СТАТЬЯ «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОТ РАННЕГО ДЕТСТВА ДО ЮНОШЕСТВА»
статья по психологии на тему

Калашникова Нина Тимофеевна

         Работа с одаренными детьми должна сложиться в обоснованную, продуманную политику и в непрерывной педагогический процесс, пронизывающий все ступени роста ребенка от дошкольного воспитания до высшего образования. Создание благоприятных условий для более полного раскрытия индивидуальных способностей на всех этапах развития и становления личности одаренного ребенка может быть реализовано на основе выработки единого подхода, предусматривающего создание, функционирование и развитие системы работы с одаренными детьми на всех этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_po_odarennosti.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «МУХОРШИБИРСКИЙ РАЙОН»

МБОУ «НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СТАТЬЯ

«СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ  НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОТ РАННЕГО ДЕТСТВА ДО ЮНОШЕСТВА»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Никольская СОШ»

Н.Т.Калашникова

Никольск, 2012 г.

I. Актуальность данной темы  определяется возрастающим вниманием    общества  к проблеме одаренности ,которая становится социальной проблемой.

Политический и экономический кризис последних десятилетий, не преодоленный в России до сих пор, привел к серьезным потерям интеллектуальных ресурсов. Отсутствие зависимости материальной обеспеченности от таланта, образованности и трудолюбия привело к смещению ценностных ориентиров у многих россиян, особенно молодежи, к снижению заинтересованности родителей в выявлении и развитии одаренности у детей. Сегодня отношение к таланту в России начинает меняться. Вхождение страны в мировое сообщество с необходимостью соответствовать международным нормам и стандартам требует формирования нового качества экономики и общества, в котором основная роль отводится человеческому капиталу, составляющему 70-80% национального богатства в развитых странах.

   Сегодня все более очевидным становится тот факт, что темпы и успешность социального прогресса во многом зависит от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их креативного потенциала, от их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Чем более успешно будут развиваться творческие способности одаренной личности, тем более динамично и поступательно будет осуществляться эволюция общественной жизни. Одаренных, творчески активных детей следует рассматривать как национальный генофонд, главное богатство страны и поворот лицом к проблемам одаренных детей, развитие их творческого потенциала есть требование времени, социальный заказ современности. Одаренные дети – будущая  интеллектуальная и творческая элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны.

         Работа с одаренными детьми должна сложиться в обоснованную, продуманную политику и в непрерывной педагогический процесс, пронизывающий все ступени роста ребенка от дошкольного воспитания до высшего образования. Создание благоприятных условий для более полного раскрытия индивидуальных способностей на всех этапах развития и становления личности одаренного ребенка может быть реализовано на основе выработки единого подхода, предусматривающего создание, функционирование и развитие системы работы с одаренными детьми на всех этапах.

       Сегодня в нашем образовании существует ряд проблем:

одаренные дети испытывают дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний. Среди педагогов бытует  предубеждение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи, низкий уровень подготовки учителя, не способного работать с одаренным ребенком, недостаток психологических знаний у учителей.

II .ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СОЗДАНИЯ   ЕДИНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ В ПРОЦЕССК НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОТ РАННЕГО ДЕТСТВА ДО ЮНОШЕСТВА

1.Необходима  педагогическая инноватика как основа концепции работы с одаренными детьми

Инновационная деятельность – деятельность особого рода, связанная с порогом чувствительности педагогов к новшествам.

 Содержательная инновация предполагает обеспечение образовательного  процесса новыми учебными планами, программами, методиками, технологиями, учебно-методическими пособиями, техническими и наглядными средствами обслуживания и др.

Целью инновационной деятельности в практике работы педагогов является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой за счет внедрения в образовательную деятельность новых, еще не известных практике дидактических и воспитательных программ ,способствующих развитию одаренности

2. Необходима разработка  новой практики

Создание новой практики по организации работы с одаренными детьми требует:

1) Привлечения научно-интеллектуальных сил и дополнительных финансовых средств;

2) Длительных исследований;

3) Очень высокой научной квалификации и профессионализма.

      Основной проблемой инновационной практики по организации работы с одаренными детьми является проблема разработки нового содержания образования и конструирование занятий в ДОУ, учебных предметов нового типа, усвоение которых должно обеспечить развитие одаренности

     Необходимо организовать поиски в следующих направлениях:

1) по выделению новых единиц содержания образования;

2) по проектированию учебных и образовательных задач;

3) по формированию новых образцов педагогической технологии;

4) по анализу процессов выращивания новых способностей;

5) по построению логики переходов от одних единиц содержания

образования к другим;

6) по созданию новых моделей образовательных процессов

образовательных учреждений;

7) по созданию моделей управления образовательными процессами и др.

