Доклад на тему "Организация логопункта в ДОУ"
методическая разработка

Ровнова Ксения Эдуардовна

2018 ГОДУ Открывали впервые логопункт на базе общеобразовательного дошкольного учереждения детского сада в городе Санкт -Петербурге. 

В данном докладе изложенны все докуметы нормативные и локальные, так же раскрыты все вопросы по организаци логопунтаи в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_logopunkt.docx_chernovik_1.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

город Санкт – Петербург.

Доклад

Организация Логопедического пункта в Дошкольных образовательных учреждениях

СОСТАВИЛ: Учитель-логопед

Ровнова Ксения Эдуардовна

Санкт – Петербург

2019г.

1.Нормативно- правовые документы на основание которых организуется логопункт в ДОУ

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 3 августа 2018 года )

2. СанПин. (Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014

4.Распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357

5. Распоряжение комитета по образованию СПБ от11.09.2018 №2597- p

«Об утверждении технологических регламентов оказания государственных услуг в сфере образования»

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 3 августа 2018 года ) 

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 

Из этого следует

что, органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. А именно оказывать помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ. Таким образом психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя :

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей ).

Пункт 4-5-6 регламентирует деятельность Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Так же мы можем увидеть в данном документе что К ДЕТЯМ  с ОВЗ  ОТНОСЯТСЯ :

- неслышащие и слабослышащие;

 - незрячие и слабовидящие;

- с тяжелыми нарушениями речи;  а ИМЕННО

отсутствие речи или невнятность неправильность произношения звуков  расхождение между звуком произносимого слова и его образом 
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiya-detey-s-ovz/#yakor_5

и .т.д.

Делая выводы дети с Нарушением произношения отдельных звуков входят в категорию детей с Ограниченными возможностями здоровья.

Чуть ниже мы вернемся к этому  подробней.

Следующий документ который нужно и важно знать в работе ДОУ …. СанПин. (Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года ) Документ регламентирует предельно допустимую нагрузку, правила составления расписания, количество часов внеурочной деятельности и др. 

Далее документ

Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам  дошкольного образования.

В Приложение1.  УКАЗАН Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам  дошкольного образования .

Данный документ регламентирует:

что содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой… Следовательно мы должны добавить в общеобразовательную программу ДОУ формируемую участниками образовательных отношений адаптированную программу по коррекции речи. К программе вернемся позже , далее следует документ

  1. Распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357 – р «Об утверждение Методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно- развевающей помощи детям ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования»

В данном распоряжение мы можем увидеть, что

Логопедический пункт  создается  в образовательных организациях, реализующих  основную общеобразовательную  программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ОВЗ  (детей с тяжелыми нарушениями речи). В логопедический пункт  принимаются  дети с ОВЗ в возрасте от 5до 7 лет, имеющие нарушения речи( нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи), подтвержденные территориальной психолого-медико-педагогической комиссией, посещающие группы общеразвивающей  или оздоровительной  направленности образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Прием детей в логопедический пункт осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя )ребенка.

 В рамках  организации деятельности логопедического пункта предоставляется государственная услуга  в сфере образования «Оказание коррекционно – развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения речевого развития (нпоз), в возрасте от 5 до 7 лет»

Целью деятельности логопедического пункта является оказание коррекционно  - развивающей помощи детям с ОВЗ, имеющим нарушения речевого развития  ( НПОЗ, фонетическое недоразвитие речи), в возрасте от 5 до 7 лет.

Основные направления деятельности логопедического пункта

Диагностическое

-коррекционно- развивающее

-информационно – методическое

Для организации работы логопункта в штатное расписание образовательной организации дополнительно вводиться 1,0 ставка по должности «учитель – логопед» на 25 детей с нарушением произношения отдельных звуков, фонетическим недоразвитием речи. общее количество на 1 ставку учителя- логопеда в течение года составляют 25 человек.

