Экспериментальная работа по теме «Формирование грамматической компетенции у дошкольников в условиях логопункта»
рабочая программа по теме

Соболева Наталья Ивановна

1. Пояснительная записка к экспериментальной работе по теме «Формирование грамматической  компетенции у дошкольников в условиях логопункта".

2. Календарно-тематический план логопедических занятий по формированию грамматической компетенции  у дошкольников среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskiy_plan.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

      «Формирование грамматической  компетенции

          у дошкольников в условиях логопункта»

                                                   

Актуальность исследования.

       В настоящее время в нашей стране происходит совершенствование системы образования: осваиваются и внедряются инновационные педагогические технологии, создаются вариативные программы обучения.

       Одним из основных аспектов успешной адаптации ребенка в школе и профилактики возникновения трудностей в процессе обучения является формирование у детей  дошкольного возраста основ правильной речи.

       По утверждению Л.С.Выготского, для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы речевые навыки – речевые операции, которые осуществляются бессознательно, с полным автоматизмом при соответствии норме языка и служат для самостоятельного выражения мыслей, намерений, переживаний. Сформировать навыки – это значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания.

       При определенных условиях воспитания, адекватных возрасту ребенка, дети достаточно рано усваивают нормы родного языка и овладевают основными языковыми средствами общения.

       Однако следует отметить, что речевое развитие, также как и психическое развитие у детей дошкольного возраста происходит гетерохронно. В настоящее время в дошкольных общеобразовательных учреждениях встречается достаточно большое количество детей, у которых отмечаются недостатки в формировании грамматической компетенции. Общение у таких детей осуществляется посредством постоянных, хотя и очень искаженных общеупотребительных слов, отмечаются трудности в употреблении предложно-падежных конструкций, в построении предложений.   Дошкольники с низким уровнем развития грамматической компетенции часто не могут повторить фразу, состоящую из четырех и более слов, искажают их порядок и количество. Это дети с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, дети-билингвы, изучающие русский язык как иностранный, а также дети, имеющие не ярко выраженные речевые отклонения. Известно, что даже элементы  общего недоразвития речи могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки, усваивать в дальнейшем школьную программу.

       В целом, учитывая то, что овладение закономерностями грамматического строя речи является одним из важнейших условий как речевого развития, так и осуществления учебной деятельности, очень важно своевременно установить характер трудностей, которые возникают у детей дошкольного возраста при овладении  грамматической стороной речи, а также своевременно провести необходимую логопедическую работу по устранению данных нарушений.

В связи с этим, одной из актуальных тем современного образования является выявление уровня сформированности грамматической компетенции у детей дошкольного возраста и коррекция возможных нарушений на ранних этапах развития.

Объект исследования: формирование грамматической компетенции у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: информационные методы и средства формирования  грамматической компетенции у детей среднего дошкольного возраста.

Цель работы: использование информационных технологий в процессе формирования грамматической компетенции у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза. Использование информационных технологий и внедрение комплексной коррекционно-логопедической программы оказывает положительное влияние на процесс формирования у детей среднего дошкольного возраста грамматической компетенции.

Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования нами были поставлены следующие задачи:

1.   Анализ логопедической, психолого-педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования.

2.   Теоретическое обоснование и выбор методики констатирующего эксперимента.

3.   Определение уровня сформированности грамматической компетенции у детей среднего дошкольного возраста.

4.   Выбор эффективных приемов и методов коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление недостаточной грамматической компетенции у детей среднего дошкольного возраста.

5.   Составление и внедрение коррекционно-логопедической программы по формированию грамматической компетенции у детей среднего дошкольного возраста.

6.   Осуществление формирующего эксперимента по формированию грамматической компетенции у детей среднего дошкольного возраста.

7.   Выявление динамики.

     Для успешной реализации поставленных задач в исследовании используются следующие методы: теоретический (анализ и синтез литературы по теме исследования); эмпирический (констатирующий и формирующий  эксперименты, наблюдение); статистический (качественный и количественный анализ результатов исследования).

     

      Содержание этапов  исследования

1) Организационный этап - изучение теоретического материала по данной теме;  составление диагностических карт и проведение обследования состояния  грамматической компетенции у детей среднего дошкольного возраста; составление перспективного плана работы и подбор дидактического материала.

