Самообразование учителя-дефектолога
материал

Левадная Любовь Петровна

Планы по темам самообразования, отчет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат № 12

ПЛАН

по самообразованию

на 2019 – 2021 учебный год

учителя

Левадной Л.П.

Тема: «Повышение профессионального уровня учителя на основе изучения и применения проектного метода обучения на уроках русского языка»

с. Юца - 2019

Тема школы - интерната

            Тема школы-интерната: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.

Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.

Задачи:

- Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.

- Создание условий* для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основой образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.                                                                  

* кадровых, материально-технических, информационных, финансово-экономических, организационных.

Анкета «Профессиональная компетентность»

№ п/п

Параметр

Балл

1

Правовая компетентность

2

Информационная компетентность

3

Коммуникативная компетентность

4

Профессиональная компетентность «Специальная методика» (для педагогов, реализующих программы специального (коррекционного образования)

Обоснование выбранной темы

      Для достижения цели школы в реализации общешкольных задач, свою функцию, как учителя-дефектолога, вижу в освоении арттерапевтического, проектного метода в деятельности педагогического работника (освоение диагностического инструментария, планирование коррекционного – развивающей работы, подбор коррекционно – развивающих средств, разработка коррекционно – развивающей программ и их внедрение, взаимодействие с педагогами и родителями). Для участия в реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, мне необходимо соответствовать определенным требованиям в области психологического сопровождения образовательного процесса, оформления документации.

Цель: повышение профессиональной компетентности учителя на основе обеспечения оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения АООП в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

•        ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании;

•        изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

•        овладеть достижениями психолого-педагогической науки (разнообразные формы работы в организации психолого-педагогического сопровождения);

•        применять разнообразные формы работы в организации психолого –педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса;

            •        обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Объект исследования – профессиональная компетентность педагога.

Предмет исследования – структурированное обучение (обучение детей с аутизмом навыкам социально – бытового поведения) детей с аутистическими нарушениями

Гипотеза – если я:

  • изучу организацию структурированного обучения (конструктивный подход и создание среды минимализирующей стресс, тревогу) в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • буду использовать в процессе психолого – педагогического сопровождения современных технологий деятельности (разработка программ развивающих, профилактических и коррекционных);

- участвовать в проектировании индивидуально-ориентированных образовательных траекторий детей с аутистическими нарушениями;

 - содействовать повышению педагогической компетентности педагогов и просвещение родителей в вопросах развития, обучения, воспитания обучающихся с аутистическими нарушениями,

что позволит мне обеспечить высокое качество образовательного процесса.

Новизна: 

- организация образовательного пространства для детей с аутистическими нарушениями;

- обучение детей с аутизмом навыкам социально – бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением.

Теоретическая значимость:

- формирование социально – бытового поведения у обучающихся с аутистическими нарушениями в условиях реализации ФГОС (подбор и разработка методических материалов: рабочих планов, коррекционно-развивающих программ, подбор диагностического инструментария, его опробование, оптимизация обработки полученных результатов и пр.).

Практическая значимость:

- сопровождение обучающихся в условиях школы - интерната (реализация коррекционно-развивающих программ по направлениям):

- адаптация к новым условиям обучения;

- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

- помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;

- формирование жизненных навыков;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;  

- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

Этапы работы:

  1. Формирующий.
  2. Апробирующий.
  3. Коррегирующий.
  4. Стабильное функционирование.
  5. Обобщение опыта.

Ожидаемый результат: повышение профессиональной компетентности педагога на основе обеспечения оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения АООП в условиях реализации ФГОС.

Содержание работы:

2019 год

2020 год

Этап работы:

Задачи

  1. Формирующий
  1. Изучение нормативных документов, изучение стандартов ФГОС.
  2. Систематизировать теоретический материал.
  3. Подбор и разработка методических материалов: рабочих планов, коррекционно-развивающих программ, подбор диагностического инструментария, его опробование
  4. Планировать и провести коррекционно – развивающих занятий в соответствии с ФГОС
  5. Использовать ИКТ в области коррекции и развития

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

1.        Изучение нормативных документов.

+

+

+

  1. Организация работы по изучению и распространению передового психолого – педагогического опыта.

+

+

+

  1. Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам.

+

  1. Участие в профессиональных конкурсах, экспертных комиссиях ПМПк.

+

+

  1. Оснащение кабинета материально-техническими средствами в соответствии с ФГОС.

