Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"
статья по психологии на тему

Шихалеева Марина Ивановна

 В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-экономическими пертурбациями, которые произошли и в стране, и в мире в целом. В то же время, если говорить именно об образовательном пространстве современной России, то принципиальным изменением здесь оказалась кардинальная смена учебно-дисциплинарной модели образования на личностноориентированную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

О социально-психологических показателях эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения

(на материале школьников-подростков)

Актуальность исследования. В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-экономическими пертурбациями, которые произошли и в стране, и в мире в целом. В то же время, если говорить именно об образовательном пространстве современной России, то принципиальным изменением здесь оказалась кардинальная смена учебно-дисциплинарной модели образования на личностно-ориентированную. Понятно, что в этих условиях, во-первых, принципиально изменяется статусная позиция учащегося в рамках образовательного процесса, и он постепенно превращается из отчетливо выраженного объекта в полноценного субъекта; во-вторых, в связи с целым рядом обстоятельств, в том числе  и в связи с только что обозначенным, произошли качественные изменения соотнесенности статусных позиций всех членов образовательного процесса. Безусловно, в этих условиях педагог-учитель оказывается в крайне затруднительной ситуации, пытаясь одновременно решить, как минимум, две базовые образовательные задачи – обучение и воспитание. Подобная ситуация обусловила необходимость  организации принципиально нового для российского образования научного и при этом жестко практико-ориентированного сектора работы, реализацией задач которого выступила более десяти лет назад организованная психологическая служба. Следует сразу отметить, что создание в общеобразовательных учреждениях психологической службы, в рамках которой выполняют достаточно четко сформулированные задачи школьные практические психологи, оказалось тем существенным стимулом, который спродуцировал всплеск интереса к этой проблеме в рамках как собственно научных подходов к вопросам психологии развития, так и в сфере профессиональной подготовки психолога-практика в высших учебных заведениях.

При этом имеет смысл отметить, что, несмотря на общую позицию как психологов-теоретиков, так и психологов-исследователей, практиков и «прикладников», факт несомненной пользы подобной службы в общей системе образования современной России не подвергается сомнению, конкретные полноценные экспериментальные работы в этой области, демонстрирующие уже непосредственно на  практико-эмпирическом уровне психологическую продуктивность подобной службы, являются скорее исключениями, чем работами, которые можно было бы назвать традиционными. В то же время идеологи внедрения и реализации службы школьных психологов-практиков смогли за последнее десятилетие (во всяком случае в теоретическом плане) обосновать непреложность вывода о том, что данная служба, а следовательно, и сфера профессиональной деятельности, является по сути дела приоритетной в образовательном пространстве современной России.

 Говоря об актуальности планируемой нами конкретной исследовательской работы, необходимо подчеркнуть, что  основные функциональные обязанности социального психолога-практика, осуществляющего свою профессиональную деятельность в общеобразовательном учреждении, связаны, прежде всего, с вопросами, касающими оптимизации процессов личностного развития и группообразования как в ученическом сообществе, так и в учебно-воспитательном коллективе в целом.  Таким образом, в решающей степени актуальность данного исследования заключается в содержательной детализации, с одной стороны, функционально-должностных обязанностей школьного психолога именно применительно к проблемам социально-психологического развития личности и групп в рамках общеобразовательного пространства, а с другой - в получении реальной эмпирической конкретики, раскрывающей каким образом, решая именно социально-психологические  по своему характеру задачи своего профессионального функционирования, школьный психолог  влияет на  готовность и способность к открытой и партнерской по своему характеру коммуникации всех субъектов образовательного процесса, а также на то, каким образом в связи с работой школьной психологической службы именно в социально-психологическом плане меняется содержательная логика протекания процессов интрагруппового структурирования, прежде всего, в таких отношенческих системах, как «учащийся-учащийся», «педагог-учащийся», «учащийся-педагог». При этом принципиальным, хоть и «фоновым», но в логике работы несомненно значимым фактором в данном случае оказывается то, происходит ли в данном конкретном учреждении ознакомление учащихся подросткового возраста с основами психологических знаний, структурно предоставляемых им в рамках учебных курсов по психологии.