2) Основной этап. Проведение коррекционно-логопедической работы в  подгруппе с детьми среднего дошкольного возраста, направленной на формирование у детей грамматических представлений. Осуществление консультативно-методической работы с воспитателями: беседы, семинары и консультации. Проведение консультативно-педагогической работы с родителями: индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий.

3) Заключительный этап. Выявление эффективности составленной и опробированной программы путем отслеживания динамики в формировании грамматической компетенции у детей среднего дошкольного возраста до и после проведения коррекционно-логопедической работы.

Инновационный компонент заключается в том, что использование информационных технологий и внедрение комплексной коррекционно-логопедической программы оказывает положительное влияние на процесс формирования у детей среднего дошкольного возраста грамматической компетенции.

Практическая значимость заключается в возможности использования коррекционно-логопедической программы в деятельности логопеда  в условиях логопункта ДОУ, а также некоторые методы и элементы могут использоваться воспитателями при работе с детьми дошкольного возраста.

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план логопедических занятий по формированию    

     грамматической компетенции  у дошкольников среднего возраста

Месяц

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

Обследование речи

Октябрь

1. Игрушки. Местоимения

     МОЙ, МОЯ, МОИ

1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «игрушки».

3. Учить строить фразу из 2-4 слов.

4. Учить согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ с существительными в роде и числе.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

2. Геометрические фигуры

1. Уточнить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат,       треугольник, овал) и цвете (красный, желтый, зеленый и синий).

2. Формировать фразовую речь. Учить строить фразу из 2-4 слов.

3. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

4. Развивать слуховое внимание, артикуляционную и  мелкую моторику.

3. Осень.

   Один – два – много.

   Предлоги «НА», «С»

1. Учить составлять предложения по совершаемому действию и вопросам с использованием имен существительных единственного и множественного числа.

2. Формировать фразовую речь. Учить строить фразу из 2-4 слов.

3. Формировать понятия «один – много – ни одного».

4. Формировать понимание и правильное употребление предлогов    

«НА», «С».

5. Развивать слуховое и зрительное внимание, физиологическое дыхание,

4. Овощи. Предлоги

    «В», «На»

1.   Уточнить и расширить словарь по теме.

2.   Формировать обобщающее понятие «овощи».

3.   Формировать умение употреблять имена существительные в именительном  падеже множественного числа.

4.   Учить строить фразу из 2-3 слов с предлогами «В», «На».

5.   Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Ноябрь

5. Фрукты. Предлоги

    «НА», «С»,  «У»

1.   Закрепить обобщающее понятие «фрукты».

2.   Учить употреблять имена собственные в форме единственного числа родительного падежа с предлогом «У», имена существительные единственного и множественного числа в именительном и винительном падеже.

3.   Учить различать и практически использовать единственное и множественное число имен существительных.

4.   Учить строить фразу из 2-4 слов.

5.   Развивать внимание, память, артикуляционную и мелкую моторику.

6. Мебель.

     Предлог «ПОД»

1.  Учить использовать во фразовой речи предлог «ПОД».

2.   Учить составлять предложения по совершаемому действию с союзом «А».

3.   Развивать внимание, память, мышление.

4.   Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

7. Деревья.

     Предлоги «ПОД», «НА»

1.  Учить использовать во фразовой речи предлоги «ПОД», «НА».

2.   Учить различать и практически использовать единственное и множественное число имен существительных.

3.   Учить строить фразу из 2-4 слов.

4.   Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

8. Посуда.

     Предлог «ЗА»

1.   Учить использовать во фразовой речи предлог «ЗА».

2.   Закреплять обобщающее понятие «посуда».

3.   Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

4.   Учить правильно употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа.

Декабрь

9. Профессии

1. Уточнить и расширить предметный и глагольный словарь и обобщающее понятие по теме.

2.   Учить употреблять имена существительные единственного и множественного числа именительного и родительного падежа.

3.   Учить строить фразу из 2-5 слов.

4.   Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику кистей рук.

10. Наземный транспорт

Предлоги «НА», «В», «ПО».

1.   Уточнить и расширить предметный и глагольный словарь и обобщающее понятие по теме.

