Логоритмика раннего детства
статья

Прохорова Лариса Викторовна

Огромная роль в развитии детей раннего возраста принадлежит движению и речи. Они являются неотъемлемой частью формирования личности ребенка, его способностей и потребностей. В этой статье  прослеживается  взаимосвязь развития двигательных и речевых функций и применение логоритмики  в раннем детском возрасте. Мы рассмотрим с игровую деятельность малышей первого года жизни, которая стимулирует развитие движений и формирование речи, а  также уделим особое внимание устному народному творчеству, так как оно является основой логоритмических занятий в этом периоде развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_rannego_detstva.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                 ЛОГОРИТМИКА РАННЕГО ДЕТСТВА.

 Мир грудному ребенку открывается через близких ему людей, через их голос, лицо, тело, исходящие от них тепло и запах. Двигательное развитие младенца так же, как и речевое, находится в тесной зависимости от его эмоционального контакта со взрослым и непосредственно от их общей игры.

Лизель Полински в своей книге «PEKiP: игра и движение» замечает: «Чтобы развиваться, детям необходимо чуткое сопровождение, а не отжившие учебные программы. Они сами рвутся к тому, чтобы испробовать, испытать и использовать свои новые возможности. Это относится ко всем детям, в том числе – к детям с нарушениями развития».  Согласно концепции доктора Ярослава Коха, на основе которой разработаны игры программы PEKiP, движение – одна из важнейших форм выражения физического и психического развития ребенка. [12]

Таким образом, овладение ребенком возрастными двигательными навыками является функциональной основой для формирования  речевых функций. [16] Отсутствие двигательной активности и предметных действий, недоразвитие мелкой моторики и вообще руки как познавательного органа, неполноценное доречевое общение  к концу первого года жизни оказываются тесно связанными с чрезвычайной скудностью начальных речевых проявлений. 

Особо стоит отметить, что нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу.

В связи с этим, нам видится особенно важным для работы с детьми раннего возраста расширять сферу их двигательной активности. Маленький человек радуется и чувствует себя хорошо, если во время бодрствования, когда он активен или спокоен, может с помощью движения взаимодействовать с миром. Необходимо организовать самостоятельную деятельность малышей таким образом, чтобы у ребенка было достаточное количество движений во время бодрствования. Песенки, подвижные игры, или игры с движением, которые воспитывают связь движения со словом, являются началом включения логоритмики в коррекционно-развивающий  процесс.

А. Розенталь считает, что логоритмика — новый способ коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с применением слова. Это определение как нельзя лучше подходит для характеристики фольклорного наследия русского народа. В колыбельных песнях, пестушках, потешках, прибаутках и считалках объединяются все важнейшие компоненты логоритмики, развивается дыхание, голосовая функция ребенка, его артикуляционный аппарат, речевое подражание, слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Игры с ритмами и игры, стимулирующие развитие двигательной активности.

В играх с ритмами используются следующие приемы:

  • хлопки в ладоши;
  • топанье ножками;
  • прыжки в определенном ритме;
  • «подтанцовывание»;
  • проговаривание текстов стихотворений;
  • пение детских песенок.

При этом движения малышей всегда сопровождаются текстами стихотворений, потешек, песенок и могут быть дополнены показом игрушек и воспроизведением простых сюжетов с ними.  Планируя занятия,  следует исходить из принципов простоты  (движения не должны быть сложными)  и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме того, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку.

Например, ритмично постукивая деревянными ложками, произносим:

Вот у нас какие

ложки расписные!

Громко ложками стучим

и Валюшу веселим!

Или хлопая ладошкой о ладошку, либо по гладкой и ровной поверхности пеленальника, зеркала:

1)Хлопа-хлоп,

     хлопа-хлоп.

Ты, ладошечка!

Хлопа-хлоп,

хлопа-хлоп.

Моя крошечка!

2)Жили-были,жили-были,

     Жили-были два кота,

     Восемь лапок, восемь лапок,

Восемь лапок, два хвоста!

.

Для игр с «подтанцовыванием», подбрасыванием и прыжками применимы боле энергичные стихотворения и песенки:

1)Гоп! Гоп! Конь живой

И с хвостом, и с гривой,

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Я залез на коня

И держусь руками.

     Посмотрите на меня,

     Я поехал к маме!

