РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Первый раз в первый класс» для учащихся 1 классов (социально – познавательное направление) 2018 -2019 учебный год в рамках организации внеурочной деятельности по реализации ФГОС
рабочая программа

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_raz_v_pervyy_klass_programma.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

Принята

на заседании педагогического совета          

Протокол от  31.08. 2018 г. № 1

Утверждена и введена в действие

приказом  директора

МБОУ «Средняя школа № 8»

от 31.08.2018 г. №

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

                                          кружка «Первый раз в первый класс»

для учащихся 1 классов

(социально – познавательное  направление)

2018  -2019 учебный год

в рамках организации внеурочной деятельности

по реализации ФГОС

Руководитель: педагог – психолог С. И. Ходотаева

г. Рославль

2018г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа психологического кружка «Первый раз в первый класс» разработана на основе:

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».                                                                                                        2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577).                          

  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 8».                                                                                                   4. Программы внеурочной деятельности основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 8».                                                                                                       5. Плана внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа № 8».                                        

6.Авторской программы Ивановой И.Д. на основе разработок занятий Холодовой О.А., Языкановой Т.Е., Локаловой Н.П. и др.


Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011
2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011
3. Электронное приложение к курсу О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам»

Цель программы:  Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков обучающихся.                                                                                                 Задачи:                                                                                                                             1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.                                                                          2  .Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной                       Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.                                                                                                                        3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

  1. Содержание программы

Графический диктант

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.                                                                                                                                 При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Развитие аналитических способностей,                                                                                   логического мышления  (8 занятий)

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в ходе занятия применяются упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

                                   Тренировка внимания (7 занятий)

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания первоклассников, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.                                                                                                                      К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.       Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

                          Тренировка слуховой памяти (5 занятий)

В занятия включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой  памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

                        Тренировка зрительной памяти (5 занятий)

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

Задания по развитию воображения и                                                    перекладыванию палочек (4 занятия)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание палочек с целью составления заданных фигур.

3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

     При освоении курса «Первый раз в первый класс»» формируются следующие  результаты:

Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;                                                          - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;                                                                                                              - принятие образа «хорошего ученика»;                                                                       - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,                             - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

- повышение мотивации к любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);                                                                                - повышение самооценки на основе критериев успешности этой деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • В сфере познавательных универсальных учебных действий
  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

          Развивающий аспект

  • Развитие речи.
  • Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  • Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий участники изучат и овладеют индивидуализированными приёмами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий участники научатся навыкам сотрудничества, снятию барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.

4. Календарно-тематическое планирование

Дата/

план

Дата/

факт

                                Тема урока

5.09.18

1.

Вводный урок. Выявление уровня внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант.

12.09.18

2.

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

19.09.18

3.

26.09.18

4.

03.10.18

5.

10.10.18

6.

17.10.18

7.

24.10.18.

8.

31.10.18

9.

14.11.18

10.

21.11.18

11.

28.11.18

12.

5.12.18

13.

12.12.18

14.

19.12.18

15.

26.12.18

16.

16.01.19

17.

23.01.19

18.

30.01.19

19.

06.02.19

20.

13.02.19

21.

20.02.19

22.

27.02.19.

23.

06.03.19

24.

13.03.19

25.

20.03.19

26.

03.04.19

27.

10.04.19

28.

17.04.19

29.

24.04.19

30.

08.05.19

31.

15.05.19

32.

22.05.19

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 10 «А» класса социально-гуманитарного профиля на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программапо физической культуредля 10 «А» класса социально-гуманитарного профиля на 2018-2019 учебный год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...