2.   Закрепить правильное употребление предлогов «НА», «В».

3.   Формировать умение правильно использовать предлог «ПО».

4.   Развивать внимание, память, наглядно-действенное и логическое мышление, мелкую моторику кистей рук.

11. Воздушный транспорт

Предлоги «НА», «В», «ПО».

1.   Уточнить и расширить предметный и глагольный словарь и обобщающее понятие по теме.

2.   Закрепить правильное употребление предлогов «НА», «В».

3.   Формировать умение правильно использовать предлог «ПО».

4.   Развивать внимание, память, наглядно-действенное и логическое мышление, мелкую моторику кистей рук.

12.  Новый год

1. Учить строить фразу из 2-5 слов.

2. Обучать простому описательному рассказу.

3. Закрепление ранее изученных предложно-падежных конструкций в активной речи детей.

Январь

13. Зима. Белый цвет

1.   Формировать понятие «белый цвет».

2.   Учить согласовывать имя прилагательное «белый» с именами существительными.

3.   Уточнить знания цветов и геометрических фигур.

4.   Учить строить фразу из 2-5 слов.

5.   Развивать внимание, память, наглядно-действенное и логическое мышление, мелкую моторику кистей рук.

14. Одежда. Предлоги

     «В», «ИЗ»

1.   Учить понимать предлоги «В», «ИЗ» и правильно их использовать в речи.

2.   Активизировать фразовую речь детей.

3.   Развивать общую и мелкую моторику.

15.  Обувь.

       Предлоги «В»,»ИЗ»

1.   Учить понимать предлоги «В»,»ИЗ» и правильно их использовать в речи.

2.   Учить строить фразу из 2-5 слов.

3.   Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук.

4.   Учить понимать и использовать в речи относительные прилагательные.

16.  Головные уборы

1.   Учить понимать предлоги «В», «ИЗ» и правильно их использовать в речи.

2.   Активизировать фразовую речь детей.

3.   Развивать общую и мелкую моторику.

Февраль

17. Дикие животные

1.   Уточнить и расширить словарь детей по теме.

2.   Формировать обобщающее понятие «дикие животные».

3.   Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

4.   Развивать внимание, память, воображение, образное мышление, общую и мелкую моторику кистей рук.

5.   Воспитывать эмоциональное отношение к живой природе.

18. Детеныши диких

      животных.

      Предлоги «К, ОКОЛО»

1.   Уточнить и расширить словарь детей по теме.

2.   Закрепить обобщающее понятие «дикие животные», формировать понятие «детеныши животных».

3.   Учить различать и употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе.

4.   Учить понимать значение предлогов «К», ОКОЛО» и правильно их использовать в речи.

5.   Развивать внимание, память, воображение, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук.

19. Домашние животные

1.   Уточнить и расширить номинативный и глагольный словарь детей по теме.

2.   Формировать обобщающее понятие «домашние животные».

3.   Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

4.   Учить использовать форму творительного падежа имен существительных в единственном числе.

5.   Воспитывать ласковое отношение к домашним животным.

6.   Развивать внимание, память, воображение, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук.

20. Детеныши домашних

      животных

1.  Уточнить и расширить  словарь детей по теме.

2.  Формировать обобщающее понятие «детеныши».

3.  Учить строить фразу из 3 слов с использованием имени существительного в родительном падеже без предлога и с предлогом «У».

4.   Учить практическому усвоению образования множественного числа и уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

5.   Развивать внимание, память, воображение, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук.

Март

21. Животные и детеныши.

      Предлоги «ЗА», ПОД»

1.  Учить понимать предлоги «ЗА» и «ПОД».

2.  Учить строить фразу из трех слов с предлогами «ЗА», «ПОД».

3.   Развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении.

4.   Развивать внимание, память, общую моторику.

5.   Развивать доброе и внимательное отношение к животным.

22. Весна.

1.   Расширить знания детей об окружающем мире.

2.   Учить строить фразу из 2-5 слов.

3.   Воспитывать уважение к труду взрослых, эмоциональное отношение к женскому празднику.

23. Домашние птицы и

      птенцы

1.   Уточнить и расширить словарь детей по теме.

