Формы работы с родителями по развитию речи у детей дошкольного возраста
статья

Шавалиева Роза Жалиловна

Аннотация: в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, формирование у них педагогических умений, навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_s_roditelyami.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями по развитию речи у детей

 дошкольного возраста

Аннотация: в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, формирование у них педагогических умений, навыков.

В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения. Среда, окружающая ребенка в детском саду, семье, и социуме, может стать средством его развития, в том случае, если взрослые способны организовать такую среду.

Проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям и включения родителей в коррекционно – педагогический процесс, в последнее время носит актуальный характер.  Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что
работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи; родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

 Беда многих современных родителей  – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка.

        Для получения эффективных результатов, всю коррекционно–развивающую работу с семьей мы предлагаем проводить по следующим направлениям: ознакомление родителей с результатами диагностики, формирование у родителей адекватной позиции по отношению к  проблемам ребенка, ознакомление родителей с содержанием коррекционно-педагогической работы в детском саду, активное привлечение родителей к организации условий работы с ребенком, повышение педагогической компетентности  родителей, изучение родительских социально-психологических установок.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Для того чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях

Непрерывная связь с родителями осуществляется и в нашем ДОУ с помощью коллективных, индивидуальных, наглядных форм работы. Эти формы работы отражаются в годовом плане МБДОУ и перспективных планах учителей-логопедов.

О некоторых формах работы мы хотим рассказать более подробно.

Групповые родительские собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.

Консультации и семинары по возможности должны привлекать родителей для решения проблем, развивать дух сотрудничества. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе.

Тестирование и анкетирование позволяют выявить наиболее актуальные проблемы для родителей.

Домашние игротеки знакомят родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".

 В Дни открытых дверей родители могут посетить индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

Родительские пятиминутки  рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Консультации – практикумы проводятся совместно с детьми и родителями, где малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях.

 Для участия в «Праздниках речи» и развлечениях также привлекаются родители.  Здесь дети  и их родители демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.

В газете для родителей "Веселая семейка" освещаются события группы, даются практические советы родителям.

На выставках "Как умелые ручки язычку помогали" представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями.

Выпуск журнала для родителей "Солнышко" посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.

        Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

        Одной из форм взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия”, где взрослый может  написать в ней любой вопрос. Номера выполненных заданий родитель отмечает кружком, а невыполненных -  минусом.

        Наглядная форма работы очень важна для родителей.  По утверждению психологов, большую часть информации мы запоминаем, воспринимая её зрительно.  Наглядная агитация служит стимуляцией активности родителей.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства: специальные "логопедические уголки", информационные стенды, тематические выставки книг, пособия, памятки, образцы выполненных заданий. Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой.

        

        В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день. В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

        Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Список используемой литературы:

1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.

2. Закрепина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. - С. 94 -101

3.  Полякова М.А. Самоучитель  по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова.-М.: Айрис –пресс,2006.

4. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева , А. В. Закрепина // Дефектология. – 2005. - №1. - С. 3 - 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Материал выступления на КМО для воспитателей групп раннего возраста+презентация...

Развитие речи детей раннего возраста. Советы родителям

Советы родителям по развитию речи детей раннего возраста...

"Инновационные формы работы с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста". Презентация.

Сотрудничество родителей и педагогов становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия. ИННОВАЦИОННЫЕформы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение пр...

Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста.

В данной консультации даны рекомендациии родителям по развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В статье раскрыты особенности развития речи...

Консультацию для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»

Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...