Тетрадь по самообразованию учителя -дефектолога.
учебно-методический материал по теме

Гунина Юлия Александровна

тема: Развитие слухового восприятияи формирование связной речи у детей с нарушением слуха первого года обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тетрадь по самообразованию

Тема: «Развития слухового восприятия и формирование связной речи у детей  с нарушениями слуха

1 года обучения».

Срок реализации 2018-2019 г. 

 

Гунина Юлия Александровна,

учитель-дефектолог

г. Нерюнгри

2018г.

Пояснительная записка

Тема: «Развития слухового восприятия и формирование связной речи у детей  с нарушениями слуха».

Когда начата работа над темой:2018г

Когда предполагается закончить работу над темой:2019г

Цель: «повышения методологической основы, повысить свой профессиональный уровень по данной теме путем изучение литературы и интернет ресурсов. Систематизировать и обобщить полученный опыт работы»

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём:

(изучения необходимой литературы, посещения КП, самообразования…)

  1. Разработать перспективный план работы с детьми
  2. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  3. Создать рабочую учебную программу.
  4. Оформить в кабинете уголок речевой активности
  5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов  и родителей на тему «Развития слухового восприятия и формирование связной речи у детей  с нарушениями слуха».
  6. Принять участие  в семинарах, конференциях вебинарах, различной формы и уровня.
  7. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов  и родителей по теме: « Развития слухового восприятия и формирование связной речи у детей  с нарушениями слуха»

Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, районные методические объединения, мастер-классы.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план,
  2. Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей-дефектологов, , сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет ресурсов.

Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с нарушением слуха, педагогов, родителей;
  • реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с нарушением слуха и речи.
  • разработка буклетов, памяток направленных на развития слухового восприятия и формирование связной речи у детей с нарушением слуха.
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
  • продвижение персонального сайта - портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
  • активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.

План по самообразованию

Месяц

Направление работы

Способ достижения

Отметки о выполнение

Сентябрь

Работа с документацией .Изучения закона об образовании и других нормативных документов.

Знакомство и анализ документации

Октябрь

Планирование работы с детьми 1года обучения.

Изучение литературы по теме самообразования. Создания перспективного плана работы

Ноябрь

Изучение теории по теме развитие слухового восприятия и формирование связной речи у детей с нарушением слуха

Знакомство с литературой по данной теме.

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

Изучение литературы по данному запросу, заполнение листа функциональной диагностики

Декабрь

Создать рабочую учебную программу

Знакомство с литературой по данной теме, изучение  Адаптированной основной образовательной

 программы дошкольного образования

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Особый ребенок».

Январь

Оформить в кабинете уголок речевой активности

Разработка буклетов, памяток направленных на развития слухового восприятия и формирование связной речи у детей с нарушением слуха. Изучение литературы по данной теме.

Февраль

Подготовить (провести) консультацию для педагогов  и родителей на тему «Развития слухового восприятия и формирование связной речи у детей  с нарушениями слуха».

Изучение литературы по данной теме. Подбор материала по данной теме. Подготовить презентацию

Март

Изучение практики по теме развитие слухового восприятия и формирование связной речи у детей с нарушением слуха

Посещение открытых занятий по данной теме. Изучение литературы

Апрель

Принять участие  в семинарах, конференциях вебинарах, различной формы и уровня

Обмен опытом по данной теме. Очно –заочное участие.

Май

Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов  и родителей по теме: « Развития слухового восприятия и формирование связной речи у детей  с нарушениями слуха»

