«Логопедические приемы работы с детьми на развитие дыхания» (проведение мастер-класса)
материал

Проведение мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped.priemy_raboty_s_detmi_na_razvitie_dyhaniya._2017.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская (коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида «Надежда»

«Логопедические приемы работы с детьми на развитие дыхания»

(проведение мастер-класса)

Составила и провела:

Мерясева И.В.

Учитель – дефектолог  

г. Нижнекамск, 2017 год

       

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики  выполнять один- два упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

 Без правильного дыхания, для которого характерны короткий глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. Это условие в большинстве случаев представляет трудность для многих детей, страдающих дизартрией. С такими детьми проводится целенаправленная работа, которая заключается в проведении специальных дыхательных упражнений.

          Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

          Существует определенная система, которой желательно придерживаться при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которое значительно отличаются друг от друга. Основные различия представлены в таблице.

          Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для того являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в теплое время года – в прогулки.  

          Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Физиологическое (жизненное) дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох – выдох – пауза

Фазы: вдох – пауза – выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо

Назначение: осуществление газового обмена

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики

Вдох и выдох через нос

Вдох и выдох через рот

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5)

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох.

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

          В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется  дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.   

          Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. 

          Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. 

          Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

          Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.

          В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

          При обучении гимнастики А.Н.Стрельникова советует выполнять 4 основных правила.

Правило 1. «Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка – тянуть воздух, что бы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило 2. Выдох – результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно – но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно – равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получиться. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.  

Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп – 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока – 1000 –1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов – 1 – 3 секунды.

Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

          Весь комплекс состоит из 8 упражнений. 

В начале - разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда?" Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой - левой, правой - левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

          Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: "ноги накачивают в меня воздух". Это помогает. С каждым шагом - вдох, короткий, как укол, и шумный.

          Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы.

  • Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом – вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа? Нюхайте воздух.
  • «Ушки». Покачивайте головой, как будто кому – то говорите: «Ай – яй – яй, как не стыдно!». Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.
  • «Малый маятник». Кивайте головой вперед – назад, вдох – вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?».

Глазные движения

  • «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения – чуть – чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу. То на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
  • «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился воздух. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол мгновенный. Из всех наших движений – вдохов это самое результативное.
  • «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Те6мп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Руки не уводите далеко от тела. Они – рядом. Локти не разгибайте.
  • «Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» - «обними плечи», «насос» - «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле – вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Вперед – назад, вдох – вдох, тик – так, тик – так, как маятник.
  • «Полуприседы». Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

          Далее следует специальная тренировка «затаенного» дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе «восьмерок» увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше «восьмерок».

          С третьей или четвертой тренировки произнесение дизартриками «восьмерок» сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями

«полуприседы».  

          Главное, по мнению А.Н.Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, «восьмеркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

Упражнения на развития речевого дыхания.

          В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

  • Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  • Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  • Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  • Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa      аaaaaooooooo       аaaaaуууууу

  • Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
  • Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят – левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

  • Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать. Тянет - потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут,

вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут – вытянули репку!

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

          Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.

           В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Игры и упражнения по развитию физиологического и речевого дыхания

Задание 1.

Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху.

Игра “Султанчики” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав ее к карандашу). Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Задание 2

Цель: формировать произвольный ротовой выдох.

Игра “Шарик”: взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Задание 3

Цель: формировать произвольный выдох.

Игра “Перышко”: ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

Задание 4

Цель: формировать произвольный выдох

Игра “Занавесочка”. Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: “Подуй на занавесочку, за ней сюрприз” (маленькая игрушка).

Задание 5

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху

Игра “Ветерок”: взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.

Дунь - подунь, наш ветерочек.

Ветерочек, ветерок,

Дунь - подунь, наш ветерок!

Задание 6

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Игра ”Бабочка, лети”: взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка ”летает”. Игра сопровождается стихотворным текстом:

Бабочка летала,

Над Вовочкой порхала.

Вова не боится -

Бабочка садится.

Взрослый “сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее

Задание 7

Цель: учить ребенка произвольному выдоху.

Игра “Горячий чай”: взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: ”Наберу много воздуха и подую на чай».

Задание 8

Цель: формировать длительный произвольный выдох.

Игра “Кораблики”: взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.