2.   Формировать обобщающее понятие «домашние птицы».

3.   Учить практическому усвоению образования множественного числа и уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

4.   Учить образовывать глаголы от звукоподражаний и правильно их употреблять.

5.   Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук, просодические компоненты речи.

24. Весна. Предлоги «НА», «С»

1.   Уточнить и расширить словарь детей по теме.

2.   Формировать понятие «весна».

3.   Учит строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в предложном падеже с предлогом «НА».

4.   Учит строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в родительном падеже с предлогом «С».

5.   Развивать просодическую сторону речи, ритм, слуховое внимание, общую и мелкую моторику кистей рук.

Апрель

25. Дикие птицы.

      Предлог «НАД»

1.   Уточнить и расширить словарь детей по теме.

2.   Формировать обобщающее понятие «дикие птицы».

3.   Учить практически использовать предлог «НАД».

4.   Закрепить правильное употребление изученных простых предлогов.

5.   Учить использовать в речи сложно-сочиненные предложения.

26. Моя страна. Мой город

1.  Закреплять умение детей правильно употреблять простые предлоги в самостоятельной речи.  

2.  Учить практическому использованию полученных знаний и навыков.

3. . Развивать чувство патриотизма.

27. Насекомые

1.  Уточнить и расширить словарь детей и обобщающее понятие по теме.

2.  Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени.

3.  Учить правильно употреблять имена существительные в форме единственного числа родительного падежа.

4.   Учить использовать в речи сложно-подчиненные предложения с союзом «ПОТОМУ ЧТО».

5.   Закреплять умение детей правильно употреблять простые предлоги в самостоятельной речи.  

28. Пресмыкающиеся

1.  Уточнить и расширить словарь детей и обобщающее понятие по теме.

2.  Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени.

3.  Учить правильно употреблять имена существительные в форме единственного числа родительного падежа.

4.   Учить использовать в речи сложно-подчиненные предложения с союзом «ПОТОМУ ЧТО».

5.   Закреплять умение детей правильно употреблять простые предлоги в самостоятельной речи.

Май

29. Ягоды. Предлоги

 «НА», «В», «К», «ОТ», «ОКОЛО».

1.   Уточнить и расширить предметный  словарь и обобщающее понятие по теме.

2.   Закрепить правильное употребление предлогов «НА», «В», «К», «ОТ», «ОКОЛО».

3.   Формировать умение правильно использовать предлог «ПО».

4.   Учить строить предложения с разноприставочными глаголами и дополнениями в разных падежах с предлогами.

30. Цветы

1.   Уточнить и расширить словарь и обобщающее понятие по теме.

2.   Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в именительном падеже единственного и множественного числа.

3.   Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени.

4.   Учить строить фразу из 4-х слов с предлогом.

5.   Воспитывать чувство любви к природе.

31. Грибы

1.  Уточнить и расширить словарь детей и обобщающее понятие по теме.

2.  Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени.

3.  Учить правильно употреблять имена существительные в форме единственного числа родительного падежа.

4.   Учить использовать в речи сложно-подчиненные предложения с союзом «ПОТОМУ ЧТО».

5.   Закреплять умение детей правильно употреблять простые предлоги в самостоятельной речи.

32. Лето

1.   Познакомить детей с признаками лета, отличать его от других времен года.

2.   Активизировать словарь детей по теме.

3.   Учить пересказывать текст.

4.   Развивать внимание, память, мышление.

5.   Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать своих товарищей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевых компетентностей на уроках иностранного языка в условиях персонифицированного подхода»

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевыхкомпетентностей на уроках иностранного языка в условияхперсонифицированного подхода»...

Экспериментальная работа по изучению формирования физических качеств детей старшего дошкольного возраста

         Для детей старшего дошкольного возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения...

Программа " Система здоровьесберегающей работы у дошкольников в условиях логопункта."

Одной из важнейших задач образования является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Цель программы - создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей посредством здоровьесберегающи...

Дорожная карта реализации работы экспериментальной площадки по теме «РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА)

Задачи:Включение детей в специально организованную деятельность .Овладение приёмами анализа, полученного в ходе исследования материала.Разработка уроков на основе системно-деятельностного подхода.Выст...

Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"

Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"...