Здоровьесберегающая среда как необходимое условие качественного
материал

Косинцева Елена Борисовна

Сбережение здоровья обучающихся как один из ведущих принципов государственной политики в сфере образования раскрывается в законе РФ «Об образовании».

 

Жизнь и здоро­вье человека рассматриваются в качестве приоритетных напра­влений деятельности государства.

 

Охрана здоровья обучаю­щихся относится к компетенции государственных органов Российской Федерации, субъектов РФ, осуществляющих Управление в сфере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_sreda_shkola-internat.docx51.57 КБ

Предварительный просмотр:

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья обучащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и как пространство с точки зрения здоровья человека.

Одной из основных проблем последнего столетия, и особенно в современном образовании, является снижение уровня здоровья учащихся.  В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья учеников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности.

В народном образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности - это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути. К сожалению, в школьном образовании сегодня еще недостаточно разработана технология управления развитием среды, сберегающей здоровье обучающихся в образовательном процессе. В этой связи современная ситуация характеризуется наличием ряда противоречий, которые отражают объективно существующую проблему поиска необходимых и достаточных условий внутришкольной деятельности, направленной на развитие здоровьесберегающей среды учащихся в образовательном процессе.

Эффективность управления развитием здоровьесберегающей среды обеспечивается развитием здоровьсберегающих человеческих ресурсов, мотивацией учителя к поддержанию здоровья обучающихся, установлением результативного взаимодействия с специалистами других областей, связанных со здоровьем школьника, позволяющие получать качественно новые продуктивные результаты учебного процесса.

Сбережение здоровья обучающихся как один из ведущих принципов государственной политики в сфере образования раскрывается в законе РФ «Об образовании». Жизнь и здоровье человека рассматриваются в качестве приоритетных направлений деятельности государства. Охрана здоровья обучающихся относится к компетенции государственных органов РФ, субъектов РФ, осуществляющих Управление в сфере образования.

Образовательное учреждение, в свою очередь, несет ответственность за создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, и работников образовательного учреждения.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса определяется, в том числе, документами, закрепляющими существенные моменты его построения, определяют  условия построения учебного процесса в целях сохранения здоровья обучающихся. Например, к ним можно отнести:

— установление единого максимально допустимого количества часов в неделю с учетом ее продолжительности для обучающихся;

— включение в максимально допустимую нагрузку обучающихся часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий с соблюдением требования о том, что обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую;

— построение школьного расписания уроков с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся отдельно для обязательных и факультативных занятий;

— планирование факультативных занятий в дни с наименьшим количеством обязательных уроков;

— организация 40-минутного перерыва между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий;

— ограничение продолжительности уроков до 40 минут;

— ограничение длительности непрерывного применения в учебном процессе технических средств обучения до установленных норм (в среднем 15-20 минут);

— обеспечение условий восстановления работоспособности обучающихся в течение дня путем установления нормативной продолжительности, максимальном использовании свежего воздуха, подвижных игр;

— применение методов профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения, к которым относят ограничением по плотности учебной работы на уроках по основным предметам до 80% и проведение на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз;

— удовлетворение биологической потребности школьников в движении путем включения предметов двигательно-активного характера;

— организация домашних заданий с учетом возможностей их выполнения и учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей;

В содержании здоровьесберегающей педагогической системы нашего образовательного учреждения выделяются две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные подсистемы:

1. Образовательная подсистема, реализующая учебно-воспитательный процесс.

2. Служба здоровья как подсистема сопровождения учебно-воспитательного процесса.

В организации  работы данных подсистем на основе здоровьесберегающих технологий выделяются следующие направления деятельности:

1. формирование здоровьесберегающей пространственной среды;

2. формирование здоровой образовательной среды;

3. рациональная организация учебно-воспитательного процесса;

4. организация рационального питания;

5. физкультурно-оздоровительная работа;

6. здоровьесберегающая воспитательная деятельность и формирование навыков здорового образа жизни;

7. диагностика состояния здоровья обучающихся;

8. просветительско-воспитательная работа с обучающимися, педагогами    и родителями;

9 . формирование у школьников  устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни;

10. разработка системы мер по оздоровлению школьников;

11. реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования  личности ребенка с недостаком интеллектуального развития. Только тогда, когда в образовательном учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

Сохранение и укрепление здоровья детейформирование  ценности  здоровья  и  здорового образа жизни не только являются задачами  системы  образованияно  могут  служить   наряду  с  другими  показателями   и критерием оценки ее качества

Школа может и должна заниматься изучением проблем здоровья, потому, что это — важнейшая категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

 Наша школа-интернат -  образовательное учреждение, в котором  психолого-медико-социальное сопровождение гарантированно учащимся на каждом возрастном этапе. Постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность являются неотъемлемой частью работы всего коллектива в деле сохранения здоровья обучающихся.

