Социально-психологическая адаптация личности как интегральный показатель состояния человека.
статья

                             Социально-психологическую адаптацию обычно рассматривают как приспособление личности к условиям социальной сферы. Это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватно воспринимать окружающую действительность, строить оптимальную систему отношений и общения с окружающими; быть способными к труду, обучению, изменять свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_teme_4.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное  учреждение

«Сахалинский политехнический центр № 5»

Тема: Социально-психологическая адаптация личности как интегральный показатель состояния человека.

Выполнила: Сидельникова Т.Д.

Горнозаводск 2017г

                             Социально-психологическую адаптацию обычно рассматривают как приспособление личности к условиям социальной сферы. Это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватно воспринимать окружающую действительность, строить оптимальную систему отношений и общения с окружающими; быть способными к труду, обучению, изменять свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Основные проявления же её – взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

Социально-психологическая адаптация является неотъемлемой составляющей успешного процесса реабилитации пациентов, страдающих тяжёлой, инвалидизирующей патологией либо перенёсших серьёзные стрессы, соматические заболевания или травмы. Она жизненно необходима для нормального взаимодействия личности и общества.

Одним из важнейших аспектов, составляющих общую интеграционную проблему современности, является процесс социально-психологической адаптации лиц, имеющих ограниченные возможности, к условиям жизни в современном обществе. Именно он коренным образом, по сути, определяет эффективность абсолютно всех коррекционных мероприятий, предпринимаемых специалистами, которые работают с данной категорией населения.

Не следует инвалидность воспринимать как проблему определённого круга людей, эта проблема должна рассматриваться с позиции общественности. Ведь её сущность определяется и правовыми, и производственными, и экономическими, и коммуникативными, и психологическими особенностями взаимодействиями лиц с ограниченными возможностями с окружающей их действительностью.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: - первая – общие, которые соответствуют нуждам всех остальных граждан, вторая – это особые, то есть непосредственно связанные с той или иной болезнью.

Наиболее типичными из второй категории являются следующие:

-восстановление и адаптация нарушенных способностей к общению

-передвижению

-различным видам деятельности

-обеспечение возможности получать необходимые знания

-работу

-иметь комфортные бытовые условия

-иметь свободный доступ к объектам культурной, общественно-бытовой и других социально значимых сфер.

Всё это требует адекватной социально-психологической адаптации инвалида, так как его физическое самочувствие и состояние личности, как правило, сопровождаются существенными ограничениями жизнедеятельности, не позволяя ему чувствовать себя полноправным членом общества. На этом фоне у лиц данной категории населения нередко имеет место отсутствие или снижение интереса к жизни, исчезновение желания заниматься общественно полезной деятельностью.

Поэтому необходимую психологическую помощь инвалиды получают в специальных медико-учебных учреждениях, где с такими людьми работают квалифицированные специалисты. Благодаря таким проводимым занятиям больные люди приобретают новые навыки, учатся адекватно воспринимать окружающий мир, общество, борются с депрессивными состояниями, учатся жить, не зацикливаясь на своих ограничениях, находятся в струе общественной активной жизни.

Такая социально-психологическая адаптация должна быть обязательно включена в комплексную реабилитационную программу лиц, получивших тяжелые травмы или мозговые катастрофы и т.д.

Взаимоотношение инвалидов и здоровых людей является мощнейшим фактором адаптационного процесса. Но опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим. Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является отношение к собственной жизни.

Замечено отличие в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Наименее адаптированными являются одинокие инвалиды. Черты социально-психологической дезадаптации одиноких инвалидов имеют место, несмотря на то, что в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет. Но видимо, в первую  очередь необходима психолого-педагогическая помощь этим людям.

Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, её активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, её результаты во многом зависят от активности самой личности. На каждой стадии социализации человек должен овладеть не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека. Процесс социализации – это процесс взаимодействия личности и общества.

Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятие «инвалид», «физическая активность», а тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта. Адаптивный спорт оказывает глубокое многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически. Это длительный процесс формирования личности, аккумулирующий в себе ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения. Само понятие «вовлечение» в спорт уже тесно связано с социализацией, так как в процессе общения происходит освоение и присвоение опыта данной общности людей.

Особенно ярко социализация проявляется в системе спортивных соревнований инвалидов, которые можно рассматривать как форму их социальной активности, в процессе которой создаются такие ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание и др. Спорт для инвалидов – это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. Это активная творческая деятельность, где инвалиды, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик. Это позволяет инвалиду повысить самооценку собственного «Я», чувствовать себя полезным гражданином своего общества, то есть социализироваться в нем.

Таким образом, понятие социально-психологической адаптации отражает сложные процессы, происходящие с человеком в изменяющем социальном окружении и направленные на достижение гармонии с социальной средой.

Успешность СПА обеспечивает целенаправленная деятельность человека в интересах изменения внешних условий и самого себя. В её основе лежат сложные механизмы структурной перестройки личности и её окружения, поиск и формирование новых смыслов в жизнедеятельности, овладение новыми трудовыми навыками, трансформации ценностного, мотивационного, смыслового ядра личности. В отличии от психофизиологической адаптации, которую можно считать процессом краткосрочного приспособления, СПА является механизмом долгосрочного планирования и обеспечения жизни индивида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологическая адаптация детей и молодежи в условиях модернизации российского образования».

Выбор эффективных средств помощи детям с  ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко...

Социально-психологическая реабилитация и адаптация трудных(проблемных) подростков

Цель помочь трудным детям поверить в себя, найти себы в жизни, изменить стереотипы мышлениы, проще говоря, пройти путь социальной реабилитации....

"Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже"

Об особенностях работы социального педагога со студентами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Социально-психологическая адаптация первоклассников.

Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Предпосылкой для успешной адаптации являетс...

Статья "Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда".

  Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее. Вопрос «Кем я ...

Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"

В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...

Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...