Первый раз в первый класс
методическая разработка

Статья на сайте ЦДиК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_raz_v_pervyy_klass.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз в первый класс!

В этом году вы испытываете особую гордость и волнение, ведь ваш ребенок – первоклассник. Он уже знает, что на уроках нужно сидеть тихо и слушать учительницу, поднять руку, если хочешь что-нибудь спросить или ответить на вопрос. Первоклашка неплохо читает, решает простые математические задачи, умеет писать печатными буквами. Но в непростой школьной жизни всегда есть место подводным камням.

Самое сложное занятие для первоклассника - это не решение задач и не подсчет палочек и яблок, а письмо. Причем как написание букв, слов и предложений, так и переписывание слов и предложений с доски. Ну как быстро запомнишь все эти закорючки и хвостики? А если и запомнил - то почему они упорно не хотят походить на аккуратную «ж» или «ф» из школьной прописи, а норовят превратиться в непонятно что? Не стоит сразу ахать, возмущаться,увидев строчки своего школьника, ведь ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось регулярно делать, и ваше одобрение, как и осознание его собственных успехов, очень важны для него.

Поэтому большое время стоит отводить дома закреплению написания букв, предложений, применению правил, но не превращать письмо в наказание для ребенка. Сначала лучше писать совместно (сейчас много различных прописей), постепенно предоставляя все большую свободу, показывая, что вы доверяете ему и он может справиться с письмом самостоятельно.

Вторым по сложности предметом для первоклассника, в зависимости от его наклонностей и уровня подготовки, будет либо математика, либо чтение. Если книжку сказок ребенок уже в шесть лет читал без всяких проблем, скорее всего, ему понадобится помощь со сложением и вычитанием яблок. Если же к чтению всерьез он приступил совсем недавно, то читать будет с напряжением всех физических сил, где важнее будет сам процесс чтения, а не то, о чем говорится в тексте.

Математика – логика в решении задачи и механика в счете. Если первокласснику трудно сразу перейти к счету в уме, можно недолго воспользоваться линейкой, но не пальцами или счетными палочками. Хорошее знание состава числа,понимание отношений «больше», «меньше», «поровну» помогут справиться сзадачей.

Чтение родители часто относят к «легким» предметам, предоставляя ребенку больше свободы, его не проверишь как письмо или математику. Но для первоклассника это наиболее трудный предмет, ведь надо прочитать, понять, запомнить, столько процессов одновременно. Поэтому обязательно читайте тексты вместе, разбирайте непонятные ребенку слова, учите выстраивать причинно-следственные связи, делать вывод.

Первоклассники, особенно недостаточно подготовленные к школе или часто болеющие дети, в учебной деятельности могут столкнутся с трудностямив усвоении и применении знаний и умений, их признаками являются:

- неусидчивость, невнимательность, пассивность и частая отвлекаемостьна уроках, слабо развитая мелкая моторика,

- забывание начертаний цифр, букв, замены, пропуски букв (слогов, слов) на письме, не соблюдение правил,

- трудности при решении математических задач,не может решить аналогичную задачу самостоятельно, ошибки в счете,

- сложности в построении рассказа и в пересказе текста, не может ответить на вопросы по тексту, сделать вывод,

- бедность и неточность знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Главный совет родителям - консультация (занятия) дефектолога как можно раньше. И тогда ребенок совместными усилиями преодолеет трудности и будет успешно учиться дальше.

Сейчас можно подобрать много различного материала для занятий с детьми по возрасту и направлению деятельности. Ведь учебный материал вполне можно повторить и закрепить не только по учебнику, но и в более интересной и привлекательной для детей форме игры. При этом родителям нужно соблюдать целенаправленность и объем игры, постепенно переходить от простого к сложному, учить ребенка соблюдать правила и добиваться поставленной цели.

Используйте простые и доступные игры и задания по развитию познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления), которые можно выполнять совместно с первоклассником дома:

- «Стук-стук»: назвать цифру соответствующую количеству прохлопанных или простуканных звуков,

- «Через одного»: воспроизвести последовательность числового ряда в прямом и обратном порядке, пропуская по одной цифре,

- «Не пропусти»: вставить арифметические знаки в ряде предметов, геометрических фигур по образцу,

- «Конструктор»: конструирование из палочек букв, цифр добавляя или убирая элементы, изменяя их положение в пространстве,

- «Угадай»: узнать предмет (букву, цифру) по предъявленному контуру, силуэту,

- «Найди ошибку»: найти графически неправильно написанные буквы, цифры,

- «Волшебный мешочек»: определить предмет (букву, цифру) на ощупь,

- «Закончи предложение»: У дерева всегда есть… (листья, корни, цветы),

- «Подбери общее понятие»: дуб, береза, сосна – деревья,

- «Четвертый лишний»: красный, синий, яркий, желтый,

- разгадать ребусы, шарады.

- решать логические задачи.

Общие советы  родителям первоклассников.

1. Всегда  уважительно  отзывайтесь о педагогах, одноклассниках. Не ожидайте мгновенных успехов в учебе, помогите ему освоиться со статусом школьника. Конфликтные ситуации старайтесь разрешать без ребенка, обязательно выслушав все стороны.

2. Составьте распорядок дня, следите за его соблюдением. Рабочее  место  первоклассника  должно  быть  удобным, хорошо освещенным, привлекательным, на  столе должен  поддерживаться  рабочий  порядок. Приучайте ребенка собирать свой портфель самостоятельно.

3. На  выполнение  домашнего заданияотводите 1-1,5 часапосле прогулки и небольшого отдыха. Не  стоит  превращать  подготовку  домашних  заданий  в  бесконечный  процесс, когда становится важнее выполнить задание чтобы не получить двойку, а не закрепить пройденный материал дома. Можно помочь сделать сложное задание, но не выполнять его за ребенка.

4. Необходимо  чередовать  различные  виды  деятельности  первоклассника,  учитывая  специфику  материала  и  его  сложность, способности и склонности ребенка. Начинайте с самого объемного, трудного для него предмета, постепенно переходя к более легким заданиям.

5. Каждый  человек  имеет  право  на  ошибку.  Если  ребенок  при  выполнении  задания  допустил  ошибку,  важно  увидеть  и  исправить  ее,  но  ни  в  коем  случае  не  заставляйте  его  переписывать  все  задание  снова.

6. Любые положительные достижения  ребенка  нужно  считать  важными.  Это  придаст  ему  уверенности,  повысит  в  его  глазах  значимость  выполненной  работы, желание учиться дальше. Постепенно приучайте первоклассника к самостоятельности, учите справляться с аналогичными заданиями без вашей помощи, постоянного контроля.

7. Старайтесь  не  допускать  невыгодных  для  ребенка  сравнений  с  другими  детьми,  лучше говорите о  его  реальных успехах  и  достижениях. Спрашивайте не о том, какую отметку он сегодня получил, а что нового узнал, чему научился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Первый раз в первый класс"

Буклет для дня "Открытых дверей" для родителей будущих первоклассников...

Сценарий праздника "Первый раз в первый класс"

Данное занятие целесообразно проводить при первой встрече с первоклассниками.  Оно направлено на формирование положительной мотивации к обучению в школе. Предложенные задания позволяют позн...

Первый раз , в первый класс

Что нужно знать и уметь будущему первокласснику...

Первый раз в первый класс

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации к новым школьным условиям....