Программа " Система здоровьесберегающей работы у дошкольников в условиях логопункта."
методическая разработка

Хазикова Оксана Валерьевна

Одной из важнейших задач образования является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Цель программы - создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sistema_po_zdorovesberezheniyu.docx95.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Детский сад « Ласточка» г. Десногорск

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РАБОТЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

     Хазикова Оксана Валерьевна

     учитель - логопед

   Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Цели и задачи программы

5

3

Ход реализации

7

4

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе                        

11

5

Заключение

15

6

Список литературы

16

7

Приложение

17

   

  1. Пояснительная записка

В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья.

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией. Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы здоровьесберегающих образовательных технологий.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

     Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мной была  разработана программа: «Система здоровьесберегающей работы дошкольников в условиях логопункта .»  

Участники  :

учитель-логопед, дети , родители.

Тип программы: долгосрочная

  1. Цели и задачи

Цель:  создание условий для сохранения и  укрепления здоровья детей  посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Развитие психомоторных и речемоторных функций;

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через развитие дыхательной  системы

3.Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие речи.

6. Формирование мотивационной готовности к регулярному применению полученных навыков.

Формы реализации:

  1. Коррекционно – развивающие занятия.
  2. Беседы с детьми.
  3. Игровая деятельность.
  4. Проведение консультаций для родителей.
  5. Наглядная агитация в уголках для родителей.

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
  • улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт

Технологии здоровьесбережения:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также опираясь на следующие принципы:

Принципы здоровьесберегающих технологий:

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• принцип всестороннего и гармонического развития личности;

• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

  1. Ход реализации:

Рассчитана на долгосрочный период.

№ п\п

        Содержание

         Срок

                                1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Изучение методической литературы  и различных методик по данной теме.

        сентябрь

Анкетирование родителей

       сентябрь

Определение системы мероприятий по реализации проекта

        сентябрь

Мониторинг уровня знаний детей, степени сформированности практических умений и навыков.

   сентябрь , май

Составление перспективных планов работы с детьми, мероприятий.

   сентябрь

Подборка материала, способствующего реализации проекта.

   сентябрь

                                             2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Поиск нового материала, информации, изготовление необходимого оборудования.

сентябрь

Подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по коррекции фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий ( 2 раза в неделю)

в течение учебного года: сентябрь – май ;

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения, просодики и фонематического слуха с использованием здоровьесберегающих технологий ( 2 - 3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта).  

в течение учебного года: сентябрь – май;

Изготовление  картотек  по коррекционным здоровьесберегающим технологиям.

   октябрь 2015

Создание папки  «Комплекс упражнений дыхательной гимнастики  по А.Н. Стрельниковой»

     2015 уч.г.

Практикумы для воспитателей:

 

      ежегодно

Родительские собрания , направленные на проведение профилактической и просветительской работе по здоровьесбережению

       ежегодно

Буклеты для родителей

       ежегодно

Консультации для родителей по  профилактической и просветительской работе по здоровьесбережению

 

Проведение индивидуальных  бесед и консультаций с родителями.

Наглядность для родителей в виде информационных файлов:

          ежегодно

Проведение консультаций для педагогов по  профилактической и просветительской работе по здоровьесбережению

     ежегодно

                                 3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Определение уровня развития речи детей.

         май ;

Подведение итогов .

         май

Анкетирование родителей (по результатам);

          май

Выступление на педагогическом совете, На МО учителей – логопедов города.

          май

Практическая значимость программы состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием  игровых методов и приемов.

Коррекционно-образовательный процесс построен на основе “Программы логопедической работы по преодолению ФФНР у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и современных разработок М.Ф. Фомичевой, Е.А. Пожиленко, Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко и др.   

   

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РАБОТЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

  1. Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе                        

Для сохранения и укрепления  здоровья детей  в своей работе я использую следующие оздоровительные приемы:

  • Дыхательные упражнения
  • Артикуляционные упражнения
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Су-Джок терапия
  • Самомассаж
  • Физкультурные минутки
  • Наглядное моделирование
  • Улыбкотерапия
  • Сказкотерапия

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого я использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

 На каждое занятие включаю  несколько упражнений.( с ватными шариками, соломинками, перышками, листочками и др.)  По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

Детям предлагаются также упражнения, которые они воспринимают как игру:

-«Хомячок» Пошмыгать носом (рот закрыт).
- «Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком.

- « Понюхай, как собачка » - три раза вдох носом, один раз – выдох через рот.

- « Покачай игрушку на качелях » - Лежа, вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя).

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Мелкая моторика  – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Игры и упражнения с пальчиками, включенные в занятия, разнообразны:

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

- пальчиковые игры со скороговорками;

- пальчиковый театр;

Су-Джок терапия

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Ежедневно  при помощи мячиков с шипами провожу занятие под стихотворение:

«Гладь мои ладошки еж

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!» (два раза).

Также использую другие виды игр с Су-Джок.

Самомассаж

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему  взрослый.      

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
-  можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
- можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
- можно использовать без специального медицинского образования.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

- снять усталость и напряжение;

- внести эмоциональный заряд;

- совершенствовать общую моторику;

- вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Наглядное моделирование - инновационный метод , который позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с ОНР.

Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество  воспроизведения звуков.

Улыбкотерапия

Очень важна на занятии улыбка педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

Сказкотерапия

Чтобы у детей не пропал интерес к длительным артикуляционным упражнениям, предлагаю им использовать различные сказки и стихи о «приключениях язычка». По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование сказкотерапии облегчает процесс освоения связной речи (О.А. Шорохова, Н. Погосова, М. Кольцова и др.). Использование логосказки , как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей.

Использую на коррекционных занятиях как авторские сказки, так и сказки других логопедов – практиков.

Очень важно, чтобы каждая из применяемых мной на занятиях технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

  1. Заключение

.В результате проведенной работы у детей  улучшится фонематический слух и показатели звукопроизношения. сформируются уверенность в умении реализовать намеченные цели, разовьется самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий ведёт к более успешной и быстрой коррекции речевых нарушений и способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

Таким образом, реализация программы  позволит  своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

        

  1. Список литературы

  1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н, Шишкова Т. Г. Методика развития дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.
  2. Галанов, А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет/. – М.: Педагогическое общество России,  2005.
  3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007
  4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционнох классах. – М.: Владос, 1998
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003
  6. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М.: АСТ, 2010
  7. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. – СПб., 2002.
  8. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009
  9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1999
  10. Филичева, Т.Е., Чевелева, НА., Чиркина, Г.В. Основы логопедии. - М: Просвещение 1989.
  11. Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003

            Приложение

Материалы картотек, используемые

на логопедических  занятиях

( из интернет – ресурсов)

Су - Джок терапия

  1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

  Гладь мои ладошки еж

  Ты колючий, ну и что ж,

  Я хочу тебя погладить,

  Я хочу с тобой поладить! 

2.Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

3.Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья.(мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.(мизинец)

5.Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

6.«Колючий ёжик».

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы ни ножек,

Мне по пальчикам (по ножке вниз/по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,  

В тёмный лес, где ты живёшь! 

Дыхательные упражнения и игры

«Бегемотик».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики. 
То животик подминается (вдох),
То животик опускается (выдох).

«Качели».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.

«Подуем на плечо»

Подуем на плечо,

подуем на другое.

Нам солнце горячо,

пекло дневной порою.

Подуем мы на грудь

и грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

и остановимся пока.

«Заморозим подбородок».

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку. Выполнять молча и на   одном выдохе.

 «Заморозим ладошку» -

растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони

«Каша кипит».

 Сидя, одну руку положить на живот, другую - на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь и выпятить живот – выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф».

«Хомячок».

 Пошмыгать носом (рот закрыт).
«Собачке жарко».

 Часто подышать с высунутым языком.

« Понюхай, как собачка »

 три раза вдох носом, один раз – выдох через рот.

« Загони мяч в ворота».

Взрослый показывает детям, как нужно подуть на "мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить "мяч” в ворота с одного выдоха.

«Дудочка»

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные

Инструменты.

«Фокус»

 Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Самомассаж

Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.

Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..

Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)

Массаж горошинами —  переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом)  языке.

САМОМАССАЖ  ЛИЦА «ВРЕМЕНА ГОДА»
Если солнце жарко греет, Поглаживающие движения от середины лба,
Если легкий ветер веет, носа, верхней губы, подбородка к ушам.
Стало сухо и тепло –
Это лето пришло.
Если дождь стучит по крыше, Постукивающие движения подушечками пальцев
Листья падают не слышно, по лбу, щекам, подбородку.
Птицам улетать пора –
Это осень к нам пришла.
Если вьюга кружит, злиться, Круговые движения в области лба, щек, подбородка
Всюду белый снег кружиться,
В снежных шапках все дома, -
Это к нам пришла зима.
Если тает снег и лед, Поглаживающие движения обеими ладонями сверху
Звонкий ручеек течет, вниз по боковым сторонам лица и шеи,
Распускается листва - по центральной части лица и шеи.
Это к нам пришла весна

САМОМАССАЖ  ЯЗЫКА  И  ГУБ
Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. Покусывание языка
И от кончика до корня я кусаю все проворней.
А теперь уж не зубами – я пошлепаю губами: Шлепаем губами по языку
«У быка губа тупа, па-па-па, па-па-па».
«Горкой» выгну язычок, пожую ему бочок: Покусывание боковых краев языка
Левый, правый, оба сразу я жую как по заказу.
Мой язык совсем не глуп – Язык с внутренней стороны плавно
Ходит кругом возле губ. очерчивает круг за губами
За нижнюю губку заложен язык – Поместить язык между нижней
Из зеркала смотрит мартышкин двойник. губой и нижними резцами
За верхнюю губку заложен язык – Поместить язык между верхней
Бульдог уступать никому не привык. губой и верхними резцами
Языком давить стараюсь, в щеку сильно упираюсь. Язык поочередно упирается в щеки
Раздалась моя щека, как мешок у хомяка.

Для девочек и мальчиков гимнастика

                  для  пальчиков

упражнение - Лодочка

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывет,

 На прогулку лодочка малышей везет.

упражнение - Пароход

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это труба.

упражнение -Фонарики

Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!                                           Фонарики погасли! 

(пальцы выпрямить)                                              (пальцы сжать)

Вариант 2. (усложненный)

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет "раз-два". На "раз" пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.  На "два": пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом - сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

нам дорогу освещают! 

упражнение - Печем блины

Вариант 1. Попеременно касаемся поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они. 

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной! 

Вариант 2. А) левая рука касается стола ладонью, правая тыльной стороной: Б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука ладонью. (см.  вариант 1)

упражнение - Флажки

Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

 Я в руках флажки держу

 И ребятам всем машу!

Вариант 2 (усложненный). Поочередно менять положение рук на счет: «раз-два». «Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята вверх, правая рука – опущена вниз. «Два»: левая рука опущена вниз, правая рука – поднята вверх.

упражнение - Моем руки

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук. 

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда! («Стираем водичку с рук»; пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.)

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытираем ручки быстро. («Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по теме «Формирование грамматической компетенции у дошкольников в условиях логопункта»

1. Пояснительная записка к экспериментальной работе по теме «Формирование грамматической  компетенции у дошкольников в условиях логопункта".2. Календарно-тематический план логопедических занятий ...

Система профориентационной работы с учащимися в условиях СКОУ VIII вида

Учащиеся СКОУ VIII вида представляют собой отдельную категорию детей  Особую сложность образовательного процесса определяет неоднородность состава учащихся Разная степень выраженности основного д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений в условиях логопункта (2016-2017уч.год)

Программа составлена для детей 5-7лет с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи....

Усвоение предлогов дошкольниками с ОНР в условиях логопункта

В статье описываются основные методы и приемы работы по усвоению дошкольниками предложно-падежных конструкций....

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ФФНР.

Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ФФНР....

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...