Буклет "Первый раз в первый класс"
методическая разработка по теме

Копылова Елена Валерьевна

Буклет для дня "Открытых дверей" для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_pervyy_raz_v_pervyy_klass.rar329.08 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1034

ЮАО г. Москвы
Муниципальный район Братеево"

«ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ

КЛАСС»

Советы школьного логопеда

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший ребёнок, с новеньким ранцем за спиной и  букетом цветов в руке, отправляется первый раз в первый класс.

И конечно, перед родителями встает целый ряд вопросов: «А правильно ли говорит мой ребёнок? На что обратить внимание в развитии речи? Как он пишет буквы (зеркально или нет)?

Давайте, остановимся на этих вопросах и попытаемся получить на них краткие ответы.

-- Коммуникативные функции (общение с другими детьми и взрослыми, умение слушать, умение запоминать и выполнять инструкции).

-- Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно и в группах, развитие сюжетно - ролевой игры, умение придумывать и принимать правила).

-- Мотивацию (наличие желания учиться, узнавать новое).

-- Развитие процессов внимания, памяти, мышления (запоминание слов, обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы»,  выделение лишнего с объяснением).

-- Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

А также:

- Испытывайте уважение к ребенку как к личности. - Сохраняйте доброжелательную атмосферу в семье.

- Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению.

- Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.

- Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении.

- Не требуйте любой ценой только высоких результатов.

- Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

- Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).

-   Строго придерживайтесь режима дня.

- Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.

«Ваш доброжелательный настрой - залог успеха».

Логопед  ГБОУ СОШ № 1034

                  Копылова Елена Валерьевна

Если научить ребенка говорить.

Он расскажет вам о том, что в жизни происходит.

Солнце как встает, и как оно заходит,

Если научить ребенка  говорить.

 Надо научить, да так, чтоб понимали

 Вашего ребенка разговор,

 И вопросов чтоб не задавали,

 Что сказал? Не можешь до сих пор?

Надо научить ребенка говорить,

Так, чтобы слова ложились в предложенья,

И писáлось чтоб без затрудненья,

Надо научить ребенка говорить.

И, когда малыш с счастливыми глазами

Перескажет то, о чем впервые прочитал,

Вот тогда вы убедитесь сами-

Ваш малыш увереннее стал.

                                                     Автор  неизвестен

Адрес школы № 1034: ул. Братеевская 23/4.



ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ РЕБЁНОК?

В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения. Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме.

В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П.

Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба.

Несколько позднее усваиваются другие артикуляторно простые звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Й, Н, Х.

Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет.

Более сложные по артикуляции согласные звуки С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. Самые артикуляторно сложные звуки Р, Л появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет.

Из всего вышеперечисленного следует, что становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ребенок  должен прийти в школу без дефектов в произношении звуков. Однако это не всегда бывает так.

Сама по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии.

Специалисты рекомендуют начинать заботиться о правильности и “чистоте” речи ребенка как можно раньше. 

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ?

Состояние фонематических процессов

К 6-7 годам ребёнок должен уметь подбирать слова с определённым звуком, владеть навыками элементарного анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово,  например: м-а-к=мак, р-у-к-а=рука и.т.д., посчитать количество звуков в слове)

Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет  речевой (фонетический) слух, т.е. умение различать звуки родной РЕЧИ.

Как проверить состояние фонетического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо». - Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Тогда повторяй.

Слоги: ПА-ПЯ-ПА, МЫ-МИ-МИ, ДЁ-ДО-ДЁ, СА-СЯ-СА; ПА-БА-ПА, ТА-ТА-ДА, ФО-ВО-ФО, ГУ-ГУ-КУ, КА-ХА-ХА, ШО-СО-ШО, СЫ-СЫ-ШИ, РА-РА-ЛА и.т.д.

Слова: МАК-БАК-ТАК, БЫК-БАК-БОК, ДАМ-ДОМ-ДЫМ, МАЙКА-ЧАЙКА-ЗАЙКА, МОТОК-КАТОК-ПОТОК, МИСКА-МАСКА-КИСКА и.т.д.

Стихи. Игра «Доскажи словечко». 

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь…. (двери). 

           Как-то вечером две мышки,

           Унесли у Пети…..(книжки).

Пёс козе принёс букет,

Будет сытный ей…. (обед). И.т.д.

Состояние грамматического строя речи.

Словообразование: дождь-дождик, снег-снежок…

Словоизменение: стул-стулья, дом-дома…

Управление: жёлтый мяч, холодное стекло, мягкое кресло…

Согласование слов в предложении (правильное употребление окончаний слов):

Дима вышел из дома. По небу плывут белые облака. И.т.д.

 

     

Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, метрополитен, милиционер, калькулятор, и.т.д...

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и. т. д.), слова - действия,  слова - признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы по тексту, пересказывать текст, составлять рассказы по сюжетной картинке или серии картинок.

Обратите внимание на:

-- Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, конструирование, рисование,  аппликационные работы).

-- Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положение тела, умение узнавать предметы и буквы в разных положениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Первый раз в первый класс"

Данное занятие целесообразно проводить при первой встрече с первоклассниками.  Оно направлено на формирование положительной мотивации к обучению в школе. Предложенные задания позволяют позн...

Первый раз , в первый класс

Что нужно знать и уметь будущему первокласснику...

Первый раз в первый класс

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации к новым школьным условиям....

Родительская гостиная "Первый раз в первый класс" (1 класс)

Родительская гостиная "Первый раз в первый класс" (1 класс)...