Задание 9

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Упражнение “Загоним мяч в ворота”: используя бумажный или выполненный из ваты “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Задание 10

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Игра: ”Задуй свечу”.

Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла, показывает способ действия, затем просит малыша сделать то же самое.

Задание 11

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху.

Игра “Чей паровоз громче гудит”

Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с узким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку - подуть в каждый пузырек по очереди ( не надувая при этом щеки ).

Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.

Задание 12

Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Игра ”Погреем руки”. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “А,У,О”.

Задание 13

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).

Игра: ”Пузырьки” проводится с использованием стакана до половины наполненного водой и соломинкой для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

Задание 14

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.

Игра “Мотыльки”: на уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылек определенного цвета или величины.

На весеннем на лугу

Мотыльки летают.

Красный мотылек взлетел.....и т.п.

Задание 15.

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания.

Игра “Воздушные шары”: ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, который находится на уровне лица ребенка. Игровая цель: подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.

Задание 16

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания

Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги на ватку или перышко, лежащие на столе.

Задание 17

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания, стимулировать мышцы гортани.

Упражнение проводится в форме обучения игре на дудочке с предварительным показом носового вдоха и активного ротового выдоха в медленном темпе

Задание 18

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Игра “Мыльные пузыри” проводится с готовой игрушкой (не рекомендуется использовать самодельные мыльные пузыри).

Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

Задание 19

Цель: использовать комбинированный тип дыхания (контролировать носовой вдох, ротовой выдох, используя попеременно холодную или теплую воздушную струю)

Упражнение “Ароматные коробочки”: для проведения упражнения изготавливаются два одинаковых набора коробочек с наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки, зерна кофе или какао, либо ватки, смоченные ароматическими маслами). Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть ее содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.

Упражнение «Парные коробочки»: ребенку предлагается нюхать каждую коробочку из своего набора и подбирать такую же (с аналогичным запахом) из набора взрослого.

Упражнение «Поставь по порядку»: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала еловую коробочку, потом апельсиновую”.

Усложнение за счет увеличения количества коробочек.

Цель: учить контролировать силу воздушной струи

Упражнение “Тихий ветерок”: взрослый дает образец длительного ротового выдоха, сопровождая показ двустишьем: ”Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок!” Контролировать силу воздушной струи можно, используя султанчики, цветы, веточки.

Задание 21

Цель: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).

Упражнение “Напугаем свечку” или “Огонечек пляшет”: взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха (перед горящей свечой), затем побуждает ребенка сделать так же.

Литература

1.Е.Е. Краузе «Логопедические занятия с детьми раннего и младшего

возраста». Санкт-Петербург 2013г

2. М. Щетинин  «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для

детей»; Метафора - Москва, 2012. - 152 c.


3. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой»;

Астрель, АСТ, ВКТ - Москва, 2011. - 160 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения в логопедической коррекционной работе с детьми

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело мозга, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимани...

Формы и приемы работы с детьми при обучении немецкому языку

Наблюдения за школьной практикой и собственный педагогический опыт показывают необходимость знаний психологических особенностей детей .Это играет важную роль при развитии коммуникативной компетенции и...

Психологические приемы работы с детьми группы риска

Дети «группы риска»- дети с различными формами психологической и социальной дезадаптации, выражающиеся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: се- дети с различными формам...

Приемы работы с гофрополосками. Объемные композиции, животные. Презентация "Мастер-класс Гофро-кот"

Мастер-класс в виде презентации по изготовлению объемной фигурки кота из гофрополосок в технике квиллинг с подробным описанием и иллюстрациями (фотографиями). Презентацию можно использовать как подроб...

«Нейропсихокоррекционные методы и приемы работы с детьми с различными нарушениями в развитии»

Вашему вниманию представлен практических семинар, направленный на реализацию коррекционных задач  для воспитателей подготовительных групп и учителей начальных классов. Педагоги расширят знан...

Использование игровой мотивации в коррекционно - логопедической работе с детьми по развитию артикуляционной моторики

Данная форма работы с родителями воспитанников ДОО нацелена на актуализацию проблемы обеспечения образовательной деятельности (как в условиях ДОО, так и в домашних условиях) игровой мотивацией  с...

Семинар-практикум «Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...