Логопедический пункт создается при наличии на начало учебного года не менее 25 детей с нарушением произношения отдельных звуков, фонетическим недоразвитием речи.

Продолжительность коррекционно- развивающей работы с ребенком составляет 1\2 учебного года.

Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные занятия. При необходимости с детьми могут проводиться групповые коррекционно – развивающие занятия.

Продолжительность занятий

- индивидуальное от 10 минут до 25 минут;

-групповых от 25- 30 минут.

Индивидуальные занятия проводиться не менее 2 раза в неделю с каждым ребенком, подгрупповые занятия проводиться не менее 2 раза в неделю.

Логопедическим пунктом ведется следующая документация:

- речевая карта на каждого ребенка;

-планы индивидуальной, групповой работы с детьми;

- график работы;

-отчет об эффективности деятельности логопедического пункта;

- журнал учета посещаемости детьми коррекционно–развивающих занятия;

-журнал консультаций родителей ребенка.

Решение о продлении срока оказания корекционно - развивающей  помощи ребенку принимается территориальной психолого-медико-педагогической комиссией.

Рассмотрим Технологический регламент

Распоряжение комитета по образованию СПБ от11.09.2018 №2597- p

«Об утверждении технологических регламентов оказания государственных услуг в сфере образования»: ….

Рассмотрим пункт 1.2 «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся» согласно приложению 2.

В ПРИЛОЖЕНИИ 2 В ДАННОМ ДОКУМЕНТЕ СЛЕДУЕТ,

Подуслуга 3: Коррекционно – развивающая, компенсирующая помощь обещающимся в логопедическом пункте образовательной организации осуществляющей обучение по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.

 Включает в себя :

  1. Технологию выполнения действий

В соответствии с Федеральным законом РФ ОТ 29.12.2012 №273-Ф3 «об образовании в Российской Федерации»(ст.42);

Приказом Минбрнауки России от 30.08.2013№1014;

Распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357 – р «Об утверждение Методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно- развевающей помощи детям ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования» (далее распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357-р)

  1. Трудовые ресурсы. В которых прописано что,

Категория персонала –Учитель-логопед, 1,0 ставки на 15 детей, индивидуальные коррекционно – развивающие занятия – не менее 2 раза в неделю; подгрупповые занятия не менее 2 раз в неделю.

Здесь мы видим расхождения с предыдущем документом в цифрах, ставка логопеда 15 детей, хотя выше говорилось о 25 чел. в течение учебного года.???????????

  1. Материальные ресурсы

Учебные пособия, учебно – методические материалы;

Постановление главного государственного санитарного врача РФ  от 15 мая 2013 г. № 26 СанПин 2.4.1.304913.;

Методические рекомендации об организации деятельности дошкольных  и школьных логопедических пунктов (СПб АППО,2016 г)

https://sites.google.com/site/kafedrakorrekcionnojpedagogiki/fgos-do/metodiceskie-recomendacii

Данные методические рекомендации  опубликованы на сайте Аппо2016 года.

Методические рекомендации раскрывают особенности организации логопеда образовательных организаций в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального образования. Организация работы учителя-логопеда в группах реализующих основные общеобразовательные программы адаптированные для детей   с тяжелыми нарушениями речи. Так же мы можем увидеть там примерное положение о дошкольном логопедическом пункте. В данном примерном положение прописано пункт 2.2  Что дети с заключением «общее недоразвитие речи» и дети с ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ не подлежат приему на логопедический пункт, так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена в условиях компенсирующей помощи или комбинированной группы.

2. ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Просмотрев и изучив  все нормативные документы Мы можем переходить к локальным документам .

И первое что должно быть это положение ДОУ.

  1. Положение о логопедическом пункте принимается педагогическим советом ГДОУ и утверждается заведующим ГДОУ.