+

  1. Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения

+

+

+

  1. Подбор диагностического инструментария для обучающихся, перешедших на ФГОС

+

+

  1. Изучение и использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области коррекции и развития

+

+

+

+

  1. Изучение мнения коллег, родителей

+

+

+

Анализ работы

+

+

  1. Внесение дополнений и изменений

+

+

  1. Стабильное функционирование

+

+

+

+

+

+

+

+

Анализ работы

+

+

+

2020 год

2021 год

IV Стабильное функционирование

  1. Совершенствовать и коррегировать методический материал
  2. Совершенствовать психолого – педагогические условия сопровождения образовательного процесса
  1. Обобщить и распространить опыт
  1. Коррекция планирования конструктов занятий

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка методических рекомендаций, памяток, инструкций для обучающихся, воспитанников, родителей

+

+

+

  1. Проведение открытых уроков, мастер-классов

+

+

+

  1. Выступление на семинарах, конференциях, круглых столах

+

+

+

+

+

  1. Публикации

+

+

+

+

+

  1. Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ

+

+

+

+

Подготовка к прохождению профессиональной аттестации

+

+

+

+

+

Приложение 1

     Анкета «Профессиональная компетентность»

Инструкция: внимательно прочтите предложенные вопросы, оцените свои возможности дать полный ответ на вопрос.

«5» - готов (а) дать полный ответ;

«4» - готов дать неполный ответ;

«3»- затрудняюсь ответить, необходимо актуализировать знания;

«2»- необходима методическая помощь

№п.п

Параметр

Балл

Правовая компетентность

Что такое дееспособность в соответствии с Гражданским кодексом РФ?

В чем заключается различие опеки и попечительства по объектному составу в соотвсоответствии с Гражданским кодексом РФ?

За счет каких средств проводится обязательное периодическое медицинское обследование педагогических работников?

Кто несет ответственность за уровень профессиональной квалификации работников образовательного учреждения?

Имеет ли право педагог как частное лицо оказывать платные образовательные услуги обучающимся (воспитанникам) с целью получения дополнительного дохода?

Как Закон «Об образовании» определяет понятие «дисциплина»?

Кто является работодателем для педагога образовательного учреждения?

Какой продолжительности рабочая неделя определена для педагога образовательного учреждения?

В каком случае родители могут быть лишены родительских прав в соответствии с Семейным Кодексом РФ?

Кто не допускается к педагогической деятельности в соответствии с Трудовым кодексом РФ?

Кто несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время образовательного процесса?

Имеют ли право родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) принимать участие в управлении образовательным учреждением?

Что такое совместительство?

Какое учреждение в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является образовательным?

Итого по блоку

Что включает в себя понятие «Информационная технология»?

Какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при работе с персональным компьютером?

Что понимается под электронным учебником?

Что называется телекоммуникацией?

Какую последовательность действий нужно выполнить для корректного выключения компьютера?

Какие типы выравнивания применимы к абзацу?

Что можно передавать с помощью электронной почты?

Какие меры следует принять при получении большого количества спама?

ЧтЧто понимается под компьютерным вирусом?

Какой тип диаграммы, как правило, используется для построения обычных графиков функций?

Что необходимо сделать, чтобы не нарушить авторское право при использовании в своей публикации материалов, скачанных из сети Интернет?

С помощью какого специального авторского знака можно защитить свои исключительные авторские права при публикации в Интернете своих учебно-методических материалов?

Итого по блоку

Коммуникативная компетентность

Определите название следующего стиля педагогической деятельности: «Стремление педагога минимально включаться в деятельность, использование практики невмешательства, снятие с себя ответственности за результаты обучения, незаинтересованность проблемами, как школы, так и учащихся».

Как называется механизм межличностного взаимодействия, характеризующийся следующими особенностями: «восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы»?

Сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека называется...

В каком возрастном периоде ведущей деятельностью является интимно-личностное общение?

Как называется непосредственное, честное и решительное выражение другому человеку своей позиции, чувств, мыслей и желаний с уважением чувств, позиции, мыслей, прав и желаний другого человека?

Как называется первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности учащегося, распространяющееся на весь его образ, а затем общее впечатление о нем, переносящееся на оценку его отдельных качеств?

Как называется переходный этап возрастного развития, возникающий на стыке двух возрастов, связанный с перестройкой взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, который может протекать в конфликтной форме?

Как называется способ взаимодействия, основанный на умении педагога настраиваться на эмоциональную волну ребенка, и, обозначив чувства ребенка,  оказывать ему ненавязчивую помощь в решении проблемы?

Для каких детей характерны следующие особенности общения: его трудно вызвать на разговор, ответы обычно односложны, не может подобрать для разговора нужные слова, нередко заикается, иногда совсем замолкает; для него также  характерна боязнь предпринять что-либо на людях?

Как называется один из приёмов педагогического воздействия на ребёнка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния?

Как называется способ вызвать положительные эмоциональные переживания у ребенка с помощью неречевых средств: прикоснуться рукой к плечу, погладить по голове, приобнять?

Одной из причин нарушения дисциплины на уроке является мотив избегания неудачи. Какой способ педагогического воздействия  необходим в данном случае?