Вот что может предложить ребенку взрослый для развития двигательной активности в первый год жизни:

  • поднимать ребенка в положении на боку;
  • носить ребенка в положении на спине, на животе, на плече;
  • носить спиной к животу взрослого;
  • дать палец для захвата;
  • дать опору ногам в положении на животе, на спине;
  • говорить друг с другом, лежа на животах;
  • класть ребенка на себя, на голень своей ноги;
  • поглаживать ребенка, его спину и стопы;
  • раскрыть поглаживанием ладонь ребенка;
  • легко подтягивать на пальцах вправо-влево;
  • поднимать ребенка над головой;
  • делать наклоны вправо и влево в вертикальном положении;
  • разговаривать и общаться с ребенком;
  • класть игрушку перед малышом;
  • играть, подбрасывая его;
  • класть ребенка поперек бедер взрослого;
  • крутить ребенка;
  • побуждать ребенка: поднимать голову в положении на животе; следить глазами за лицом взрослого, за игрушкой и хватать их; махать и крутить игрушку; отталкивать, отбивать ногами и хватать руками  надувной мяч; отдыхать и играть у вас на бедре, разглядывать игрушки на веревочке и захватывать их; поворачиваться из положения на спине и на животе; играть со своим телом.

Сопровождая эти упражнения ритмичными движениями и текстами, мы создаем основу логоритмического воспитания. В процессе  коррекционно-развивающих игр исправляются нарушенные функции, развиваются речевая функциональная система и неречевые психические процессы в целом.

Пальчиковые игры.

Отдельный блок обучающих игр, использующих взаимодействие движения и речи, представляют собой пальчиковые игры. Если при выполнении заданий во время обычных занятий по развитию мелкой моторики (плетении, лепке, нанизывании бусин и колец на штырьки и нитку, шнуровке, и т.п.) в основном работают три пальца – большой, указательный и средний, а используемые движения – это сжатие и изредка растяжение, то в процессе пальчиковых игр используют все 5 пальцев, а сжатие, растяжение сочетается  с расслаблением кисти, а также применяются изолированные движения каждого из пальцев. В этом и есть принципиальное отличие «пальчикового игротренинга», по выражению М.С.Рузиной, от других занятий по развитию тонкой моторики. [14]

Примеры пальчиковых игр, унаследованных из родного фольклора, будут приведены далее. из книги М.С.Рузиной «Пальчиковый игротренинг»,

Детский фольклор предстает как хорошо организованная система, готовая к применению чуткими и внимательными педагогами. Это неисчерпаемый кладезь любви, нежности и тепла, и любой взрослый может подарить ребенку эти сокровища.

2.2. Устное народное творчество как основа логоритмических занятий периода раннего детства.

С трудом можно себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок, чтобы ориентироваться в мире – жить в нем. Взрослые помогают детям. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и составляют своего рода систему. В них столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове. [10]

Уже над колыбелью, «зыбкой», как ее еще называли в народе, звучали песни. Колыбельная песня прежде всего отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком. В материнских объятиях малышу так комфортно: он ощущает тепло маминых рук, видит ее добрый, любящий взгляд, а нежный мамин голос успокаивает его.

Сон да дрема

По качульку брела,

По качульку брела,

К дочке в люльку забрела.

Лелюшки, люли,

Прилетели голуби.

Стали гули ворковать,

У меня дочка засыпать.

Спи-ко, дочка моя,

 Прикачаю я тебя.

Байки-качи,

Под подушку – калачи,

В ручках – прянички,

В ножках – яблочки.

Колыбельная – это первая встреча со звуками родного языка. Как много в колыбельных песнях добрых, ласковых слов, обращенных к ребенку: милок, родимое дитятко, ягодка, звездочка, цветочек, колосочек, родной, золотой, хорошенький, пригоженький,  невеличенька, земляниченька. В условиях нежности и доброты ребенок хорошо растет, набирается физических сил и умения, развивается эмоционально и интеллектуально.

1) В зыбке спи, мой хороший,

как в стручочке горошек.

Станут ветры прилетать  

да горошинку качать.

Зашумит горошинка…

Спи ты, мой хорошенький.                                

2)Качайся, качайся,

Колыбель из ореха.

В колыбели качайся,

Мамина утеха.

Качайся, качайся,

Колыбель из дуба.

