доклад
материал (6 класс)

Доклад на тему "Личностно-ориентированное обучение как средство развития школьников с ОВЗ". Понятие "личностно-ориентированное обучение". Цели и задача. Методы, подходы личностно-ориентированного обучения. Принципы. Технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_loo_detey_s_ovz.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ № 52

Методическое объединение воспитателей

Доклад на тему «Личностно-ориентированное обучение

как средство развития школьников с ОВЗ»

Подготовила  воспитатель  группы 6 а,б классов

Ушкова Ю.А.

Москва, 2019 г.

      Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения. Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании. Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Личностно-ориентированное обучение и воспитание - концентрация внимания учителя на целостной личности обучающегося, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

     В коррекционной школе, так же как и в общеобразовательной,  ученик – это  главная фигура образовательного процесса. В личностно-ориентированном обучении воспитанник — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

     Цель личностно ориентированного обучения - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору;
  • умение оценивать свою жизнь;
  • поиск смысла жизни, творчество;
  • формирование образа “Я”;
  • ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);

В личностно-ориентированном обучении воспитанник —главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Учитель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности обучающегося.

     К проблемам относятся, ключевые,  а именно:

 - как обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении;

 - как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебно-воспитательной деятельности;

 - каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником социального опыта.

     Главная задача- мы должны обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.

     

Методы, подходы личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей:

·   возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

·   образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного обучающемуся;

·   выделение групп обучающихся по знаниям, способностям;

·   распределение обучающихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;

·   отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

     Основными принципами технологии разноуровнего обучения является следующее:

1. Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

3. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

     Проводя работу по личностно-ориентированному обучению через  воспитание и коррекцию необходимо помнить, что в работе педагога должны прослеживаться психолого-педагогические принципы гуманистической педагогики:

* необходимо в каждом ученике видеть личность, его право на счастье, достоинство, развитие способностей;

* научиться понимать своего подопечного, уметь встать на его позицию, используя его личный опыт, его точку зрения, развивать в ребёнке то лучшее, что в нём есть;

* использовать принцип педагогического оптимизма: верить в то, что труд по коррекции и развитию не напрасен, он принесёт свои положительные результаты.

   Личностно – ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности и принцип индивидуализации обучения. Мы видим, как выполняются одни из основных принципов личностно-ориентированного урока:

        - стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

        - поощрение стремления учеников предлагать свои способы выполнения задания;

        - применение заданий, позволяющих ученику самостоятельно выбирать тип, вид и форму работы;

        - создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

    Важен познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения, так как становление личности школьников происходит в процессе обучения. 

     Технологии.

     Компьютерные технологии помогают поднять учебный процесс на качественно новый уровень: способствуют расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым существенно повышая интерес к предмету. Компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуализации необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала, тренинг умений и навыков, их контроль.

    Информационно-коммуникативные технологии. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Я использую форму работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники - урок-презентация (беседы). На таких уроках учащиеся с ОВЗ ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.

    Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

  Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояния здоровья, индивидуально-типологические особенности, разработку специальных коррекционных воздействий для компенсации имеющихся у них нарушений, дифференцированную помощь  каждому конкретному ребёнку, направленную  на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками, успешную адаптацию и интеграцию в современное общество. Большие возможности для такой работы раскрываются в использовании личностно-ориентированного обучения и развития, адаптированного для коррекционной школы.

     Вывод. На педагоге лежит огромная ответственность, так как он в ответе за основы, на которых будет строиться дальнейшее будущее ребенка. Учащиеся берут пример со своего наставника, следуют его принципам, потому что в этом возрасте дети, как «губки» – они доверчиво впитывают всю информацию от находящихся рядом взрослых людей. И потому значат слова Жана Жака Руссо: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьёй, не солдатом, не священником: он будет – прежде всего, человеком». Ученик - это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Учитель должен создавать условия для развития мотивации к обучению.

Личностно-ориентированный подход к обучающимся основан на систематическом и всестороннем изучении каждого из обучающихся в процессе бесед с ними и наблюдения за их работой. Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...