Итого по блоку

Профессиональная компетентность: «Специальная методика» (для педагогов, реализующих программы специального

коррекционного образования)

Дайте определение понятия «коррекция».

Дайте определение понятия «компенсация».

Назовите принципы коррекционно-развивающей работы.

Дайте определение понятию «индивидуальный образовательный маршрут»

Что означает понятие социальная реабилитация?

Перечислите принципы построения личностно ориентированной модели обучения

Дайте понятие интегрированного обучения.

Каков алгоритм написания индивидуальной программы сопровождения развития ребенка?

Что входит в обязанности учителя СКОУ, заложенные в его должностную инструкцию?

Что означает понятие социальная адаптация? 

Дайте определение понятию «коррекционное обучение».

Дайте определение понятию «коррекционное воспитание».

Дайте определение понятию «коррекционное развитие».

Дайте определение понятию «лицо с ограниченными возможностями здоровья».

Дайте определение понятию «абилитация» 

Что такое  «сензитивный период развития»?

 Дайте определение понятию «девиантное поведение».

Дайте определение понятия «Зона ближайшего развития» по Выготскому Л.С.

Выделите особенность эмоционально-волевой сферы ребёнка с нарушениями интеллекта.

Назовите характерную особенность  мышления умственно отсталого ребёнка.

Итого по блоку



Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат № 12

                                                                                                                                                         

                 

 

Отчёт

о проделанной работе по самообразованию

учителя Левадной Л.П. за 2019-2021 учебные года

                Тема: «Повышение профессионального уровня учителя на основе изучения и применения проектного метода обучения на уроках русского языка»

г. Нефтеюганск  2019

Отчёт

о проделанной работе по теме самообразования

Задачи

Содержание работы

Ожидаемый результат

Результат

Изучение научно – методической литературы по теме самообразования

Чтение научно – методической литературы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей (проект)

Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Зиновьева М.В., Никифорова Г.В.   Справочник педагога-психолога. Школа. - №4. – 2012 г.

- Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения / Шешерина Г.А. авт.-сост.:– Тамбов, 2011

  • «Перспективы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в свете разработки федерального государственного образовательного стандарта» Кантор В.З - проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор.  Институт коррекционной педагогики РАО

Ознакомление с  дидактическими и психологическими основаниями психологического сопровождения образовательного процесса

Ознакомилась с   дидактическими и психологическими основаниями  психологического сопровождения образовательного процесса.

Дополнила понятийно-информационный словарь

Изучить психолого – педагогические периодические издания по теме самообразования

Изучение теоретического материала  по теме «Повышение профессионального уровня учителя на основе изучения и применения проектного метода обучения на уроках чтения »

Освоение теоретического материала по теме « Повышение профессионального уровня учителя на основе изучения и применения проектного метода обучения на уроках чтения »

Изучила теоретический материал по теме «Повышение профессионального уровня учителя на основе изучения и применения проектного метода обучения на уроках чтения »

Дополнила понятийно-информационный словарь

Войти в сетевое взаимодействие с коллегами по вопросу  применения проектного метода обучения на уроках чтения

Войти в сетевое взаимодействие в рамках профессионального сообщества

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества

Участвовала в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества по вопросу    применения проектного метода обучения на уроках чтения

Провести систематизацию теоретических знаний по психологическому сопровождению обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) 

Моделирование и проектирование, экспертиза (образовательных маршрутов, образовательных программ), систематизирование методического инструментария (разработка конспектов по коррекционно – развивающим занятиям, дидактического материала, консультаций)

Умение разрабатывать дидактический материал для индивидуальной работы с обучающимися

Пополнение методической копилки

Изучить потребности и возможности обучающихся в образовательных услугах

Изучение потребностей и возможностей обучающихся в образовательных услугах (анкетирование)

Выявление потребностей и возможностей обучающихся в образовательных услугах

Выявила потребности и возможности обучающихся в образовательных услугах в связи с внедрением ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Самоэкспертиза

Проведение самоэкспертизы

Выявление проблемных моментов

При самоэкспертизе выявила проблемные моменты


В результате выяснилось:

-   я теоретически владею методикой применения проектного метода обучения на уроках чтения;

-  определила потенциально проблемные моменты при педагогическом сопровождении образовательного процесса в рамках введения ФГОС

      Исходя из общешкольных задач, задач методического объединения, учитывая контингент обучающихся и результат самоэкспертизы, я ставлю перед собой следующую тему на   2021-2024 учебные годы: «Повышение личного профессионального мастерства на основе формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде»

           Ожидаемый результат: повышение личного профессионального мастерства на основе формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя-дефектолога

Л.П. Левадной

2021 -2024гг

Повышение личного профессионального мастерства на основе формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде.

