Конспект логопедического занятия по теме: "Антонимы"
план-конспект

Федорова Оксана Александровна

АНТОНИМЫ (урок с элементами методики Зегебард Г.М.)

 Цель: формировать знания учащихся о словах-антонимах и их лексических значениях, наблюдать за словами, имеющими противоположное значение. Ввести термин «антонимы»; учить использовать в речи  антонимы; - совершенствовать навык написания словарных слов. А так же способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, учить делать выводы и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx24.55 КБ
Файл Презентация к занятию Антонимы 136.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического урока по II этапу для учащихся

с нарушением чтения и письма обусловленным общим недоразвитием речи

Учитель – логопед: Федорова Оксана Александровна.

Класс: учащиеся с общим недоразвитием речи (ОНР).

ТЕМА: АНТОНИМЫ (урок с элементами методики Зегебард Г.М.)

 Цель: формировать знания учащихся о словах-антонимах и их лексических значениях;

Планируемые результаты:

предметные: 

- наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;

- ввести термин «антонимы»; учить использовать в речи  антонимы; - совершенствовать навык написания словарных слов.

метапредметные:

- способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- учить делать выводы и обобщения.

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Методы обучения: стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности;  проблемное обучение; поисковый метод; беседа; контроль и взаимоконтроль

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технические средства обучения: компьютеры, проектор

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Дыхательная гимнастика

Вдох носом — выдох носом, руки плавно вверх - вниз.

Вдох ртом — выдох ртом, руки плавно в стороны вверх - вниз.

Вдох носом — выдох ртом.

Вдох ртом — выдох носом.

Вдох правой ноздрей — выдох ртом.

Вдох левой ноздрей — выдох ртом.

Вдохнуть носом — задержать дыхание — медленно выдохнуть через рот.

- Дыхание в норме, настроение замечательное, можно начинать занятие.

Повторение пройденного материала.   

На доске слова столбиком. (Приложение 1)

- Ребята у меня на доске слова,  что вы замечаете? (слова на ней расположены парами).

- Верно, что вы можете сказать про эти пары слов? (это слова с противоположным значением).

- А как по-другому назвать слова с противоположным значением? (антонимы).

- Да, это антонимы. У вас на столах лежат слова, посовещайтесь в паре и подберите к своему слову, подходящую пару антонимов.

(Один ребенок крепить слово на доску). (Приложение 2)

Разбор собранных пар при помощи картинок.

- Ребята, а что это за слова? (словарные), а почему они так называются? (их написание нужно запомнить и поверять по словарю).  

II. Основная часть.

I. Актуализация знаний. По ходу работы дети постоянно обращаются к инструкции.

1. – Сегодня мы с вами закрепим наши знания об антонимах и ещё запомним написания нескольких словарных слов.

Работа со словарными словами, проговариваем вслух. (Работа проводиться согласно методики Г.М. Зегебарт)

(Приложение 3.)

2. – Возьмите словарики, в которых у вас написаны словарные слова, но что вы заметили? В них буквы пропущены, вставьте нужные буквы. А одного я приглашу к доске.

- А теперь проверьте сами себя, перед вами эти же слова, но в них допущена ошибка, найдите её и справьте. Теперь кто желает выйти к доске?

- И вновь ошибки в словах, но теперь я уже буду называть вам слова, а вы исправлять ошибку? Желающие к доске есть?

- Хорошо отложили словарики в сторону.

3. - Ребята посмотрите на наши пары антонимов, какой вопрос можно задать к этим словам? (какая?);

- Верно, какой частью речи они являются? (прилагательными).

- А давайте с вами проверим во всех ли частях речи встречаются слова- антонимы;

        Презентация СЛАЙД 1;

- Приведите примеры слов-антонимов отвечающих на вопросы:

-Что?; - Что делает?; - Какой?; - Как? (Примеры детей)

Разбор во время задания.

Вывод: Слова-антонимы можно встретить во всех частях речи. Пара антонимов должна быть одной и той же части речи.

4. – А теперь я вам предложу слова, а вы попробуйте подобрать к ним антонимы. Но что мы должны помнить, пары должны быть одинаковой части речи.

        Презентация СЛАЙД 2;                  

Вывод: не к каждому слову можно подобрать антоним.

5. Физкультминутка. "Вы, наверное, устали?"

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. 

