Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
опыты и эксперименты

Абдуллова Диана Гафиятевна

Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mep.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Татарско-Тавлинская основная общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Программа экспериментальной работы

Тема эксперимента:

«Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время»

Руководитель ЭП:

Абдуллова Д.Г., учитель географии и биологии МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ»

Татарская Тавла, 2022


Рецензия

на программу эксперимента по теме

««Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время»

Подготовка школьников к жизни и деятельности в многоязычном и поликультурном обществе стала одной из приоритетных задач школьного образования. Она реализуется как в специализированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах. Чтобы научить детей взаимопониманию, уважению друг к другу, помочь им освоиться в полиэтническом пространстве, необходима систематизированная работа, направленная на знакомство учащихся разных национальностей с особенностями традиций, культуры, этикета той страны, гражданами которой они являются, при этом оставаться уникальными носителями своей культуры. Поэтому тема программы школьной экспериментальной площадки, направленная на знакомство учащихся разных национальностей с особенностями традиций, культуры, этикета той страны, гражданами которой они являются, при этом оставаться уникальными носителями своей культуры, актуальна.

В программе обозначены цели и задачи работы, подробно раскрыто содержание, этапы внедрения эксперимента.

Разработанная программа имеет большую практическую значимость, так как предполагает создание авторского методического и дидактического материала.

Член методсовета школы,

заместитель директора по УР                                        Рахмятуллова Р.Х.


Информационная карта

Параметры информации

Содержание информации

1. Данные об участниках программы

1.1

Адрес общеобразовательного учреждения

431535 Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Татарская Тавла, ул.Школьная,д. 36

1.2

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Татарско-Тавлинская основная общеобразовательная школа»

1.3

Вид образовательного учреждения

основная общеобразовательная школа

1.4

Тип образовательного учреждения

Общеобразовательное учреждение основного общего образования

1.5

Количество обучающихся

18

1.6

Телефон/факс

8(83441)3-37-31

1.7

E-mail

tattavla@yandex.ru

1.8

Web-сайт

https://shkolatatarskotavlinskaya-r13.gosweb.gosuslugi.ru/

2. Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной работы

в образовательном учреждении

2.1

Фамилия, имя, отчество

Рахмятуллова Рима Хамзиевна

2.2

Должность

Зам. директора по УР

2.3

Телефон/факс

8-83441-3-37-31

2.4

E-mail

tattavla@yandex.ru

3. Данные о масштабе экспериментальной работы

3.1

Данные о масштабе эксперимента

3.2

Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки

3.3

Уровень эксперимента

муниципальный

3.4

Кем присвоен статус (приказ)

 

3.5

Количество участников эксперимента

1 учитель

обучающиеся 9  класса

4. Данные о содержании ОЭР

4.1

Тема эксперимента

«Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время»

4.2

Сроки эксперимента

2022-2024

4.3

Цель эксперимента

Создание условий для формирования и развития комплекса интеллектуальных и личностных качеств обучающихся на основе знакомства с национально культурным многообразием России через краеведческий компонент, обеспечивающий развитие творческих способностей и успешную социализацию.

4.4

Руководитель эксперимента

Абдуллова Диана Гафиятевна

4.5

Направление экспериментальной работы

Создание авторского методического и дидактического материала.


Пояснительная записка

Каждый человек является носителем определённой этнической культуры, которой присущи такие компоненты, как язык, словесный фольклор, религия, этикет, традиции и т. д. Люди различных этнических культур взаимодействуют друг с другом в рамках поля отечественной и мировой культуры, обогащая культурный уровень друг друга.

Таким образом, совокупность этнокультурного и поликультурного и краеведческого образования является элементом социально-культурной компетенции, которая, в свою очередь, помогает воспитывать нравственного человека. Человека, знающего и понимающего историю, культурные особенности своей страны, язык, менталитет народа, способного беречь наследие и ресурсы и передавать знания будущим поколениям.

Республика Мордовия является государственным субъектом, на территории которого выделяется основной национальный состав - это русские, мордва и татары.

Обучение в школах ведётся на русском языке, хотя проживают народы, которые на бытовом уровне могут разговаривать на разных языках субъектов РФ.

В школе в тесном сотрудничестве проживают, работают и учатся представители разных национальных культур, религиозных конфессий, которым ежедневно необходимо не только получать образование на неродном для них языке, но и взаимодействовать друг с другом.

МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» находится в с.Татарская Тавла Лямбирского муниципального района. Численность села небольшая и составляет около 806 человек, в школе обучаются 39 учеников. Несмотря на небольшой состав учеников, национальный состав разнообразен.  Основу составляют русские и татары. Среди прочих национальностей представлены: узбеки, таджики. Поэтому возникает необходимость в освоении материала всеми учениками независимо от национальности и неважно один это учащийся или же 10.


Концепция эксперимента

Актуальность

Актуальность проекта заключается в том, что каждый год в МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» прибывают ученики различных национальных принадлежностей, некоторые из которых с трудом разговаривают на русском языке и ничего не знают о стране, в которую они прибыли.

Главная задача курса – позволить обучающимся в будущем влиться в социальную среду государства, воспитать чувство патриотизма, гражданственности, социальной активности, помочь  преодолеть языковой барьер, позволить обладать высоким уровнем социально-культурных компетенций и быть конкурентоспособным на рынке труда.

В основу модели поликультурного образования и воспитания заложено формирование базовых компетентностей: социальной, коммуникативной, информационной, образовательной.

Даная модель дополняет реализуемую программу духовно-нравственного развития обучающихся, так как расширяет комплекс задач приобщения детей к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.

Цель исследования: Создание условий для формирования и развития комплекса интеллектуальных и личностных качеств обучающихся на основе знакомства с национально - культурным многообразием России через краеведческий компонент, обеспечивающий развитие творческих способностей и успешную социализацию.

Объект исследования – обучающиеся 9 класса.

Предмет исследования – знакомство с многонациональным культурным многообразием России через краеведческий компонент

Гипотеза исследования – последовательное, систематическое внедрение поликультурных компонентов в процесс обучения способно повысить эффективность образовательного процесса, успешную социализацию и творческие способности каждого ребенка.

Задачи эксперимента:

учителю:

  • Создание авторского методического и дидактического материала
  • применять методические и дидактические материалы в учебном процессе;

в работе с обучающимися:

– формирование у обучающихся представлений о культурном многообразии современной России и формах культурного взаимодействия разных народов;

– формирование представления об истории и природе, традициях России через чувства чести, достоинства, долга, совести и уважения;

– организация совместной работы по вовлечению учащихся и педагогов в проектную, научно-исследовательскую и творческую работу по изучению культурного наследия народов России и мира;

– создание педагогических условий для участия детей в процессах сохранения и развития традиций народной и художественной культуры;

– освоение принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде школы;

– разработка совместных программ и мероприятий взаимодействия в части воспитания, дополнительного образования и апробация на базе МОУ «Татарско-Тавлинская  ООШ».

Методологическую основу эксперимента составляют положения современной науки о целостном и универсальном познании человека, о диалогическом отношении к наследию прошлого, а также основные положения философских и педагогических наук о ребенке как субъекте деятельности, о закономерностях общения, о необходимости формирования коммуникативных компетенций в воспитательно-образовательном процессе и способах и методах их осуществления; идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики.

Методы исследования: Наблюдение, сбор и анализ информации, работа с литературой, проведение экскурсий, лекций, проведение семинаров и конференций.

Практическая значимость проекта состоит в создании методического и дидактического материала.


Этапы реализации эксперимента

Этапы

Сроки реализации

Содержание

1. Прогностический

август 2022 г.

Осмысление накопленного опыта

сентябрь 2022 г.

Подготовка проектной базы

2. Организационный

октябрь 2022 г.

Разработка образовательного проекта

3. Деятельностный

2022-2024 гг.

Реализация модели «Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур» и созданного методического обеспечения для обучения детей всех уровней образования, корректирование учебно-методических материалов, программ и проектов, ежегодное подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы.

4. Обобщающий

2023-2024 гг.

Работа по проекту на заключительном этапе подразумевает не только адаптацию, воспитание чувства патриотизма, гражданственности, социальной активности, но и охрану, восстановление и упрочение села Татарская Тавла и Республики Мордовия в целом.

5. Внедренческий

май 2024 г.

Подготовка отчета


План работы

Наименование работ

Сроки

выполнения

Разработка ожидаемых результатов

2022 г.

Изучение соответствующей литературы по теме «Поликультурное образование на уроках географии»

2022 г.

Обсуждение и решение на педагогическом совете вопроса о целесообразности выполнения образовательного проекта

Август 2022 г.

Составление плана образовательного проекта

Октябрь 2022 г.

Создание материально-технической базы образовательного проекта

2022 г.

Выполнение программы образовательного проекта

2022-2024 гг.

Письменные отчеты на разных уровнях контроля за выполнением образовательного проекта

Ежегодно

Подготовка текстов докладов к научно-практическим конференциям, педсоветам

Ежегодно

Размещение разработок по образовательному проекту на школьном сайте

Постоянно

Выступления на научно-практических конференциях, заседаниях кафедры географии

Ежегодно

Творческий отчет по выполнению образовательного проекта

Ежегодно

Участники эксперимента

ФИО учителя

Образова- ние

Пед. стаж

Стаж работы в данной школе

Прохож- дение курсов

Тема

самообразования

Аттеста-ция

(год, катего-рия)

1

Абдуллова Диана Гафиятевна

Высшее

МГПИ им. М.Е.Евсевьева

6

6

2017 (биология)

2016 (география)

Формирование познавательной деятельности учащихся на уроках географии

2019

первая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на уроках географии и во внеурочное время.

Одним из главных направлений образовательного курса  современной  школы является практическая направленность, то есть умение проявить на практике знания, умения и навыки, полученные в процес...

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время при работе одарёнными детьми ».

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно о...

Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"

На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур н...