Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Антонимы"
план-конспект занятия (5 класс)

Еремина Юлия Евгеньевна

                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедическое занятие20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

5 класс

Тема: Антонимы







Учитель – логопед: Еремина Юлия Евгеньевна





Павлово, 2024

Цель: формирование у учащихся знаний о словах-антонимах и их лексических значениях.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить понятие о словах-антонимах, как о словах с противоположным значением;
  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
  • познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.


Коррекционные:

• развивать устную и письменную речь учащихся;

• развивать навык безошибочного письма;

• совершенствование и обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

создавать у учащихся положительную мотивацию к занятию путём вовлечения каждого в активную деятельность;

• культуру поведения на уроке;

• воспитывать самоконтроль у каждого из учеников.

Форма занятия: подгрупповая

Методы:

Практические методы: упражнения, выполнение практической работы.

Наглядные методы: иллюстрации.

Словесные методы: объяснение, беседа, инструктаж.


Оборудование: печатные индивидуальные задания, рабочие тетради, наглядный материал.

Ход занятия:

Организационный этап:

Психологическая установка.

Наши глаза хорошо смотрят и всё (видят), наши уши внимательно слушают и всё (слышат), наша голова хорошо (думает). Мы всё сможем, всё сумеем, у нас всё получится.

Приветствие. Улыбки друг другу.

Пальчиковая гимнастика:

- круговые движения ладонями, - поперечные движения всеми пальчиками, - круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола, - передача шарика пальчиками, - вращение шариков в одной руке.

Актуализация знаний.

Внимательно слушайте стихотворение и тогда вы догадаетесь о теме нашего урока.

Слова неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой скажет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

- о чем мы с вами будем говорить на нашем уроке? Мы сегодня говорим об антонимах.

Есть слова – приятели – СИНОНИМЫ, а мы поговорим о словах неприятелях – АНТОНМАХ.

Антонимы — это слова противоположные по смыслу.

Постановка учебной задачи.

Задание 1

Сравнение предметов, имеющих противоположные признаки.

- Ребята, как понять «противоположные по значению»?
- Давайте сравним

  • по цвету уголь и мел,
  • по вкусу сахар и перец,
  • по величине медведя и белку,
  • по ширине реку и ручеек.

Задание 2

Сейчас вы возьмете карточки с заданием. У каждого в карточке написаны слова, к которым надо подобрать антонимы.

Утро - _______, горе -_______, ночь - _______, холод - _______, жадный - _______, белый - ________, большой - ________, горький - _______, новый - _______, толстый - _________, пустой - ________, скучный - _______, легкий - ________, узкий - _________, мелкий - ________, пустыня - _______, стоять - ________, сесть - ________, вправо - ________, плакать - ________, говорить - ________, хвалить - ________, шум - ________.

Задание 3

. Работа по индивидуальным карточкам. Редактирование предложений.

- Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Напишите правильный вариант предложений.

1 вариант.

Моя младшая сестра Оля учится в школе очень плохо.

2 вариант.

Мы с мамой сели в маленький автобус и медленно поехали в магазин.

Чтение вслух учащимися сначала данных вариантов, а затем редактированных.

Физкультминутка:

Я буду называть антонимы, показывать соответствующие движения, а вы, ребята, будете повторять.

Высокий – поднимаемся на цыпочки, руки подняты к верху,

Низкий - приседаем, руки обхватывают колени,

Узкий – стоим прямо, руки по швам,

Широкий – в прыжке ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны,

Сухопутный – шагаем на месте,

Морской - кисти рук в замок, делаем волну,

Шумный – хлопаем в ладоши,

Тихий – подносим указательный палец ко рту и говорим “тсссс”

Задание 4. К словам из левой колонки подбери антонимы из правой (карточки с заданием)

Близкий злой

Честь холодный

Редкий незнакомый

Правдивый новый

Узкий молчать

Известный дальний

Говорить ложный

Активный густой

Старый бесчестье

Горячий широкий

Добрый пассивный

Задание 5 «графический диктант». (САМОЛЕТ)

Отступите 8 клеток вправо и 10 клеток вниз, затем приступайте к диктанту.

1 клетка по диагонали вправо вниз, 9 клеток вправо, 6 клеток по диагонали влево вверх, 2 клетки вправо, 6 клеток по диагонали вправо вниз, 4 клетки вправо, 2 клетки по диагонали вправо вниз, 6 клеток влево, 6 клеток по диагонали влево вниз, 2 клетки влево, 6 клеток по диагонали вправо вверх, 9 клеток влево, 3 клетки по диагонали влево вверх, 2 клетки вправо.

Ребята, у нас получился самолет. Вы молодцы!

Рефлексия

Давайте ещё раз вспомним, что мы сегодня узнали на уроке.
– Что такое антонимы?
Сделаем вывод.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Индивидуальные логопедические занятия". 6 класс

Рабочая программа включает информационно-методическое обеспечение, тематическое и календарно-тематическое планирование....

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему"Автоматизация звука ч"

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков в игровой форме...

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...