6. – Вы любите играть в прятки? Вот и наши слова антонимы и словарные слова предлагают сыграть с ними в прятки. Перед вами бланк с буквами, среди которых вам нужно найти слова. (Приложение 4).Работать вы будете в парах.

Разбор по итогам выполнения. Презентация СЛАЙД 3; 

7. Презентация СЛАЙД 4;

– Где чаще всего можно встретиться со словами-антонимами? Да, действительно в пословицах. Предлагаю вам познакомиться с новыми пословицами. Найти в них пары антонимов и объяснить значение пословицы.

8.- Я сейчас мы посоревнуемся. Я поделю вас на две команды. Задание в конвертах (Приложение 5). Достаньте, что вы видите? Вам надо будет составить предложения используя подходящее слова-антонимы. Предложение должен составить каждый, помогайте друг другу.

За каждый правильный ответ, наклейка на словарик.

9. Ребята предлагаю вам ещё раз вернуться к нашим словарным словам и сыграть с ними в «Угадайку». Заодно и проверить хорошо вы запомнили, как они пишутся. Работа в тетрадях.    

бл…зк…, д…р…га, г…з…та, л…гк…,

л…стн…ца, р…б…та, д…лек…, д…р…вня.

10. Экзамен. Традиционно мы с вами сдадим экзамен, для того чтобы проверить свои знания об антонимах. Каждый вытянет себе билет и подготовиться к ответу.(Каждый вопрос напечатать отдельно, как билеты).  

        1. Что такое слова-антонимы?

        2. Антонимичную пару могут составить слова разных частей речи?

        3. Ко всем ли словам можно подобрать антонимы?

        4. Для чего нужны слова-антонимы? (для того чтобы сделать нашу речь понятной и выразительной; для сравнения предметов и точного их описания)

        5. Приведите пример антонимы прилагательных?

        6. Какие слова называются словарными?

        7. Прочитайте предложение. Вставьте подходящую пару антонимов?

        8. Причитай и отгадай загадку. Найди в тексте слова-антонимы.

 Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.        (Космос)

III. Итог занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 19 с углублённым изучением отдельных предметов » г.Йошкар-Олы. Открытый логопедический урок по теме: «Слова – антонимы (с элементами методики Г.М. Зегебарт ) ». Разработала: Учитель-логопед Федорова О.А. г.Йошкар-Ола

Слайд 2

КАК? ЧТО ДЕЛАТЬ? КАКОЙ? ЧТО?

Слайд 3

Встреча - разлука Мореплаватель - Храбрый - трусливый Космический - Строить - разрушить Кувыркаться - Тепло - холодно

Слайд 4

ПРЯТКИ 1. В Л И Д И Р Е В Я Й Ъ Х А Ы Д О Р О Г А Х Д О Р О В Ы М О П 2. К Р И В А Я Г О З Е Т А Ж Л А Ь Т Ш И Р О К А Я К А Н Ы Т Щ У Б 3. Б Ь М Ч Я Т П Р Л Е С Т Н И Ц А Н Ц П Ъ У С В Е Ж А Я Е Т К Ж О 4. Б Ю П Р Я М А Я Й Н П Д А Р О Г А Р П А Р Б Е Ъ В Е М Ф У Ж Т 5. Т С Ч М Б Ь О Л Г А З Е Т А Й Р П А Б О С Т Я Ж Е Л А Я Ф Р Ъ Ю 6. К У Р А Т Д Е Р Е В Н Я Р Д А К Р Е Л Д А Л Е К А Я Х З С Й З У Н 7. Э Ж Л Ъ Л Р А Б О Т А З А Я В Т Ы К Д А Р Ь Б Л И З К А Я Е К Й 8. К С М А Р У Р О Б О Т А Л Е Г К А Я Б О Т А Д Ъ С Т А Р А Я З Х Я

Слайд 5

Сначала подумай, потом отвечай. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Добро помни, а зло забудь. Сам погибай, а товарища выручай.

Слайд 6

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Занятие по теме " Антонимы"

Усвоение понятия антонимы. Выработка умений и навыков пользоваться и свободно применять антонимы в различных речевых ситуациях .Совершенствовать умение образовывать антонимы с помощью приставок....

Логопедическое занятие по теме "Антонимы"

Конспект группового логопедического занятия по теме "Антонимы" Закрепление материала....

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....