Цель исследования состоит в том, чтобы на собственно эмпирическом уровне зафиксировать особенности прогресса как подростковых ученических сообществ, так и  учебно-воспитательного коллектива школы в целом в сфере конструктивной коммуникативной активности, а главное, готовности к ней,  а также  просоциального «прироста» в сфере интрагруппового структурирования и реальных взаимоотношений в рамках систем «учащийся-учащийся», «педагог-учащийся», «учащийся-педагог» при условии, с одной стороны, реальной работы социального школьного психолога-практика, а с другой - при условии реального преподавания дисциплин психологического цикла.

Предмет исследования – связь развития коммуникативной активности школьников-подростков, степени активности просоциальной направленности процесса интрагруппового структурирования в ученическом сообществе и оптимизации взаимоотношений в рамках систем «учащийся-учащийся», «педагог-учащийся», «учащийся-педагог» с фактом продуктивной работы социального психолога-практика в условиях общеобразовательной школы и преподавания собственно психологических по содержанию учебных курсов.

Объект исследования – степень готовности и уровень реализации коммуникативной активности школьников подростков, особенности интрагруппового структурирования в ученических сообществах подростков и характер взаимоотношений в системах «учащийся-учащийся», «педагог-учащийся», «учащийся-педагог» в общеобразовательных учреждениях, в которых определены конкретные задачи профессиональной деятельности школьного практического психолога именно в социально-психологическом плане и осуществляется преподавание психологических знаний, и в общеобразовательных учреждениях, в которых собственно социально-психологические задачи школьного психолога «размыты», а преподавание психологии отсутствует.

Задачи исследования:

1.Провести анализ специальной литературе по заявленной проблематике, выявив те принципиальные наработки, которые, с одной стороны, были осуществлены в логике обоснования необходимости организации школьной психологической службы в целом, а с другой – посвящены анализу именно социально-психологического спектра диагностических, исследовательских, коррекционных, консультативно-поддерживающих и психологически сопровождающих функций школьного психолога-практика.

2. В теоретическом плане определить тот периметр проблемных «лакун», которые возникли в современном образовательном пространстве в связи с откровенным разрывом между собственно теоретическими наработками в области практической социальной психологии применительно к современному общеобразовательному учреждению и реальным их включением в педагогическую практику.

3.Создать, описать  и представить программу экспериментального исследования, включающую в себя постановку исследовательской проблемы, гипотетический блок работы, методический арсенал исследования и принципы организации пилотажного эксперимента и основных экспериментальных серий, систему конкретных критериев математической статистики, позволяющих в количественном плане обработать эмпирику и предоставляющих возможность выстроить интерпретационную схему ее обсуждения.

4. В качественном плане проинтерпретировать полученные результаты, сформулировать итоговые выводы и основные положения, выносимые на защиту, а также практикоориентированный блок рекомендаций.

Гипотезы. Предварительный анализ психологической и психолого-педагогической литературы, а также длительное наблюдение за жизнедеятельностью ученических подростковых сообществ и педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, позволили сформулировать основную гипотезу исследования, согласно которой мы предположили, что целенаправленное решение школьным практическим психологом блока социально-психологических должностных задач и преподавание психологических курсов в условиях общеобразовательного учреждения качественно развивает партнерский потенциал коммуникативной активности школьников-подростков, снижая характерную для них межличностную конкурентность; существенно повышает благоприятность социально-психологического климата как в ученическом сообществе, так и учебно-воспитательном коллективе в целом; заметно оптимизируют процессы интрагрупповой дифференциации и интеграции в школьном подростковом классе.

