Программа самообразования учителя-дефектолога
материал
Программа самообразования учителя-дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_somoobrazovaniya_2019g.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Программа
самообразования учителя-дефектолога
Мерясевой Ирины Владимировны
по теме:
«Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Нижнекамск, 2019-2022 г.
Индивидуальный план самообразования
учителя-дефектолога
Мерясевой Ирины Владимировны
на 2019-2022 учебные годы.
1. | Фамилия | Мерясева |
2. | Имя | Ирина |
3. | Отчество | Владимировна |
4. | Должность, по которой аттестуется работник(дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы) | Учитель-дефектолог |
5. | Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья» |
6. | Населенный пункт (город, район) | город Нижнекамск Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан |
7. | Стаж (педагогический) | 33 лет |
8. | Стаж (по специальности) | 10 лет |
9. | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа) | Высшее профессиональное образование. НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт».Диплом ВСГ 2603940 Р№ 822 от 20.03.2010 г.Москва,2010 год; направление подготовки учитель – логопед по специальности «Логопедия» |
10. | Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка(при наличии)(наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | Тема: "Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ограниченными возможностями (с учетом требований ФГОС)"рег.номер: 41л/п-2458/6, обьем240часов. Образовательная организация: АНАЛИТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "Развития и коррекция" г. Москва. ,2017год Тема: "Зондовый массаж в коррекции дизартрии в соответствии с требованиями ФГОС" рег.номер: 18984,обьем 72часа Образовательная организация: АНО "ЛОГОПЕД ПЛЮС" Учебный центр "Логопед- Мастер" г. Москва.,2018год. Тема: "Формирование основ оказания первой помощи у работников образовательной организации"Рег.номер: ПК-922-2019, обьем 24часа Образовательная организация:Частное образовательное учреждение высшего образования "Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)"2019год. Направление переподготовки: Образовательная организация: ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права г. Казань" Нижнекамский филиал Диплом: ПП-I №989236 Р№1056/2012г Направление переподготовки: Дефектология Повышение квалификации : |
11. | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | Первая квалификационная категория, 01 января 2020 года до 01 января 2025 года. |
12. | Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения) Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) | Почётная грамота администрации и профсоюзного комитета МАУО «Надежда»,2013г |
Тема: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Актуальность выбранной темы:
Современные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом и познавательном развитии у детей раннего и младшего дошкольного возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития, воспитания и обучения, одна из важных задач воспитания и обучения детей с ОВЗ – их своевременное умственное и речевое развитие.
На сегодняшний день существует мало методик в коррекционной работе по формированию речевой и познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Поэтому поиск новых приемов и систем коррекционно-образовательной работы не утратили своей актуальности.
Ранний и младший дошкольный возраст характеризуется новыми достижениями в развитии ребенка. Дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними.
Одновременно с развитием речи развиваются восприятие, мышление, память, воображение ребенка. В связи с этим, специалистам важно адекватно оценить состояние речевой и познавательной активности детей и эффективно помочь тем из них, которые имеют отклонения в речевом и познавательном развитии.
Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности: общения, познания, познавательно – исследовательской.
Развитее речи детей раннего и младшего дошкольного возраста осуществляется в повседневном бытовом общении со взрослыми. А так же на специальных занятиях, где используется различный речевой материал, в виде игр, потешек, хороводов, фольклора. Такой материал опирается на повторение слов и действий за взрослым. Ребенок овладевает этими играми и начинает играть самостоятельно. Игры на звукоподражание развивают чистоту звукопроизношения, фонематический слух, интонационную сторону речи. Игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки обогащают активный и пассивный словарь, развивают мелодико – интонационную сторону речи, диалогическую форму речи, помогают формировать основы грамматического строя речи.
На сегодняшний день доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная коррекционно-образовательная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
Цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Задачи:
- изучить учебно-методическую литературу передового опыта по выбранной теме;
- проанализировать содержание коррекционно-образовательной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;
- использовать в работе упражнения и задания по формированию речевой и познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- планомерно и систематически совершенствовать и внедрять методики в коррекционно-развивающий процесс по формированию речевой и познавательной активности;
- разработать, обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
Предполагаемый результат: качественное улучшение образовательного процесса.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
-разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми с ОВЗ;
- апробация разработанных коррекционно-развивающих занятий на практике;
-посещение методических объединений, семинаров;
-проведение серий открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
План работы по самообразованию на 2019-2022 учебный год.
Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | |
1.Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, 2019г. | - Изучение предметно-пространственной развивающей среды в кабинете дефектолога; |
на протяжении 2019-2022 г. | -Изучение литературы | ||
2. Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | сентябрь, октябрь, 2019г. | -Ознакомление с разными диагностическими методиками и материалами речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. |
ежегодно, на протяжении 2019-2022 гг. | -Диагностика детей по изученным методикам.
| ||
3.Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы | октябрь, 2019 г- май, 2022 г | -Разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста; |
на протяжении 2019-2022гг. | -Разработка консультаций для родителей: - «Основные приемы логопедического массажа лица»; - «Логопедический массаж язычной мускулатуры»; - «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания»; - «Речевые и пальчиковые игры для малышей»; - «Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года жизни»; - «Особенности звукопроизношения у детей 3-4 лет»; - «Как развивается речь у ребенка» - «Что такое дыхательная гимнастика?»; - «Что такое логоритмика?»; - «Почему ребенок не говорит? | ||
4. Обобщающий | Подведение итогов Оформление результатов работы | 2020-2022 гг. | - Систематизация практического материала по данной проблеме. |
апрель,2022 г. | -Обобщение результатов на заседании методического объединения | ||
на протяжении 2019-2022 гг. | -Участие и результаты в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и викторинах (дипломы , сертификаты) | ||
на протяжении 2019-2022 гг. | -Консультативная помощь воспитателям и родителям, организация мастер-классов, тренингов, семинаров- практикумов. | ||
5. Внедренческий | Распространение опыта работы | на протяжении 2019-2022 гг. | -Публикации в журналах. -Организация мастер- классов для коллег. -Выставки, информация на стендах |
Источники самообразования:
∙Курсы повышения квалификации
∙Семинары и конференции
∙Мастер-классы
∙Телевидение
∙Газеты, журналы
∙Видео, аудио информация на различных носителях
∙Платные курсы
∙Мероприятия по обмену опыта
∙Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
∙Интернет
Список изучаемой литературы:
- Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии» Астрель 2008г.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». «Скрипторий 2003», 2013.
- Батяева С.В., Володина В.С., Савостьянова Е.В. Большой альбом по развитию речи. – М.:
РОСМЭН, 2015. – 280 с.
- Дедюкина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж: Учебно-практическое
пособие для логопедов и медицинских работников. – М.,1999 г.
- Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. «Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет». «Сфера», 2013.
- Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных организаций компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
- Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет». «Сфера», 2006.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями
в развитии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
- Краузе Е. «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста». «Корона. Век», 2013.
- Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых
маленьких. – М.: Эксмо, ОЛИСС,2007.-192 с.: ил.
- Костыгина В.Н., Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. – М.: «Карапуз», 2002
- Крупенчук О.И., Пальчиковые игры.- СПб.: Изд. Дом. «Литера», 2005
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.,
1985.
- Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет)». «Детство-Пресс», 2009.
- Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 2-4 лет». «Корона. Век», 2015.
- Рожков О.П. «Упражнение и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4 года жизни» «Москва-Воронеж», 2007.
- Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду для детей 3-4 лет». «Академия развития», 2008.
- Серебрякова Н.В. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». «Каро», 2014.
- Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». - М.: Просвещение, 2014.
- Стребелева Е.А. «Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». - М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».
В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....
План самообразования учителя-дефектолога
план по самообразованию учителя-дефектолога...
Тетрадь по самообразованию учителя -дефектолога.
тема: Развитие слухового восприятияи формирование связной речи у детей с нарушением слуха первого года обучения....
Самообразование учителя-дефектолога
План 2019-2024 гг., отчет...
Самообразование учителя-дефектолога
Планы по темам самообразования, отчет...
План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг
План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг...
Самообразование учителя-дефектолога
План самообразования учителя-дефектолога на 5 лет...