3. Необходим комплексный подход к работе с одаренными детьми , который предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:

А.Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей. Заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен обучаться, воспитываться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей.

Б.Принцип непрерывности и преемственности воспитания предполагает, что:

" процесс будет протекать постепенно (от самого раннего детства до завершения образования)

" основополагающие элементы, заложенные в самом начале, будут проходить все более усложняющие этапы развития.

В.Принцип дифференцированности занятий с одаренными детьми. Заключается в том, чтобы выявлять склонности, поощрять и реализовывать творческую активность каждого в какой-либо области знания.

Г.Принцип комфортности в обучении.

Принцип включает создание благоприятных условий для творчества: это и доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение за высказывание оригинальных идей, обеспечение возможности для упражнения и практики.

4. Необходима подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.

     Работа педагога с одаренными детьми, включающая первичную идентификацию, выбор форм обучения, разработку учебных программ, их оценку и индивидуализацию – это сложный, динамичный, непрекращающийся процесс. Он требует от педагогов, прежде всего, хороших знаний в области психологии и педагогике одаренности, сотрудничества с психологами, учителями, воспитателями и администрацией других образовательных учреждений, родителями. От  педагога  требуется постоянное пополнение знаний, совершенствование мастерства, гибкость, умение отказаться даже от творческой находки, если в данной ситуации она “работает” неэффективно. Готов ли педагог одаренного ребенка вступить в процесс постоянного саморазвития вместе со своими учениками? Это действительно непросто и не каждый человек обладает настолько мощными творческими ресурсами.

Исследователями и специалистами в области подготовки кадров для обучения одаренных детей разработан ряд положений относительно знаний и навыков, которыми должны обладать педагоги.

Это:

  1. умение проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

  1. умение модифицировать учебные программы;

  1. умение стимулировать когнитивные способности учащихся;

  1. умение работать по специально разработанному учебному плану;

  1.  умение консультировать  учащихся.

К педагогу одаренных детей необходимо предъявлять следующие требования:

  1. - Склонность педагога к творческой деятельности (умение быстро и гибко перестраивать намеченный план работы в зависимости от возможностей детей);
  2. -Умение ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка;
  3. - Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества, стремления помочь ребенку, поддержать его интересы;
  4. - Личностная готовность к работе с одаренными детьми (эмоциональная стабильность и устойчивость);
  5. - Наличие у педагога специальных способностей или навыков, позволяющих ему заинтересовать детей процессом выполняемой деятельности.
  6. -       Доброжелательность и чуткость;

  1. -       Знать, чувствовать потребности и интересы детей, разбираться в психологических особенностях одаренных детей;

  1. -       Наличие позитивного педагогического опыта работы;

  1. -       Высокий уровень интеллектуального развития;

  1. -       Широкий круг интересов и умений;

  1. -       Желательно иметь кроме педагогического, еще какое-либо образование;

  1. -       Живой и активный характер, быть оптимистом и жизнелюбом, обладать чувством юмора, но без склонности к сарказму;

  1. -       иметь творческие возможности, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

  1. -       иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению знаний.

В программе теоретической подготовки педагогов к работе с одаренными детьми необходимо рассмотреть следующие, наиболее важные вопросы, касающиеся этой проблемы:

1. Закономерности психического развития ребенка и особенности проявления признаков одаренности (общей и различных видов специальной).

2. Методы выявления одаренности и организация диагностического обследования одаренных детей.

3. Концептуальные модели, которые могут быть использованы при разработке учебных программ для одаренных детей.

4. Учет результатов психолого-педагогического обследования ребенка при составлении образовательной учебной программы.

5. Основы дифференцированного и индивидуализированного подходов к составлению учебных программ.

6. Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми.

7. Выбор методов преподавания в работе с одаренными детьми.

8. Развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

9. Аффективное (эмоциональное) и социальное развитие одаренного ребенка.

10. Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми.

III .ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

  1. Выявление одаренных детей

Выявление способностей детей необходимо осуществлять с самого раннего детства.