В колыбели качайся,

Мамина голуба. [17]        

Ребенка, утомившего криком и беспокойством, пугают старичком, хворостиной, волком и таинственной букой, живущей под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приемы имеют целью овладеть вниманием ребенка, успокоить его.  [10]

Целый цикл колыбельных песен связан с житьем-бытьем домашнего кота:

Уж ты, котичка- коток,

Котик – серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

 Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

 Дам кувшин я молока

Да кончики пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

Пение зависело от ритмического движения колыбели, нередко – от однообразного скрипа подвешенной люльки. Ритм сочетался с распевом традиционных простейших повторов вроде: «баю, бай, баю, бай»; «баю, баю, баюшки»; «ай, люли-люли-люли!»; «а качи, качи, качи». После каждой строфы вставляют какое-нибудь новое слово: баю дитятку; баю милую; баю славную; баю, глазки закрывай и подобное. Эта ритмичность и повторяемость для детей раннего возраста имеет особенное значение. Пением колыбельных песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания этих песен.  [10]

Наши верные помощники на пути развития и воспитания малыша – пестушки, удивительный и поразительный жанр детского фольклора. Пестушки – это коротенькие песенки, название которых произошло от слова «пестовать», что значит – носить на руках, растить, ухаживать, воспитывать ребенка. Это своеобразная игра, связанная с уходом за малышом. Взрослый может напевать их или произносить ритмизировано, когда пеленает, переодевает, кормит, купает ребенка, гуляет с ним, выполняет простейшие движения. [17]Врачи-педиатры отмечают, что движения, сопровождающие пестушки: поглаживания, разведение и складывание ручек, переваливание головки с руки на руку, закидывание ручек на голову, помахивание кистями рук и т.д. – простейшие, крайне необходимые ребенку физические упражнения. Они доставляют ему много удовольствия:

1)Потягунюшки,                        

порастунюшки,

Поперек  толстунюшки,

А в ножки – ходунюшки,

А в ручки – хватунюшки,

А в роток- говорок,

А в головку разумок.

2)Батюшке – сажень!

Матушке – сажень!

Братцу – сажень!

Сестрице – сажень!

А мне – долга, долга, долга!

3) А тари, тари, тари!

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги,

 Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки,

Куплю Маше башмаки,

Останутся грошики,

Куплю Маше ложики,

Останутся полушки,

Куплю Маше подушки.

4)Тютюшки, тютюшки!

Веселы ли, душки?

Подниму дочушку

На крутую горку.

Бух! Покатились,

С горки свалились.

В иных случаях пестушка становится настоящей игрой – изображают конскую скачку, катание с горы, пляску и прочее. Так пестушка незаметно переходит в потешку – песенку-приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. В сущности, без потешек не обходится ни один сколько-нибудь значительный момент роста и развития ребенка – обучение переворачиванию, ходьбе, бегу и т.д. [10]

1)Толкачики-рогачики,  

перевертушки!

Толкачики-рогачики,

перевертушки!

2) Дыбочки, дыбок!

Скоро Сашеньке годок!

3) Киска, киска, брысь!

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет…

4) Большие ноги

шли по дороге:

Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.

А маленькие ножки

бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

 

Все потешки, как и пестушки, отличает ритмичность. Иной раз она обретает вид скандирования: «Тра-та-та, тра-та-та! Вышла кошка за кота!..». Малышу прививается чувство ритма. Попеременная смена усилений и пауз образует канву, по которой воображение вышивает свои узоры. Кот ходит по лавочке, водит кошку за лапочки: «Топы, топы – по лавочке, цапы, цапы – за лапочки!». Художественная выразительность ритма еще больше проявляется в потешках о козе рогатой, в «Ладушках», в «Сороке». Мало кто знает, что любимая всеми «Сорока-ворона» не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца, игра имела продолжение. Взрослый говорил:

«Знай наперед: здесь водичка холодненька

(и поглаживал ребенка у запястья),

Здесь тепленька

(и поглаживал у локтя),

Здесь горяченька

(поглаживал у плеча)

А здесь – кипяток, кипяток!

(щекотал ребенка под мышкой).

Ведь не только в развитии мелкой моторики смысл этой потешки. Она дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформировать схему тела.  [14]

Народным пальчиковым играм, в большинстве своем, также сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое). Например, вариант игры «Колечки», «Чет –нечет». В отличие от симметричных и содружественных движений, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.  [14]

В заключение хочется предложить две замечательных русских игры из книги М.С.Рузиной «Пальчиковый игротренинг», которые очень нравятся детям.