г. Нефтеюганск.


Обоснование плана.

Основной задачей образования, поставленной в концепции специального федерального государственного образовательного стандарта, является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к социализации и социально-трудовой адаптации. Педагогический коллектив определяет миссию КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», как создание современных условий для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на:

-         овладение комплексом жизненных компетенций,

-        снижение выраженности ограничений жизнедеятельности,

-        включение в среду сверстников и интеграцию в общество, в том числе организацию возможности профессиональной подготовки и содействие в трудоустройстве (занятости).

        За счет дистанционной формы обучения происходит активное расширение образовательного пространства, определяющей становится позиция учителя как организатора образовательной деятельности, коммуникации в насыщенной информационно-образовательной среде. Проведенная самоэкспертиза, основанная на требованиях профстандарта, показала, что необходимо уделить внимание психолого-педагогическим технологиям, основанным на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Доступность и популяризация электронной образовательной среды делают коммуникативные учебные действия особо значимыми для обучающихся с ОВЗ, так как они обеспечивают повышение качества учебно-воспитательного процесса в частности и социального взаимодействия в целом. Коммуникативные учебные действия, направленные на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности; преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях; понимание возможности различных позиций и точек зрения; уважение к иной точке зрения; понимание относительности оценок; учёт разных мнений и умение обосновать собственное. Все это обуславливает актуальность организации специальной работы по формированию коммуникативных учебных действий, учитывающих специфику электронной образовательной среде,  у обучающихся с ОВЗ.

Исходя из миссии школы, результатов самоэкспертизы и потребностей времени, определена тема работы по самообразованию «Повышение личного профессионального мастерства на основе формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде».

Цель: Повышение личного профессионального мастерства на основе формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогических и методических материалов по проблеме, изучить закономерностей поведения в социальных сетях и технологию формирования БУД, коммуникативных учебных действий.
  2. Проанализировать развитие коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде;
  3. Разработать методический и дидактический материалы по формированию коммуникативных учебных действий обучающихся.
  4. Апробировать данные материалы.
  5. Транслировать педагогический опыт профессиональному сообществу.

Объект исследования –  профессиональное мастерство учителя

Предмет исследования – элементы профессионального мастерства, направленные на формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся основного уровня обучения в условиях внедрения ФГОС.

Гипотеза основывается на предположении, что повышение личного профессионального мастерства по вопросу формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде

обеспечит  

- положительную динамику у обучающихся в период дистанционного образования;

- повышение уровня развития личности ребенка, его коммуникативных навыков, навыков поведения в социуме;

- повысится личный профессиональный уровень.

        Ожидаемый результат работы по самообразованию: повышение профессиональной компетентности на основе передового педагогического опыта по проблеме; методических рекомендаций, систематизации и обобщении опыта, транслировании педагогического опыта.

План работы

2021 – 2022 гг.

1этап – Формирующий

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогических и методических материалов по проблеме;
  • Изучить закономерностей поведения в социальных сетях и технологию формирования БУД, коммуникативных учебных действий

п/п

Содержание работы

Сроки (год, месяц)

2021-2022

05

08

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

1

Проведение самоэкспертизы

2

Планирование работы

3

Определение основных направлений деятельности

Изучение опыта коллег через сетевое взаимодействие

4

Изучение литературы по данной теме

5

Систематизация материала

2 этап – Внедрение, корректировка.

Задачи:

  • Диагностировать развитие коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ.
  • Разработать инструментарий развития коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ.
  • Провести мониторинг развития коммуникативных учебных действий  обучающихся.
  • Скорректировать методический материал в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся.

п/п

Содержание работы

Сроки (год, месяц)

2022-2023

09

10

11

12

01

02

03

04

05

1

Выбор методов диагностики коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ

2

Диагностика коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ

3

Разработка методических и дидактических материалов для развития коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ

4

Внедрение методических и дидактических материалов для развития коммуникативных учебных действий  обучающихся

5

Мониторинг развития коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ

3 этап – Стабильного применения. Обобщение.

Задачи:

  • Обобщить и распространить педагогический опыт в рамках профессионального сообщества

п/п

Содержание работы

Сроки (год, месяц)

2023 - 2024

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

1

Выступление на семинарах, конференциях, круглых столах

2

Разработка  методических рекомендаций

3

Публикации

4

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».

В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....

План самообразования учителя-дефектолога

план по самообразованию учителя-дефектолога...

Тетрадь по самообразованию учителя -дефектолога.

тема: Развитие слухового восприятияи формирование связной речи у детей с нарушением слуха первого года обучения....

Программа самообразования учителя-дефектолога

Программа самообразования учителя-дефектолога....

План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг

План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг...

Самообразование учителя-дефектолога

План самообразования учителя-дефектолога на 5 лет...