Подбор материала, изучение интернет ресурсов

Июнь

Разработка плана по самообразованию на следующий год

Подбор материала

Примечание: изучить литературу по теме

  1. . Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К.С.Лебединской.- М.: Педагогика, 2012. - 128 с.
  2. Александрова Н.А. О клиническом обследовании детей раннего возраста со сложной структурой дефекта//Дефектология. 2003.- № 4. -С.30-33.
  3. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития//Принцип развития в психологии/ Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978.-С.3-21.
  4. . Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. Методическое пособие. Спб.: Союз, 2005. -103с.
  5. Балышева Е.Н. «Ребенок плохо слышит».Развивающие занятия для детей с проблемами слуха. 2. Белущенко  В.А., Наумова А.Е., М.Ю.Седова «Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха», Каро, С-Пб, 2006,
  6. . Беккер К.П. Динамика развития детей в возрасте от 3 до 9 лет//Дефектология. 1991 - X» 3. - С. 65 - 70
  7. . Безденежных Э.Л. Развитие общения глухих детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дипломная работа. Рукопись. М., 1992. - 112 с.
  8. . Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом//Дефектология. 1993. - №4. - С. 3-8.
  9. . Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Изд-во «Советский спорт»,2004
  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 464 с.
  11. Бонвиллиан Д., Нельсон К., Чарроу В. Язык и языковые способности у глухих детей и у детей с нормальным слухом//Психолингвистика /Под ред. A.M. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. - С. 239 - 269.
  12. . Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2002. - 224 с.
  13. . Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963. - 334 с.
  14. . Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. -М: Просвещение, 1972. 174 с.
  15. . Выготский Л.С. Детская психология// Собр. соч. Т.4 /Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
  16. . Выготский Л.С. Основы дефектологии//Собр. соч.: В 6 т. Т 5/Под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1984. - 368 с.
  17. . Гаврилова Т.П. Социальная депривация и развитие высших форм эмпатии.//Психология общения.- 1978. №.3. - С. 34-42.
  18. . Гаврилушкина О.П., Головчиц Л.А., Егорова М.А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ итехнологий/ТПсихологическая наука и образование. 2001. - №1. - С.79
  19.  Гаврилушкина О.П. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект//Культурно-историческая психология. -2006. №1. - С.40-48.
  20. . Головчиц Л.А. «Дошкольная сурдопедагогика»- М.: Владос, 2002, Б.Д.Корсунская «Методика обучения глухих дошкольников речи».-М.:Просвещение,1969
  21. . Головчиц Л.А.Осипова Т.А. Дидактические игры по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха//Дефектология. 2003. -№ 1. С.66-72.
  22. Головчиц Л.А,, Шматко Н.Д Программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста».М., Просвещение, 1991
  23. . Гущина Т.К. Развитие познавательной сферы глухих детей с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004. - 19 с.
  24. . Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996. 312 с.
  25. ЗыковС.А. «Методика обучения глухих детей языку», М., Просвещение, 1997
  26. Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999.
  27. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
  28. Корлевская Т К Пфафенродт А Н Развитие слухового восприятия для слабослышащих детей Пособие для учителя
  29.    «Методика реабилитации детей с нарушенным слухом по верботональному методу» Петар Губерина .Загреб, Хорватия
  30. «Проговори 1», «Проговори 2» Ивана Хервлевич. Адаптация на русский язык Руленковой Л.И.
  31. .Рулинков Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить На основе верботанального метода: пособие для педагога –дефектолога-М.:Парадигма  2010г.
  32. Шматко Н.Д., Т.В.Пелымская «Альбом для обследования произношения дошкольников с  нарушенным слухом»

Этапы работы

Этапы работы по теме самообразования

Содержание работы

Срок выполнения

Итог работы на данном этапе

Организационно-ознакомительный

.Изучения закона об образовании и других нормативных документов. Изучения методической литературы

Сентябрь-октябрь

Выбор вопросов для самостоятельного углубленного изучения

Теоретический

Теоретическое  изучение проблемы Знакомство с литературой по данной теме

Ноябрь-декабрь

Теоретическая подборка литературы составление-картотеки.

Практический

Практическая деятельность

Изготовления пособий, игр для практической работы с детьми

Январь-март

Организация открытого занятия для педагогов и родителей по теме:. Развития слухового восприятия и формирование связной речи у детей  с нарушениями слуха Корректировка работы.

Итоговый

Подведения итогов по самообразованию.

Апрель -июнь

Проведение консультаций для педагогов.

Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

Доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;

Продвижение персонального сайта - портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.

Активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.

Рефлексия м самоонализ

 

Итоги работы по теме самообразования

Цели и задачи по теме самообразования:

План отчета о работе над темой

 по самообразованию за 2018-2019год

ФИО:  Гунина Юлия Александровна  

Должность: учитель –дефектолог (нарушение слуха на первом году обучения в условиях ГБУ РС(Я) РРЦ «СУВАГ»).

Индивидуальная тема: « Развития слухового восприятия и формирование связной речи у детей  с нарушениями слуха».

Год работы над темой: первый

Деятельность по реализации тем:

  1. изучила  литературу;
  2. приняла участие в международном семенаре практикуме» Верботанальный метод реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Контроль

Дата проверки

Замечание и рекомендации

Должность

Роспись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».

В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....

План самообразования учителя-дефектолога

план по самообразованию учителя-дефектолога...

Программа самообразования учителя-дефектолога

Программа самообразования учителя-дефектолога....

Самообразование учителя-дефектолога

Планы по темам самообразования, отчет...

План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг

План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг...

Самообразование учителя-дефектолога

План самообразования учителя-дефектолога на 5 лет...