Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ
материал

Чернова Светлана Евгеньевна

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ

   Инновационные технологии играют в настоящее время важную роль в построении процесса обучения. Они позволяют повысить мотивацию, а, следовательно, улучшить усвоение предмета, снижают нагрузку обучающихся, экономят время на уроке, в то же время осуществляется личностный и дифференцированный подходы, совершенствуются традиционные методы обучения.

      Работа учителя опирается на нестандартные подходы, новые инновационные технологии. Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении.  

    Посредством таких уроков активизируются познавательный интерес, психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление. «Тебе скажут — ты забудешь, тебе покажут — ты запомнишь, ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает  в необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе для детей с УО(ИН).

В преподавании учебных предметов использование ИКТ качественно изменяет восприятие обучающимися информации. Для детей с УО(ИН)  более эффективны такие уроки, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, погружающие в атмосферу прошлого или будущего. Использование ИКТ  ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру.  Все задания носят игровой, занимательный характер, не превышают доступный возрасту уровень сложности и формализации; позволяют перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебного процесса. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с УО(ИН) и развивают их способности.

Задачи ИКТ в коррекционном обучении:

– развитие психических функций обучающегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;

– знакомство с информационными процессами в современном обществе;

– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;

– формирование коммуникативных способностей;

– развитие творческих способностей;

– индивидуализация обучения;

- использование компьютера как средства познания.      

    Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала на уроке  можно назвать использование мультимедийных презентаций. «Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. На уроке презентация должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую.  

Презентация, является самой распространенной формой. Она может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Лучше, если презентация будет сочетаться с другими видами деятельности учеников (это работа  с учебником, выполнение заданий в тетрадях).

Презентации можно разделить на 2 группы по способу представления:

1. Презентации, сопровождающие урок как наглядное пособие;

 2. Презентации для организации контроля знаний.

     Материалы первой группы применяются для объявления темы урока,  при объяснении нового материала на уроке или для сопровождения беседы на внеклассном занятии. Выделение объектов, передвижение их по слайдам акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает раскрыть тему урока или занятия.

Такие презентации позволяют:

- Сформулировать проблемные вопросы и задания, выполнить установку на прочное запоминание материала;

- Применять различные методы и приемы ознакомления учащихся с новым материалом (рассказ, беседа и т. д.);

  Материалы второй группы используются для проведения контроля знаний, умений и навыков учащихся. Сюда можно отнести компьютерные тренажеры, тесты, карточки задания. При проведении контроля с помощью презентаций необходимо организовать четкую систему последовательности подачи и обработки информации.

На уроках могут быть использованы следующие формы работы:

-Текст задания демонстрируется на слайде, ответы ученик записывает в тетрадь;

- Работа индивидуальная или по парам за компьютером. Ученик проходит тест на компьютере. При создании можно запрограммировать, организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора.

 Часто в работе используются комбинированные уроки, которые сочетают в себя элементы 1 и 2 групп презентаций.

  На уроках можно применять выход в интернет.  Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который органично вписывается  в предметы образовательных областей.

      Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

 Во внеурочной деятельности используется составленная  программа курса « Основы компьютерной грамотности».

    Одной из важнейших задач курса  является формирование мышления и творческих способностей учащихся.

 Программа рассчитана на пять лет обучения (5-9 классы), 1 раз в неделю.

Основными целями программы «Основы компьютерной грамотности» являются:

- подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся, подготовка к проектной деятельности;

- освоение знаний, составляющих начало представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;

- овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

- воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

  Занятия курса внеурочной деятельности проходят с использованием следующих форм:

Демонстрационная – учащиеся наблюдают за работой учителя на компьютере;

Фронтальная – работа учащихся под руководством учителя;

Самостоятельная – учитель осуществляет индивидуальный контроль за работой учащихся;

Творческий проект – учащиеся выполняют работу в микрогруппах в продолжении нескольких занятий.

  Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Основы компьютерной грамотности»:

- формирование метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

- формирование личностных умений:  мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии;  познавательных навыков, самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления; организация на занятии парно-групповой работы;

- формирование предметных умений: представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию).

  При работе обращается внимание  учеников  на образовательные, а не на игровые возможности компьютера, делается акцент на то, что компьютер - это не игрушка, а средство, помогающее в учебе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает возможность не только эффективно осуществлять принципы коррекционно-развивающего, индивидуального, проблемного, игрового обучения детей с УО(ИН), но и помогает достигнуть результатов, получение которых затруднительно, а, иногда, даже невозможно с использованием традиционных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры на уроках биологии и внеурочной деятельности

В методическом пособии приведены возможности использования игровых технологий в эколого-биологическом образовании...

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ЗПР.

. В статье освещен актуальный вопрос применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в обучении детей с ЗПР. Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качест...

Роль внеурочной деятельности в развитии жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ

Главная цель обучения и воспитания детей с ОВЗ - создание условий для их максимальной социализации. ØСтановление личности каждого в целомØОптимальное развитие потенциальных возможностей познавате...

Статья:"Использование проектной деятельности на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

Использование проектной деятельности на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ

Всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выго...

Использование мультимедийных тренажеров на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ.

Использование мультимедийных тренажеров на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ....