КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
учебно-методический материал (9 класс)

Систематизация изученного по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slozhnosos_i_slozhnopodch.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Тема:  Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Класс:  9  класс

Цели:

•        закрепление  понятия сложное предложение; понятий сложносочиненное и сложноподчиненное предложение; сравнение и сопоставление этих видов предложений;

•        развитие  зрительного  гнозиса,  анализа,  синтеза,  внимания,  произвольности;

•        профилактика  дисграфии  и  дислексии;

•        развитие  навыков письма,  мелкой  моторики.

Автор разработки:

Мамедова Елена Юрьевна, учитель-логопед

Санкт-Петербург

2018

Планируемый результат формирования универсальных учебных действий:

Личностные:

•        Готовность и способность  обучающихся к саморазвитию,  формирование мотивации к обучению и познанию;

Познавательные:

•        Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации;

•        Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов действий при поисковых  действиях;

•        Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результатов действий.

Регулятивные:

•        Умение учиться и способность к организации своей деятельности;

•        Способность  принимать, сохранять цели и следовать им в  деятельности;

•         Умение действовать по плану, умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

•        Умение слушать и вступать в диалог, участвуя в групповой  работе;

•        Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, учитывать позицию других людей,

•        Умение взаимодействовать без конфликтов, уважать мнение других.    

Оборудование:  презентация по теме «Санкт-Петербург», плакат с заданиями дописать пропущенные слова «Установи соответствие»,  карточки  с  заданиями, выписанная на доске таблица с заданием,  тетради  в  клетку,  проектор,  ноутбук.

Ход урока.

1.Организационный этап.

слайд 1.

Доброе утро. Давайте улыбнемся друг другу, соседу по парте. Я чувствую теплую атмосферу, которая, надеюсь, будет с нами на протяжении всего урока.

2.Введение в тему.

На доске до начала урока записаны число и предложение:

Обрати, пожалуйста, внимание на доску.

СовременныйСанкт-Петербург - крупный многоотраслевой промышленный, культурный и научный центр, который является культурным центром России.

Ребята, какое это предложение?  Какие еще типы сложных предложений вы знаете? Давайте посмотрим в окно и приведем примеры, связанные с нашим городом. Как вы считаете, о чем мы сегодня поведем речь на уроке?

слайд 2.Тема урока. Пишем число и тему.

Сегодня у нас необычный урок – это урок-путешествие по нашему городу и «Сложное предложение». Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимы определенные знания.

3.Обобщение изученного.

Плакат с заданиями.

Задание 1.

Ребята, обратите внимание на слайд. Вам знакома эта схема? В схеме пропущены слова, давайте ее восстановим.

1)«Восстановление  схемы» (устно)

                               СЛОЖНОЕ

                        …                 бессоюзное

сложносочиненное       …..

….         ….         …….

Задание 2. «Установи соответствия» (индивидуальная работа, письменно)

слайд 5.

1.Простые предложения -         1)…это такие сложные предложения, в                      которых одна часть по смыслу                    подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

2.Сложные предложения -        2) … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3.Сложносочинённые

предложения -                            3)…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

4.Сложноподчинённые

предложения -                            4)… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5.Бессоюзные

предложения -                            5)… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

слайд 6. Давайте проверим, что у нас получилось.

3). Молодцы. Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию.

слайд 7.

Задание 3.Работа с текстом.

Санкт-Петербург – это второй по величине город Российской Федерации, основанный Петром I, и во время правления царей являлся столицей страны. Поэтому и сейчас его до сих пор считают северной столицей России. Располагается Санкт-Петербург на северо-западе рядом с Финским заливом. Такое место для города было выбрано императором не случайно: с морской стороны, город располагается близко к Европе.

Основная часть города располагается на возвышенности, через него проходит знаменитая река Нева. Возвышенная местность, близость к морским водам обусловила городской климат – умеренно-морской. Погода здесь, в основном, пасмурная, дождливая, но зато летом наступают белые ночи – это интересное явление, в котором вечерние сумерки напоминают утренние.

Санкт-Петербург считается культурной столицей России. В нём находится множество музеев, памятников архитектуры, природных парков.

слайд 8.

1) Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выпишите в тетрадь. Выделитеграмматическую основу предложений. Начертите схему.

2.Далее мы посетим самый известный музей Санкт-Петербурга и всей нашей страны – Эрмитаж.

слайд 9.

Задание 4.

Самым знаменитым музеем является Эрмитаж – один из самых крупнейших музеев не только нашей страны, но и мира. В нём находится самая большая коллекция произведений искусства в России, берущая начало с коллекций, приобретённых Екатериной II. Позже собрание экспонатов стало доступно для общественного посещения. Сейчас Эрмитаж представляет собой большой музейный комплекс, в котором особо следует выделить Зимний Дворец.

1).Чем осложнены эти простые предложения? (причастным и деепричастным оборотом).

3). Перестройте простые предложения в сложные. Запишите и определите их типы.

слайд 10.

Задание 5.

Зимний дворец представляет собой знаменитое место России. Он знаменит тем, что он был зимней резиденцией царской семьи. Построен был при Петре I, но за время существования его несколько раз перестраивали.После Великой Отечественной Войны была сделана реконструкция и музею вернули былое величие. Зимний Дворец вместе с Дворцовой площадью образуют одно из самых красивейших достояний города.

1.Выписать № предложений:

простые

сложные

сложносочиненные

сложноподчиненные

2. Выпишите из предложения №1 словосочетания, построенные  на основе связи согласование.

3. Выпишите из предложения №5 грамматическую основу.

4. Физкультминутка. слайд 11.

Вы, наверное, устали, чтобы глаза отдохнули, проведем физкультминутку.

Задание 6.

Выполните тест. слайд 12, 13.

2.Укажите сложносочиненное предложение (знаки препинания не расставлены):

              1) В парковом музее Петергофа находится несколько садов которые образуют красивый природно-дворцовый ансамбль.

              2) В нём находится самая большая коллекция произведений искусства в России берущая начало с коллекций приобретённых Екатериной II.

              3) Основная часть города располагается на возвышенностичерез него проходит знаменитая река Нева.

3.Укажите сложноподчиненное предложение (знаки препинания не расставлены):

               1) Сегодня на территории города активно ведутся работы по восстановлению и реконструкции сохранившихся зданий и церквей строятся новые дома создается благоприятные условия для жизни горожан.

               2) В настоящее время большая часть набережных Санкт-Петербурга отреставрирована и укреплена новыми каменными блоками и кустарниковой растительностью.

               3) При Петре I Санкт-Петербург был столицей Российской империив которую входило множество областей и губерний.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении (знаки препинания не расставлены)

До поры до времени шведы одерживают верх  но потом Петр I начинает спланированную войну  по присоединение этих земель в России а в 1703 году закладывается новый город  и постепенно образуется новая российская столица.

                1) 4

                2) 5

                3) 3

5.Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении
Не так много в России городов  гдесконцентрировано такое количество культурных ценностей страны где представлены не только художественные архитектурные но и садово-парковые шедевры.

                    1) 2

                    2) 3

                    3) 4

Поменяйтесь в парах тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените соседа и поставьте оценки: 5 – без ошибок, 4 – 1 ошибка, 3 – 2 ошибки.

Поднимите руки те, у кого все правильно. Молодцы! У кого 1 ошибка. Значит надо немножко постараться.

5.Подведение итогов.Рефлексия.

1)Оцените свою работу на уроке. У вас на столе лежат смайлики с улыбками. Выберите один и поднимите вверх. Вот видите, наши смайлики улыбаются, значит урок прошел успешно.

7.Домашнее задание.

 слайд 19.

А теперь давайте откроем дневники и запишем домашнее задание. Вам предлагается задание на выбор.

1.Написать сочинение по теме: «Санкт-Петербург – блестящая столица России…» или «Санкт-Петербург – родной город…», используя сложные предложения.

2.Сочините стихотворение о нашем городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"

конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...

Презентация на тему "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения"

Презентация на тему "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения" подготовлена для учеников 5 класса...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»...

Конспект логопедического занятия в 3 классе на тему "Предложение".

Конспект занятия на тему   "Предложение" предназначен для учащихся 3 класса....

тест по теме "Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение"

тест предназначен для учеников 9 классов на этапе закрепления материала по теме "Ссп и Спп"...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ И «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (ПОДГОТОВКА К ГИА)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...