Диагностировать ребенок на выявление одарённости по следующим направлениям:

творческое мышление,

уровень самооценки,

толерантность,

предпочтительные виды деятельности,

сила интуиции,

лидерство,

картина интересов,

поведенческие характеристики

Использовать

Стандартизированные методы измерения интеллекта  (различные тесты ,шкалу умственной зрелости, рисуночный тест на интеллект и др.).

- Стандартизированные тесты достижений (тест готовности к обучению, уровень; тест достижений для начальной школы, уровень; тест общей подготовленности, уровень).

- Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие (Тест на основные двигательные навыки; тест на зрительно-двигательную координацию  и др.).

А также анализ способностей детей можно провести при помощи критериально- ориентированных тестов. Их отличие от классических методов тестирования в том, что в задачу этих тестов не входит оценка способностей ребенка путем их сравнения с результатами специальной выборки сверстников, так как основной их целью является определение уровня овладения определенными понятиями и навыками. Основной упор делается на то, что ребенок умеет делать и что он знает. Данный метод позволяет педагогам прослеживать динамику развития ребенка, являясь ценным источником сведений при составлении индивидуальной программы обучения для каждого отдельного ребенка

Широко применять различные анкеты и опросники, как для детей, так и для родителей с целью установления уровня и характера способностей учащихся, их интересов и увлечений .Правильно организованные  беседы с родителями, которые  могут быть использованы  как ценные сведения об умственных способностях детей.

Дополнительным инструментом является использование шкалы оценок и контрольных записей наблюдений .

2.Рассмотрение проблемы содержания образования как проблемы современной дидактики

Это система мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами, выделяемых в связи с проблематикой детской одаренности. А также  изменения в содержании всех учебных программ, входящих в систему "основного" и "вариативного" (дополнительного) образования.

1. Предполагает знакомство детей с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате, расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко.

2. Предполагает ориентацию на специальное развитие мышления ребенка, которое сопровождается занятиями по тренировке наблюдательности, способности оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать, синтезировать, классифицировать, выполнять другие мыслительные операции, которые служат основой перехода к более сложным познавательным процессам.

3.Предполагает самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Ребенок принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов  ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения  его к творческой, исследовательской работе.

3. Выбор организационных форм обучения, воспитания  одаренных детей

Можно выбрать одно из направлений: обучение одаренных детей в рамках обычного класса , группы ДОУ ,но по индивидуальным программам; создание для одаренных детей специальных классов ,групп в структуре обычной школы, ДОУ ; организация специальных школ, ДОУ

3.Формы обучения одаренных детей

  1. Индивидуализированное обучение как стратегия обучения.

это проявляется в следующих вариантах:

1) от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения;

2) варьирование темпа, целей, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня успеваемости;

3) использование индивидуализированного обучения по всем, изучаемым предметам, курсам  

Специфическая обучающая цель индивидуализации  состоит в том, чтобы усовершенствовать знания, умения и навыки ребенка, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей средствами индивидуализации. Развивающая цель индивидуализации реализуется при формировании и развитии логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика. Еще одна цель индивидуализации обучения охватывает воспитание личности в широком значении этого понятия. "Индивидуализация создает предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка. Она обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе" В связи с этим, улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов также можно считать целью индивидуализации.

Гибкое приспособление учебной работы к уровню развития каждого учащегося с помощью индивидуализированной работы признается очень важным в развитии одаренности

Можно использовать:

- независимое обучение , где ребенок сам выбирает учебный материал и способ его изучения; педагог представляет материал и является консультантом;

- самоуправляемое изучение .Здесь конкретные цели и учебный материал назначен педагогом, способ его усвоения выбирает сам ребенок;

- нацеленная на ребенка программа. Здесь учащийся может выбрать учебный материал и время его изучения, способ же усвоения определен;

  1. Дифференциация обучения

Дифференциация обучения должна строиться на основных, ведущих характеристиках одаренного ребенка. К ним относятся: более высокий уровень развития продуктивности его мышления, самостоятельность, независимость, склонность к лидерству.

Основными направлениями дифференциации обучения являются:

- Дифференциация по уровню учебной успешности.

-Дифференциация по общим способностям.

- Профильная дифференциация: обучение талантливых детей.

  1. Форма обучения «Полосы»

Эта форма основана на распределении всех учащихся данной возрастной группы в зависимости от уровня интеллекта на три широкие "полосы". Уровень интеллекта определяется с помощью тестов на вербальные и мыслительные способности, которые измеряют уровень способностей к обучению. С одной стороны, это шаг к лучшему обеспечению учебных потребностей всех учащихся, но, с другой стороны, обучение в полосе ориентируется на среднего учащегося, а потребности высоко одаренных, которых всего 2-3 % в возрастной группе, не полностью удовлетворяются.

