Программа самообразования учителя-дефектолога
материал

Программа самообразования учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_somoobrazovaniya_2019g.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Программа

самообразования учителя-дефектолога

Мерясевой Ирины Владимировны

по теме: 

«Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

Нижнекамск, 2019-2022 г.

Индивидуальный план самообразования

учителя-дефектолога

Мерясевой Ирины Владимировны

на 2019-2022 учебные годы.

Личные данные

1.

Фамилия

Мерясева

2.

Имя

Ирина

3.

Отчество

Владимировна

4.

Должность, по которой аттестуется работник(дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Учитель-дефектолог

5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

6.

Населенный пункт (город, район)

город  Нижнекамск

Нижнекамский муниципальный район

Республика Татарстан

7.

Стаж (педагогический)

33 лет

8.

Стаж (по специальности)

10 лет

9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа)

Высшее профессиональное образование. НОЧУ ВПО

«Московский социально-гуманитарный институт».Диплом  ВСГ 2603940 Р№ 822 от 20.03.2010 г.Москва,2010 год; направление подготовки учитель – логопед по специальности «Логопедия»

10.

Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка(при наличии)(наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Тема: "Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ограниченными возможностями (с учетом требований ФГОС)"рег.номер: 41л/п-2458/6, обьем240часов.

Образовательная организация: АНАЛИТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "Развития и коррекция" г. Москва. ,2017год

Тема: "Зондовый массаж в коррекции дизартрии в соответствии с требованиями ФГОС" рег.номер: 18984,обьем 72часа  Образовательная организация: АНО "ЛОГОПЕД ПЛЮС" Учебный центр "Логопед- Мастер" г. Москва.,2018год.

Тема: "Формирование основ оказания первой помощи у работников образовательной организации"Рег.номер: ПК-922-2019, обьем 24часа

Образовательная организация:Частное образовательное учреждение высшего образования "Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)"2019год.

Направление переподготовки: Образовательная организация: ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права г. Казань" Нижнекамский филиал Диплом: ПП-I №989236 Р№1056/2012г

Направление переподготовки: Дефектология

Повышение квалификации :
2020год
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"

Образовательная организация: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения" (АНО "НИИДПО") г.Москва Р№1057 .        144 часа 06.03.2020
Повышение квалификации :
2020год
Тема:" Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях"
Образовательная организация: ООО "Центр инновационного образования и воспитания" г. Саратов 16часов 28.04.2020г.

11.

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Первая квалификационная категория, 01 января 2020 года до 01 января 2025 года.

12.

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Почётная грамота администрации и профсоюзного комитета МАУО «Надежда»,2013г
Почётная грамота администрации и профсоюзного комитета МАУО «Надежда»,2015г
Почётная грамота Муниципального бюджетного учреждения "Управление дошкольного образования" Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан 2016г.

Тема: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

Актуальность выбранной темы:

Современные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом и познавательном развитии у детей раннего и младшего дошкольного возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития, воспитания и обучения, одна из важных задач воспитания и обучения детей с ОВЗ – их своевременное умственное и речевое развитие.

        На сегодняшний день существует мало методик в коррекционной работе по формированию речевой и познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Поэтому поиск новых приемов и систем коррекционно-образовательной работы не утратили своей актуальности.

        Ранний и младший дошкольный возраст характеризуется новыми достижениями в развитии ребенка. Дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними.

        Одновременно с развитием речи развиваются восприятие, мышление, память, воображение ребенка. В связи с этим, специалистам важно адекватно оценить состояние речевой и познавательной активности детей и эффективно помочь тем из них, которые имеют отклонения в речевом и познавательном развитии.

Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности: общения, познания, познавательно – исследовательской.

Развитее речи детей раннего и младшего дошкольного возраста осуществляется в повседневном бытовом общении со взрослыми. А так же на специальных занятиях, где используется различный речевой материал, в виде игр, потешек,  хороводов, фольклора. Такой материал опирается на повторение слов и действий за взрослым. Ребенок овладевает этими играми и начинает играть самостоятельно. Игры на звукоподражание развивают чистоту звукопроизношения, фонематический слух, интонационную сторону речи. Игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки обогащают активный и пассивный словарь, развивают мелодико – интонационную сторону речи, диалогическую форму речи, помогают формировать основы грамматического строя речи.

        На сегодняшний день доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная коррекционно-образовательная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция  и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

        Задачи:

- изучить учебно-методическую литературу передового опыта по выбранной теме;

- проанализировать содержание коррекционно-образовательной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;

- использовать в работе упражнения и задания по формированию речевой и познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- планомерно и систематически совершенствовать и  внедрять методики в коррекционно-развивающий процесс по формированию речевой и познавательной активности;

- разработать, обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

Предполагаемый результат:  качественное улучшение образовательного процесса.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме;

-разработка коррекционно-развивающих занятий  по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми с ОВЗ;

- апробация разработанных коррекционно-развивающих занятий на практике;

-посещение методических объединений, семинаров;

-проведение серий открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- обобщение результатов на заседании методического объединения.

План работы по самообразованию на 2019-2022 учебный год.

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

1.Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

сентябрь,

октябрь,

ноябрь, декабрь, 2019г.

Изучение предметно-пространственной развивающей среды в кабинете дефектолога;

на протяжении

2019-2022 г.

-Изучение литературы

2. Прогностический

Определение целей  и

задач темы.

Разработка системы

мер, направленных

на решение

проблемы.

Прогнозирование

результатов

сентябрь,

октябрь, 2019г.

-Ознакомление с разными диагностическими методиками  и материалами  речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

ежегодно, на протяжении 2019-2022 гг.

-Диагностика детей по изученным методикам.

 

3.Практический

Внедрение опыта

работы.

Формирование

методического

комплекса.

Корректировка  работы

октябрь, 2019 г-

май, 2022 г

-Разработка коррекционно-развивающих занятий  по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми  раннего и младшего дошкольного возраста;

на протяжении

2019-2022гг.

-Разработка консультаций для родителей:

- «Основные приемы логопедического массажа лица»;

- «Логопедический массаж язычной мускулатуры»;

- «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания»;

- «Речевые и пальчиковые игры для малышей»;

- «Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года жизни»;

- «Особенности звукопроизношения у детей 3-4 лет»;

- «Как развивается речь у ребенка»

- «Что такое дыхательная гимнастика?»;

- «Что такое логоритмика?»;

- «Почему ребенок не говорит?

4. Обобщающий

Подведение итогов

Оформление результатов работы

2020-2022 гг.

- Систематизация практического материала по данной проблеме.

апрель,2022 г.

-Обобщение результатов на заседании методического объединения

на протяжении 2019-2022 гг.

-Участие и результаты

в муниципальных, региональных и

всероссийских  конкурсах и

викторинах (дипломы , сертификаты)

на протяжении 2019-2022 гг.

-Консультативная помощь воспитателям и родителям, организация мастер-классов, тренингов, семинаров- практикумов.

5. Внедренческий

Распространение опыта работы

на протяжении 2019-2022 гг.

-Публикации в журналах.

-Организация мастер-

классов для коллег.

-Выставки, информация на стендах

Источники самообразования:

∙Курсы повышения квалификации

∙Семинары и конференции

∙Мастер-классы

∙Телевидение

∙Газеты, журналы

∙Видео, аудио информация на различных носителях

∙Платные курсы

∙Мероприятия по обмену опыта

∙Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)

∙Интернет

Список изучаемой литературы:

  1. Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии» Астрель 2008г.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». «Скрипторий 2003», 2013.
  3. Батяева С.В., Володина В.С., Савостьянова Е.В. Большой альбом по развитию речи. – М.:

      РОСМЭН, 2015. – 280 с.

  1. Дедюкина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж: Учебно-практическое

      пособие для логопедов и медицинских работников. – М.,1999 г.

  1. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. «Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет». «Сфера», 2013.
  2. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева.  Программа  дошкольных  образовательных  организаций  компенсирующего  вида  для детей с нарушением интеллекта  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
  3. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет». «Сфера», 2006.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями

      в развитии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

  1. Краузе Е. «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста». «Корона. Век», 2013.
  2. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых

      маленьких. – М.: Эксмо, ОЛИСС,2007.-192 с.: ил.

  1. Костыгина В.Н., Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. – М.: «Карапуз», 2002
  2. Крупенчук О.И., Пальчиковые игры.- СПб.: Изд. Дом. «Литера», 2005
  3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с  церебральным параличом. – М.,

     1985.

  1. Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет)». «Детство-Пресс», 2009.
  2. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 2-4 лет». «Корона. Век», 2015.
  3. Рожков О.П. «Упражнение и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4 года жизни» «Москва-Воронеж», 2007.
  4. Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду для детей 3-4 лет». «Академия развития», 2008.
  5. Серебрякова Н.В. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». «Каро», 2014.
  6.  Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». -  М.: Просвещение, 2014.
  7. Стребелева Е.А. «Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». -  М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».

В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....

План самообразования учителя-дефектолога

план по самообразованию учителя-дефектолога...

Тетрадь по самообразованию учителя -дефектолога.

тема: Развитие слухового восприятияи формирование связной речи у детей с нарушением слуха первого года обучения....

Самообразование учителя-дефектолога

Планы по темам самообразования, отчет...

План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг

План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг...

Самообразование учителя-дефектолога

План самообразования учителя-дефектолога на 5 лет...