Использование проектной деятельности на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ
статья

Судакова Светлана Евгеньевна

Всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно…»

Метод проектной деятельности – это личностно-ориентированная технология, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, творческого мышления обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Судакова Светлана Евгеньевна

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»,

учитель 

 На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация детей с ОВЗ. Главная задача специального коррекционного образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

 При разработке новых образовательных стандартов специального коррекционного образования приоритетом становятся формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень усвоения которых предопределяет успешность всего дальнейшего обучения детей с ОВЗ.

    Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания из различных источников, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, планировать ход своей работы, делать выводы, работать не только индивидуально, но и в группе, учитывая мнение других членов коллектива. Новые условия организации познавательной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у детей с ОВЗ умений и навыков самостоятельности и саморазвития, развития личностных компетенций, компенсацию дефектов развития. Всё это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

 Задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности обучающихся с недостатками интеллекта.

Одной из проблем, волнующей учителей коррекционной школы, как подготовить ученика находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний, учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.

 Всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно…»

Метод проектной деятельности – это личностно-ориентированная технология, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, творческого мышления обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

 Однако, учитывая особенности познавательной сферы детей с ОВЗ, анализируя свой опыт педагогической деятельности, можно сказать, что полноценная проектная деятельность не соответствует познавательным возможностям обучающихся с ОВЗ. Исходя из этого, используется только элементы проектной деятельности.

Обучающиеся с ОВЗ в силу своих индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития  не могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому  в работе с такими детьми  используются только элементы проектной деятельности.

Существуют различные подходы к понятию метода проекта:

1)способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

2)совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

 Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести[2]. Учителю необходимо подсказать обучающимся источники информации (это очень важно для детей с ОВЗ). Однако, обучающиеся должны самостоятельно и совместными усилиями, но под контролем педагога, решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат.

  Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.

ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:

1.Проблема.
2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации.

4.Продукт работы.

5. Презентация.

6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы [1].

 Дети  с нарушением интеллекта испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта. Исходя из выше сказанного, использование проектной деятельности возможно только с корректирующей помощью педагога.

 Метод проектов в коррекционной школе – это совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на поиск решения поставленной задачи.

  В коррекционной школе метод проектов можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком: развитие мыслительных операций (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), развитие речи (устной и письменной), памяти, восприятия, эмоционально-волевой сферы.

   В зависимости от того, какая деятельность является ведущей при реализации проекта,  его можно отнести к одному из типов:

1. Исследовательский - обучающиеся проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций.  

2.Творческий-  может быть выполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды. Это может быть стенгазета, сценарий праздника,  видеофильм, плакат.

3. Игровой - представлен в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, обучающиеся предлагают своё решение изучаемых задач. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

4.Информационный - направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (информация учебников, книг, статья в СМИ, информация в сети Интернет).

5. Практико-ориентированный (прикладной)- отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в получении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников проекта.

 Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умение планировать, принимать решения, оценивать результаты. Обучающиеся  с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их социальной адаптации.

 Используя проектные технологии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:

-проект должен быть посильным для выполнения детьми;

-должны быть созданы условия  для успешного выполнения проектов;

-при выполнении групповых (коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение проекта;

-обязательна презентация результатов работы по проекту[3].

Необходимо помнить, что проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей и их родителей. В условиях школы-интерната сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть работы ложится на педагогов.

Литература:

1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. Образование/ Новикова Т.  – 2000. - №7. 27с. 27с.

2. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. Пахомова Н.Ю. – 2000.,№4. 17с.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / Сергеев И.С.  – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ЗПР.

. В статье освещен актуальный вопрос применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в обучении детей с ЗПР. Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качест...

Статья:"Использование проектной деятельности на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

выступление на РМО "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"

Выступление на РМО из опыта работы по теме "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"...

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

Использование мультимедийных тренажеров на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ.

Использование мультимедийных тренажеров на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ....