознания. В работе приводятся результаты исследования психологических особенностей подростков с заболеванием «сколиоз»....
«Особенности обследования и разработка рекомендаций для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата учителем-дефектологом в условиях ПМПК»
В данной методической разработке описаны основные виды нарушений опорно-двигательного апарата, особенности диагностического обследования детей с НОДА, варианты АООП для категории таких детей, даны рек...
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ В СПОРТЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ.ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ.
Здесь я озвучил свои мысли сформированные исходя из опыта моей работы...
Содержание и описание диагностического материала при обследовании детей с 11 до 14 лет на ГПМПК (по этапам обследования)
Методика Белоконевой, Гращенковой...