Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Антонимы"
план-конспект занятия (5 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
5 класс
Тема: Антонимы
Учитель – логопед: Еремина Юлия Евгеньевна
Павлово, 2024
Цель: формирование у учащихся знаний о словах-антонимах и их лексических значениях.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить понятие о словах-антонимах, как о словах с противоположным значением;
- научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
- познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
Коррекционные:
• развивать устную и письменную речь учащихся;
• развивать навык безошибочного письма;
• совершенствование и обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
• создавать у учащихся положительную мотивацию к занятию путём вовлечения каждого в активную деятельность;
• культуру поведения на уроке;
• воспитывать самоконтроль у каждого из учеников.
Форма занятия: подгрупповая
Методы:
Практические методы: упражнения, выполнение практической работы.
Наглядные методы: иллюстрации.
Словесные методы: объяснение, беседа, инструктаж.
Оборудование: печатные индивидуальные задания, рабочие тетради, наглядный материал.
Ход занятия:
Организационный этап:
Психологическая установка.
Наши глаза хорошо смотрят и всё (видят), наши уши внимательно слушают и всё (слышат), наша голова хорошо (думает). Мы всё сможем, всё сумеем, у нас всё получится.
Приветствие. Улыбки друг другу.
Пальчиковая гимнастика:
- круговые движения ладонями, - поперечные движения всеми пальчиками, - круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола, - передача шарика пальчиками, - вращение шариков в одной руке.
Актуализация знаний.
Внимательно слушайте стихотворение и тогда вы догадаетесь о теме нашего урока.
Слова неприятели спорят весь день.
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
- о чем мы с вами будем говорить на нашем уроке? Мы сегодня говорим об антонимах.
Есть слова – приятели – СИНОНИМЫ, а мы поговорим о словах неприятелях – АНТОНМАХ.
Антонимы — это слова противоположные по смыслу.
Постановка учебной задачи.
Задание 1
Сравнение предметов, имеющих противоположные признаки.
- Ребята, как понять «противоположные по значению»?
- Давайте сравним
- по цвету уголь и мел,
- по вкусу сахар и перец,
- по величине медведя и белку,
- по ширине реку и ручеек.
Задание 2
Сейчас вы возьмете карточки с заданием. У каждого в карточке написаны слова, к которым надо подобрать антонимы.
Утро - _______, горе -_______, ночь - _______, холод - _______, жадный - _______, белый - ________, большой - ________, горький - _______, новый - _______, толстый - _________, пустой - ________, скучный - _______, легкий - ________, узкий - _________, мелкий - ________, пустыня - _______, стоять - ________, сесть - ________, вправо - ________, плакать - ________, говорить - ________, хвалить - ________, шум - ________.
Задание 3
. Работа по индивидуальным карточкам. Редактирование предложений.
- Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Напишите правильный вариант предложений.
1 вариант.
Моя младшая сестра Оля учится в школе очень плохо.
2 вариант.
Мы с мамой сели в маленький автобус и медленно поехали в магазин.
Чтение вслух учащимися сначала данных вариантов, а затем редактированных.
Физкультминутка:
Я буду называть антонимы, показывать соответствующие движения, а вы, ребята, будете повторять.
Высокий – поднимаемся на цыпочки, руки подняты к верху,
Низкий - приседаем, руки обхватывают колени,
Узкий – стоим прямо, руки по швам,
Широкий – в прыжке ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны,
Сухопутный – шагаем на месте,
Морской - кисти рук в замок, делаем волну,
Шумный – хлопаем в ладоши,
Тихий – подносим указательный палец ко рту и говорим “тсссс”
Задание 4. К словам из левой колонки подбери антонимы из правой (карточки с заданием)
Близкий злой
Честь холодный
Редкий незнакомый
Правдивый новый
Узкий молчать
Известный дальний
Говорить ложный
Активный густой
Старый бесчестье
Горячий широкий
Добрый пассивный
Задание 5 «графический диктант». (САМОЛЕТ)
Отступите 8 клеток вправо и 10 клеток вниз, затем приступайте к диктанту.
1 клетка по диагонали вправо вниз, 9 клеток вправо, 6 клеток по диагонали влево вверх, 2 клетки вправо, 6 клеток по диагонали вправо вниз, 4 клетки вправо, 2 клетки по диагонали вправо вниз, 6 клеток влево, 6 клеток по диагонали влево вниз, 2 клетки влево, 6 клеток по диагонали вправо вверх, 9 клеток влево, 3 клетки по диагонали влево вверх, 2 клетки вправо.
Ребята, у нас получился самолет. Вы молодцы!
Рефлексия
Давайте ещё раз вспомним, что мы сегодня узнали на уроке.
– Что такое антонимы?
– Сделаем вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Индивидуальные логопедические занятия". 6 класс
Рабочая программа включает информационно-методическое обеспечение, тематическое и календарно-тематическое планирование....
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов
Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему"Автоматизация звука ч"
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков в игровой форме...

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...