                                      «В меленку».

Ребенок и взрослый садятся друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: «Моя пашет!» - вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движение, также вытягивая палец правой руки. Затем ребенок отвечает взрослому: «Моя сеет!» - вытягивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: «Моя спеет!» - вытягивая средний палец правой руки и т.д. перечисление разных видов работ (молотит, мелет, пироги печет) продолжается, пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков.

                                       «Киселек».

       Текст игры                                         Движения рук

Бабушка кисель варила                 Правая рука «помешивает кисель»

На горушечке                                 Ладошки рук образуют «домик»

В черепушечке                               Округленные ладони, смыкаясь,                              

                                                        образуют  горшок-черепушечку

Для Андрюшечки.                          Ладонь указывает на грудь 

Летел, летел соколок                       Скрещенные ладони машут,

Через бабушкин порог                    как крылья   

Вот он крыльями забил,                    Руки несколько раз сильно ударяют

 Бабушкин кисель разлил.              по бокам и вытягиваются, пальцы 

                                                          растопыриваются

Вот и нету киселька                         Руки разводятся в стороны

В черепушечке                                 Руки образуют «черепушечку» 

У старушечки                                   Руки вновь показывают горку

На горушечке.

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!»               Руки «утирают слезы»

Не плачь, бабка, не рыдай!              Пальцем «грозим  бабке»

Чтоб ты стала весела                         Правая рука снова «помешивает

Мы наварим киселя                           кисель»

Во-о-о-т столько!                               Руки расходятся широко-широко

                                                            В стороны.

Детский фольклор предстает как хорошо организованная система, готовая к применению чуткими и внимательными педагогами. Это неисчерпаемый кладезь любви, нежности и тепла, и любой взрослый может подарить ребенку эти сокровища.

                                              ЛИТЕРАТУРА.

  1. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.,1947.
  2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии активности. – М., 1966.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.,1985.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1998.
  5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М., 2008.
  6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – СПб, 1998.
  7. Логопедия./Под ред.Л.С.Волковой. – М., 1995.
  8. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития//Дефектология. – 1987. - № 3.
  9. Медико-психолого-педагогическая реабилитация детей в домах ребенка (современные аспекты)/ Под ред. проф. Лильина Е.Т. – М., 2002.
  10.  Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.I. Младенчество; Детство. /Под ред. Аникина В.П., Гусева В.Е., Толстого Н.И. – М., 1991.
  11.  Основы комплексного развития особых детей в возрасте до 4 лет. – М., Центр лечебной педагогики, 2004.
  12.  Полински Л. PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. – М.,2007.
  13.  Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/ Под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М.-Воронеж, 2003
  14.  Рузина М.С. Пальчиковый игротреннинг. – СПб, 1998.
  15.  Самойленко Н.С., Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. – М., 1951.
  16.  Современные технологии реабилитации в педиатрии/Под.ред. Лильина Е.Т. – М., 2000.
  17.  Федорова Г.П. Игра – путь воспитания и развития малыша. – СПб.,2007.
  18.  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
  19.  Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Детство Томаса Эдисона" из серии "Мы родом из детства""

1)Введение:место изобретений Т.Эдисона в нашей жизни, умение Т.Эдисона         совмещать изобретательство и предпринимательство , важность этого качества для со...

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

СТАТЬЯ «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОТ РАННЕГО ДЕТСТВА ДО ЮНОШЕСТВА»

Работа с одаренными детьми должна сложиться в обоснованную, продуманную политику и в непрерывной педагогический процесс, пронизывающий все ступени рост...

Понимание роли успешного учителя с раннего детства

Каждый из родителей хочет, чтобы его ребёнок во взрослой жизни был счастливым человеком. Одной из составляющих счастья является успешность. Успех от слова УСПЕТЬ. Поэтому родители маленьких детей, а з...

программа по логоритмике в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях дома ребенка "Логоритмика для малышей"

программа составлена для детей с ограниченными возможностями развития, воспитывающихся в условиях дома ребенка....

"Им с детством рано довелось расстаться" презентация для классного часа

Презентация для классного часа посвященная юным героям антифашистам...


 

Комментарии

Оськина Софья Александровна

Спасибо большое за представленный материал вашей работы. Согласна с Вами, что речь-ритм-движение, через логоритмику, работая с раннего возраста дает хороший результат при запуске речи.