Пример написания положения для логопедического пункта можно увидеть в методических рекомендациях АППО

В положение ДОУ входит

-Организация комплектования Логопункта, -

-Организация коррекционной работы Логопункта;

-Участники коррекционной работы

-Документация логопункта

Здесь мы возвращаемся к документу Распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357 – р «Об утверждение Методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно- развевающей помощи детям ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования». И Так же, подробно мы можем увидеть в документе Распоряжение комитета по образованию СПБ от11.09.2018 №2597- p , В этом документе нам предлагаются Методические Рекомендации Об Организации Деятельности Дошкольных  И Школьных Логопедических Пунктов (Спб Аппо,2016 Г)

https://sites.google.com/site/kafedrakorrekcionnojpedagogiki/fgos-do/metodiceskie-recomendacii

  1. Вторым локальным нормативным документом следует Образовательная Программа

Основная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(приказ № 1155 от 17.10.2013 г. Минобрнауки РФ ); http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/901582/

- Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15); http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf

Возвращаясь к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам  дошкольного образования. Мы делаем вывод,  что содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой…

Следовательно, мы должны добавить в общеобразовательную программу ДОУ  Парциальную адаптированную программу по коррекции речи.

Такую программу нам предлагает «Федеральный институт развития образования»  Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной

http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf

Далее к Локальным актом относиться  

  1. «Должнастная инструкция учителя – логопеда»

3.ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПУНКТА

  1. Рабочая программа учителя-логопеда

Как говорилась выше рабочая программа должна быть  разработана в соответствии с Образовательной программой ДОУ; «Примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной».

Из данной программы мы берем порционно, то, что касается фонетического недоразвития речи.

  1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Логопункт
  2. План индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. (приложение 1)

В приложение1 приведен образец плана рекомендованный Методические Рекомендации Об Организации Деятельности Дошкольных  И Школьных Логопедических Пунктов (Спб Аппо,2016 Г)

https://sites.google.com/site/kafedrakorrekcionnojpedagogiki/fgos-do/metodiceskie-recomendacii

4.  Индивидуальный график работы учителя – логопеда (приложение 2)

5. Журнал учета посещаемости детьми коррекционно – развивающих занятий. (приложение 3)

6 Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт.

7. Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателями групп. (приложение4)

8. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Логопункт

9. Журнал консультаций родителей ребенка (Приложение5)

10. Отчет о результативности коррекционной работы

11. Журнал инструктажа с воспитанниками

(по Ю.К. Недоступов «Охрана труда в ОО)

12. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником, зачисленным в Логопункт.

  1. Список документации логопедического пункта составлен в соответствии с документом:

- Распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357 – р «Об утверждение Методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно- развевающей помощи детям ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования»

А так же в соответствии с Методическими Рекомендациями Об Организации Деятельности Дошкольных  И Школьных Логопедических Пунктов (Спб Аппо,2016 Г).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заявление родителей о зачислении ребенка на логопункт ДОУ

Удобный бланк для заполнения родителями заявления. Специально добавленные мною пункты и примечания повышают мотивацию родителей к сотрудничеству с логопедом для более успешной коррекционной раб...

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...

Анкета для оценки родителями работы логопункта

Анкета для оценки родителями работы логопеда ДОУ...

Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"

Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"...

Преемственность в обучении и воспитании учащихся на школьном логопункте (Доу-начальные классы, логопед, русский язык)

Данный материал представляет опыт работы школьного логопеда, логопеда ДОУ, психолога, учителей русского языка. Будет полезен многим категориям учителей и воспитателей, психологам....

Экспериментальная работа по теме «Формирование грамматической компетенции у дошкольников в условиях логопункта»

1. Пояснительная записка к экспериментальной работе по теме «Формирование грамматической  компетенции у дошкольников в условиях логопункта".2. Календарно-тематический план логопедических занятий ...

Коррекционная работа учителя-логопеда на школьном логопункте

Выступление перед родителями для ознакомления с работой школьного логопеда...