Исследования различных подходов к решению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих проблем позволили определить основные направления деятельности, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на разных уровнях и ступенях его организации. В обобщенном и проверенном опытом многолетней работы варианте все направления деятельности можно сгруппировать следующим образом:

  • Создание модели экологически комфортной образовательной среды, влияние которой на состояние здоровья субъектов педагогического процесса не провоцирует (сдерживает) развитие патологических изменений;
  • Разработка и внедрение технологий реабилитации умственной и физической работоспособности в педагогическом процессе:
  • Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного процесса на основе компетентностного подхода;
  • Внедрение мониторинговой системы результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности;
  • Разработка технологии здоровьесберегающего сопровождения учащихся в образовательном процессе.

С целью сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни обучающихся, в нашей школе была разработана программа «Здоровье».

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования физически здоровой, психологически и социально адаптированной к воздействиям окружающей среды личности.

Определение задач деятельности по здоровьесбережению, обусловили сведения о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Задачи программы:

1.Создание оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса.

2.Формирование устойчивой мотивации учащихся в здоровом образе жизни.

3.Разработка системы мер по оздоровлению школьников.

4.Реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

5.Проведение пропагандистской работы в вопросах формирования здорового образа жизни.

6.Организация мониторинга состояния здоровья обучающихся.

Реализация программы ведется в нескольких направлениях:

1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

2.Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности.

3.Организация физкультурно-оздоровительной работы.

4.Просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами и родителями.

5.Профилактика и мониторинг состояния здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

  1. Наличие лицензированного медицинского кабинета.
  2. Наличие оборудования для кабинетов, спортивных залов, спортплощадок.
  3. Организация горячего питания.
  4. Повышение квалификации педагогов по здоровьесбережению обучающихся.

На реализацию программы ориентированы педагогический состав школы, административный персонал учебного заведения, медицинские работники, логопеды, психолог, родители обучающихся, педагогические работники детского дома г.Рузы .

Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивают штатные медицинские работники школы-интерната, которые наряду с администрацией и педагогическими работниками несут ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм и качество питания обучающихся.

Медицинская помощь оказывается всем учащимся. Профилактические прививки проводятся согласно плану и проводятся только по согласию родителей и лиц их замещающих.

Ежедневно осуществляется бракераж пищи; своевременно оформляется необходимая документация; контролируется прохождение медосмотра работниками; контролируется соблюдение требований СанПиН, технологии приготовления пищи.

Санитарно – профилактическая работа проводится в соответствии с годовым планом. Беседы читаются медицинскими работниками школы во время проведения профилактических прививок, на родительских собраниях, совещаниях при директоре. В начале учебного года распространяется памятка по профилактике гриппа и ОРЗ. Регулярно обновляется «Уголок здоровья».

Медицинский работник осуществляет распределение учащихся на медицинские группы для занятий физической культуры по состоянию здоровья, доводит информацию до сведения учителей физической культуры и классных руководителей, осуществляют мониторинг состояния здоровья обучающихся.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности.

Основной формой организации обучения в школе является классно- урочная система.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии – по 4 урока в день по 35 минут каждый, во втором полугодии по 40 минут каждый - в середине учебного дня проводится динамическая пауза продолжительностью не менее 30 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Для обучающихся 1-9 классов продолжительность учебной недели составляет 5 дней.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня, как правило, составляет:

- для обучающихся 1 классов – не более 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков;

- для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;

- для обучающихся 7-9 классов – не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных (групповых, индивидуальных) занятий.

Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком организуется перерыв продолжительностью не менее 40 минут.

В рамках приоритетного направления по здоровьесбережению учащихся при проведении уроков учителя придерживаются гигиенических критериев рациональной организации урока: соблюдение гигиенических условий в классе, чередование видов учебной деятельности учащихся и форм преподавания. Учителя следят за длительностью и уместностью применения ТСО на уроке, осуществляют контроль над осанкой учащихся, проводят оздоровительные минутки.

Организация физкультурно-оздоровительной работы.

У обучающихся школы имеется возможность заниматься по интересам в кружках внешкольного дополнительного образования.

Для укрепления физического здоровья обучающихся проводятся уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия. Спортивный зал загружен в течение всего дня.