Понятно, что основная гипотеза планируемого исследования носит откровенно теоретический характер и не может быть напрямую подвергнута экспериментальной проверке. Именно  в связи с этим по итогам будущего пилотажного исследования планируется выдвинуть ряд частных гипотез, гипотез-следствий, нацеленных на выявление в собственно экспериментальном плане содержательных эмпирических референтов, позволяющих оценить отдельные параметры эффективности работы социального психолога-практика в условиях общеобразовательного учреждения. Несомненно, подтверждение каждой из частных гипотез ни в коей мере не дает возможность говорить об исчерпывающей проверке на справеделивость основной гипотезы работы. В то же время совокупность доказательств справедливости всех гипотез-следствий позволяет с большой долей уверенности говорить о доказанности и основной теоретической гипотезы исследования.

Для проверки справедливости гипотетического блока работы и осуществления экспериментальной ее части, по мимо целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью ученических групп и учебно-воспитательных коллективов общеобразовательных учреждений, сценарных консультаций с компетентными лицами и анализа документального материала, планируется использовать неоднократно апробированную ранее батарею социально-психологических методик и методических приемов: социометрию, аутосоциометрию, референтометрию, аутореферентометрию, методический прием выявления неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном реально функционирующем сообществе, методику определения степени ценностно-ориентационного единства в группе, методику «подставной» самооценки, социально-психологическую модификацию техники «репертуарных решеток» Дж.Келли.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В данной работе впервые планируется на экспериментальном уровне получить экспериментальные данные,  позволяющие судить о реальной эффективности решения психологической службой именно социально-психологического блока проблем, возникающих при анализе отношений в системах «учащийся-учащийся», «педагог-учащийся», «учащийся-педагог». Кроме того, впервые именно на уровне практической работы психологической службы общеобразовательных учреждений будет осуществлена проверка адекватности задачам подобного рода психологически поддерживающего педагогический процесс подразделения  комплекта социально-психологических методик, в качестве исследовательского уже примененного неоднократно на ином контингенте испытуемых. В теоретическом плане планируемые результаты позволят существенно расширить представления о сфере профессионального использования психологов, имеющих статус практических психологов образования, что, в свою очередь, позволит заметно обогатить социально-психологические знания о процессах интрагруппового структурирования, коммуникативной активности и характере взаимоотношений в системах «учащийся-учащийся», «педагог-учащийся», «учащийся-педагог» с учетом того, что основным контингентом испытуемых являются школьники-подростки.

Практическая значимость исследования. Настоящее исследование представляет собой откровенно практикоориентированную работу, нацеленную на решение конкретных, прежде всего, социально-психологических по своему содержательному направлению задач такого принципиально значимого в условиях общеобразовательного учреждения подразделения, как школьная психологическая служба. При этом именно в практическом плане принципиально важными планируемые результаты окажутся для создания многопрофильной психологической службы, когда реально психологическое сопровождение образовательного процесса будет осуществляться как «линейными», так и отраслевыми психологами и когда собственно социально-психологический блок диагностических, исследовательских, коррекционных и реабилитационных задач психологической службы будет выделен как несомненно взаимосвязанный с другими блоками, но при этом содержательно самоценный.

Достоверности и надежность полученных результатов исследования обеспечены теоретико-методологической выверенностью базовых положений планируемой работы; адекватностью методического инструментария тем гипотезам и задачам, которые являются стержневым содержательным наполнением исследования; выверенной и детализированной количественной и качественной обработкой эмпирических данных; достаточной  репрезентативностью выборки испытуемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция психологической службы в образовательном учреждении

Работа представлена и высоко оценена на районном конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог 2012» Автор: педагог-психолог Одинцовского центра диагностики и консультированияМенситова...

программа психологического сопровождения общеобразовательного учреждения (школы)

Основные цели работы психологической службы школы –  это содействие созданию ситуации социального развития, соответствующего индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия ...

Статья журнала Вестник МГТУ-МАСИ Организация работы специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКАР.Е. Барабанов, А.В. Дергачев, Е.В. Костюшина, Д.И. ЧистовскийАннотация. Статья ...

Городской фестиваль «Вернисаж идей» специалистов социально-психологической службы образовательных учреждений г. Симферополя. 19.04.2023

Развивающие игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры ...