«Грамматическое оформление предложения: согласование глаголов прошедшего времени с существительными мужского, среднего и женского рода в единственном и множественном числе»
методическая разработка (5 класс)

Обучающиеся 5-х классов (V вида) с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор разработки:        

Мамедова Елена Юрьевна, учитель-логопед, школы-интерната №20 Петроградского района СПб

Образовательное учреждение:

школа-интернат №20 Петроградского района СПб

Занятие: Логопедическое занятие по развитию связной речи в 5 классе.

Обучающиеся 5-х классов (V вида) с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Особенностями проявлений речевого недоразвития (по итогам обследования) являются нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы, а также психологические особенности школьников. Логопедическое занятие на тему «Грамматическое оформление предложения: согласование глаголов прошедшего времени с существительными мужского, среднего и женского рода в единственном и множественном числе» направлено на коррекцию дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушениями речи.

Краткая аннотация занятия:

Класс: 5, V вида

Тема занятия: «Грамматическое оформление предложения: согласование глаголов прошедшего времени с существительными мужского, среднего и женского рода в единственном и множественном числе»

Структура занятия:

I этап - Организация начала занятия

II этап - Основная часть

III этап – Пауза. Расслабление.

IV этап - Практическая работа

V этап - Итог занятия

Цель: Совершенствование монологической речи, как средства и формы мыслительной деятельности для развития анализа и синтеза на уровне слова, предложения, текста при закреплении понятия «глагол прошедшего времени».

Задачи:

  • коррекционно-развивающие:

развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, процессов анализа, синтеза, запоминания

  • образовательные:

закрепление понятия “глагол прошедшего времени”, обобщение знания о согласовании глаголов с существительными муж., ср., жен. рода в ед. и мн. числе; формирование практических умений и навыков

  • воспитательные:

воспитание ответственности и организованности, совершенствование навыка самоконтроля.

Технологии:

  • здоровьесберегающая
  • игровая
  • ИКТ

Приобретаемые навыки детей:

  • Активизация речевого запаса на основе имеющихся   знаний.
  • Развитие познавательной мотивации учащихся через ситуацию сотрудничества.
  • Усвоение школьной программы.

Форма организации работы детей: групповая

Используемое оборудование: Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, программное обеспечение (Microsoft Office 2010), рабочий «деформированный» текст, индивидуальные карточки с текстом для самостоятельной работы

Используемые ресурсы

  •  Лицензионные средства ИКТ: «Морфология и орфография в таблицах»
  • Самостоятельно созданные презентации

Используемые цифровые книги

  • О. Н. Яворская «Занимательные задания логопеда для школьников» СПб.: КАРО, 2010. — 144 с.: ил. — (Серия «Мастер-класс логопеда»)
  • Преодоление нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: КАРО, 2011. — 160 с. — (Серия «Коррекционная педагогика»).

Ход занятия

Содержание

I этап - Организация начала занятия

Дидактическая задача этапа: Подготовка учащихся к работе на занятии, сообщение темы занятия

Слайды №

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№1

– слоговые таблицы (дра-дро-дру…)

№2

- предложения

(используется анимация для проверки ответов)

1.Приветствие учащихся

2. Проверка готовности учеников к работе:

2.1. Работа над произношением : автоматизация звука [Р] при стечении с согласным

Прочитайте слоги в таблице

2.2. Упражнение развивающей кинезиологической программы: «Ухо-нос»

Пальцами левой руки возьмитесь за кончик носа, правой руки – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

3.Определение лексического значения слова "антонимы"

Что такое антонимы?

Привести пример

Прочитайте предложения, подберите к выделенным словам  (враг, быстро, чёрные, вежливо) антонимы, называя часть речи

Сообщение темы занятия:

Сегодня мы будем повторять тему: глаголы прошедшего времени

1.Приветствие учителя

2.1. Чтение слоговых таблиц.

2.2. Выполнение упражнения по инструкции учителя

3.Отвечают

- антонимы это слова противоположные по значению

- подбирают слова-антонимы

- называют часть речи

(друг - существительное,

медленно – наречие,

белые – прилагательные, грубо – наречие,

кричал - глагол)

II этап - Основная часть

Дидактическая задача этапа: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

Слайды №

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№3

 вопросы:

что делал?

что делала? что делало? что делали?

№4

лететь (используется анимация для проверки ответов)

№5

идти

(используется анимация для проверки ответов)

№6

текст

(используется анимация для проверки ответов)

1.Определение лексического значения слова "глагол"

Что такое глагол?

Что вы можете рассказать о глаголе?

Определите к глаголу какого рода относится вопрос:

что делал?

что делала?

 что делало?

что делали?

 

2.Изменить глаголы неопределённой формы: лететь, идти в словосочетаниях

на форму прошедшего времени ед. и мн.числа, женского, мужского, среднего рода

3.Изменить глаголы неопределённой формы в тексте на форму прошедшего времени ед. и мн.числа, женского, мужского, среднего рода

Найдите основу предложения, правильно задайте вопрос от подлежащего к сказуемому

Прочитайте изменённый текст

Придумайте название рассказу

Отвечают:

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: что делает?, что сделал?, что будет делать?

Глаголы могут иметь непостоянные признаки: наклонение, число, время,
род.

К глаголу мужского рода.

К глаголу женского рода

К глаголу среднего рода

Нельзя определить род, т.к. он во множественном числе.

Отвечают:

Гусь (что делал?) летел

Стая (что делала?) летела

Письмо (что делало?) летело

Утки (что делали?) летели

Год (что делал?) шёл

Весна (что делала?) шла

Время (что делало?) шло

Часы (что делали?) шли

Выполняют задание и читают изменённый текст

За деревней (течь) текла речка. Над ней(пролетать) пролетали утки и гуси. За рекой (зеленеть) зеленел ельник. Иван (ходить) ходил к речке удить рыбу. Утки (проплывать) проплывали мимо камышей. Всё дно реки (быть) было в тине. Рак (ползать) ползал по дну реки.

Придумывают название: Река

III этап – Пауза. Расслабление.

Дидактическая задача этапа: Развитие слухового восприятия и произвольное формирование воображения.

Слайды №

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Закройте глаза, прислушайтесь.

Чтение рассказа

 Какие звуки вы бы услышали, если бы находились у реки?

При затруднении выполнения задания, предлагает вспомнить содержание текста.

Закрывают глаза.

Перечисляют какие звуки они могли бы услышать (ориентируясь по содержанию  рассказа): плеск воды, шум крыльев, кряканье уток, шорох камыша и т.д.

IV этап - Практическая работа

Дидактическая задача этапа: Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями: самостоятельное выполнение практического задания, развитие слухового внимания. Сохранение позитивного отношения к занятию.

Слайды №

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№7

деформирован-ный текст (используется анимация для проверки ответов)

1.Предлагается работа с деформированным текстом на индивидуальных карточках

Вставите пропущенные слова в текст рассказа «Река».

К какой части речи относятся эти слова?

2.«Вы записали рассказ? Я тоже, но, кажется, я допустила ошибки, помогите мне, пожалуйста!»

Проведение игры: «Где ошибка?»

Чтение искажённого текста.

При затруднении выполнения задания, предлагает выполнить его на слухо-зрительной основе (с помощью анимированного слайда)

1.На индивидуальных карточках вставляют пропущенные в тексте слова.

Пропущенные слова – это глаголы.

 «Помогают» исправить ошибки:

За деревней текла гречка (речка). Над ней пролетали сутки (утки) и гуси. За рекой зеленел мельник (ельник). Диван (Иван) ходил к речке удить рыбу. Шутки (утки) проплывали мимо камышей. Всё дно реки было в паутине (тине). Мрак (рак) ползал по дну реки. 

V этап - Итог занятия

Дидактическая задача этапа: Дать оценку успешности достижения цели: обобщение полученных знаний на занятии. Наметить перспективу на будущее.

Слайды №

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№8

справочный материал «Морфология и орфография в таблицах»: Глагол

Вспомните, какая была тема занятия?

О глаголах какого времени мы говорили?

При затруднении выполнения задания, предлагает воспользоваться справочным материалом.

Даёт аргументированную оценку работы группы и отдельных учащихся.

Высказывает предложения о возможных перспективах и изменениях на последующих уроках.

Тема занятия - Глагол.

Мы говорили о глаголах прошедшего времени (во мн. и ед. числе, женского, мужского и среднего рода).

Самооценка учащихся, высказывание личного мнения о занятии и способах работы на нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа"

Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа...

Русский язык как неродной для начального уровня владения. Блок 2: "Семья" (правила: женский и мужской род, единственное и множественное число)

Данный урок разработан для детей, которые учат русский язык как неродной, то есть вторым языком (с других Субъектах Российской Федераци).В Блоке 2. Семья рассматриваются следующие темы русского языка:...

Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

Открытый урок в 6 классе на тему : "Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа" . Урок был  проведен в игровой форме....

Тема урока: «Единственное и множественное число существительных».

Урок №Дата:Тема урока: «Единственное и множественное число существительных». Цели: 1. Коррекционно - образовательная: Обеспечить  закрепление понятий, навыков, определ...

Карточки-задания для 5 класса. Русский язык. Единственное и множественное число имён существительных.

Карточки-задания помогут учителю быстро проверить знания обучающихся по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Результаты помогут выявить пробелы в знаниях и откорре...

Русский язык УМК «Школа России», 2 классс. Тема урока: Единственное и множественное число глаголов

Знакомство обучающихся с числом глагола с использованием современных средств обучения и здоровьесберегающих технологий...