Обучающиеся нашей школы являются участниками и призерами областных соревнований по плаванию, этим видом спорта ребята занимаются по показаниям здоровья и по желанию.

Организация питания учащихся.

Охват 5разовым питанием составляет 80%, за исключением учащихся обучающихся на дому и теми, кто уходит домой после самоподготовки. При организации питания строго выполняются все требования, определенные в нормативных документах (законах, постановлениях, положениях, приказах, муниципальном контракте, СанПиН).

Организован ежедневный контроль над качеством организации питания. Утвержден график питания в столовой.

Просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами и родителями.

Организована профилактическая просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами, родителями. Проводятся классные часы на темыМы за ЗОЖ», «Человек и его здоровье», «Проблемы распространения СПИДа», «Наш выбор – здоровье», «Наркотики - смерть», «Вредные привычки», «Наркозависимость, ее последствия» и т.п.

Проводится контроль над организацией адаптационного периода 1, 5, классов, за организацией комфортной среды в этих классах, контроль с целью отслеживания эффективности организации завершения адаптационного периода, подведены итоги адаптации.

Помимо вышеперечисленного ведется работа по предупреждению детского травматизма, ДТП

  1. Распространяются среди родителей «Памятки для родителей по предупреждению несчастных случаев с детьми в быту».
  2. Ведется контроль по созданию безопасных условий жизни и здоровья учащихся.
  3. Проверяется состояние классов на безопасность, соблюдение норм и правил СанПиНа, проводятся профилактические беседы.
  4. Операция «Внимание, дети!»: экскурсии, ознакомление со знаками дорожного движения, проведение инструктажа с учащимися по предупреждению ДТП, конкурс рисунков.

Проводятся тематические мини-беседы на организационных линейках «Я и дорога», «Причины несчастных случаев на улицах и дорогах», «Дорожная безопасность», «Красный, жёлтый, зелёный», «Безопасный летний отдых».

Педагоги школы постоянно принимают участие в научно-практических конференциях по вопросам здоровьесбережения учащихся.

Профилактика и мониторинг состояния здоровья обучающихся.

Одним из узловых компонентов системы деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и одним из главных средств является диагностика, мониторинг. Мониторинг позволяет оценить правильность выбранного пути, используемых программ и методов.

К оценке динамики состояния здоровья учащихся необходимо подходить комплексно. Методика комплексной оценки здоровьесберегающей образовательной среды в образовательном учреждении включает:

- тесты для оценки физического развития, двигательной подготовленности, напряжённости, школьной мотивации;

- анкеты для опроса учащихся об образе жизни, школьной мотивации, формах досуга;

- анкеты для опроса учащихся об уровне знаний, навыков и умений в сфере здорового образа жизни;

- анкеты для опроса родителей о состоянии здоровья, условиях жизни, поведении детей.

Здоровье обучающихся – один из основных показателей работы школы. Ежегодно проводится углублённый медицинский осмотр обучающихся. Состояние здоровья обучающихся оценивается по результатам изучения внутришкольной медицинской документации по различным направлениям.

                                                   Заключение

Сохранение здоровья обучающихся является  одним из главных факторов современного образовательного процесса, вследствие чего важным аспектом в оценке степени и качества обученности, становится состояние здоровья школьников. В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье обучающихся, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии, поэтому необходимость применения комплексного подхода в решении проблемы здоровьесбережения очевидна.

                     Доклад

 «Здоровьесберегающая среда как необходимое условие                                   

    качественного развития и образования школьников»

                                                                          Подготовили:

                                                                          Учителя русского языка и математики

                             Муниципального бюджетного образовательного учреждения      

              «Тучковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII  вида»                      

                                                                                                                       Косинцева Е.Б.

                                                                                                                       Ковалева М.А.

                                                                    2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здоровьесберегающей среды школы в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащ...

Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...

Доклад "Информационная компетентность школьников, как необходимое условие для качественного освоения учебных предметов" к заседанию школьного МО естественно-математического цикла.

Доклад  "Информационная компетентность школьников, как необходимое условие для качественного освоения учебных предметов" к заседанию школьного МО естественно-математического цикла.    С...

Необходимые условия для качественной подготовки юных футболистов

Необходимые условия Необходимые условия  для качественной подготовки юных футболистов...

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии»....

КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ –НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

Одна из проблем современной системы образования - узость и безликость шкалы оценивания качества образования, которая действует, практически, как трёхбалльная и наиболее употребляемыми отметками могут ...