  1. Форма обучения  "Потоки"

Метод группирования по способностям, похож на деление на "Полосы", при этом образуется много разных потоков, что создает возможность делать группы еще более однородными, чем при делении на "полосы".

  1. Форма обучения  деление на «Сеты» (группы)

Основана  на группировании детей в процессе обучения на основе способностей  по отдельным предметам. Один и тот же учащийся может быть в первом "сете" по естествознанию и в последнем "сете" по математике.

преимущества обучения. Во–первых , занятия с однородным по составу классом позволяют учителю определять содержание, формы и методы обучения, согласно уровням способностей учащихся, соизмерять степень сложности учебного материала с уровнем подготовки каждого школьника. Это в значительной степени, способствует повышению мотивации к обучению и росту показателей успеваемости.

Во–вторых, однородный состав учащихся стимулирует каждого из них к повышению индивидуальных показателей успеваемости, дает возможность сравнивать свои собственные успехи с успехами столь же способных школьников.

В–третьих, одаренные дети, способности которых проявляются не во всех предметах, имеют условия для развития своего потенциала. Эта форма обучения является более справедливой в социальном плане, поскольку основана на различии интеллектуальных возможностей.

"Сеттинг" дает возможность раскрытия способностей всех детей, их своеобразия, кроме того, в определенной мере продолжает сохраняться коллектив класса, группы ДОУ  так как на некоторых уроках, занятиях  учащиеся ,воспитанники работают в группах "смешанных способностей". Одним из условий функционирования "сеттинга" является наличие гибкого расписания и четкой организации учебного процесса. При этой форме нередко каждый учащийся, воспитанник имеет свое собственное расписание.

  1. Использование специализированных программ педагогического наставничества.

Необходимо отметить также социальные механизмы и формы взаимодействия одаренного учащегося с учителями и наставниками. Правильный выбор учителя зачастую предопределяет успех всего процесса обучения и воспитания личности одаренного ребенка. Учитель, приступающий к работе по программе, должен обладать высоким профессиональным уровнем, уметь налаживать дружеские взаимоотношения с учащимися, осуществлять творческий подход к обучению. Учителя могут помочь одаренным, сотрудничая с учителями - предметниками.Вместе они могут модифицировать расписание, изменить стратегии обучения, выбор возможностей, цели учебной программы, а также усовершенствовать процедуру оценки знаний.

Использование наставнических программ является сегодня одним из наиболее эффективных условий совершенствования воспитания и обучения одаренных учащихся . Взаимоотношения с наставником дают возможность одаренным молодым людям разрешить такие проблемы как: планирование будущей карьеры, развитие способности к выявлению приоритетов и к постановке долговременных целей. Наставник выступает как советник, консультант, является моделью поведения для ученика, при необходимости играет роль критика, если это может облегчить достижение учеником поставленных целей.

Необходимы руководящие принципы, которые играют решающую роль в общении одаренного ребенка  с наставником:

1. Определить, в чем конкретно нуждается ребенок.

2. Решить с ребенком, действительно ли он нуждается в наставнике.

3. Объяснить ребенку, что взаимоотношения с наставником предполагает тесные, долговременные контакты и личностный рост.

4. Выявить несколько кандидатур наставников, чтобы иметь возможность выбора.

5. Выяснить, обладает ли наставник необходимым количеством времени и заинтересован ли в проведении такого рода работы, а также согласуется ли стиль работы специалиста с тем, к чему привык ученик, готов ли он поделиться своими навыками работы.

6. Подготовить молодого человека к работе с наставником, убедиться, что он понимает цель таких взаимоотношений, их пользу и может быть недостатки, а также права и ответственность, которые они налагают.

7. Контролировать процесс наставничества.

               Акцентируя внимание на инновационных единых подходах в работе с одаренными детьми начиная от раннего детства до юношества   хочу отметить, что для отечественной системы образования перспективными являются: комплексное использование методов диагностики одаренности; развитие творческих и лидерских способностей у детей ; углубление дифференциации по целям, содержанию и методам обучения и воспитания ; гибкое приспособление учебной работы к уровню развития каждого учащегося с помощью индивидуализированной работы ;использование специализированных программ педагогического наставничества.

СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА:

I АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

II.ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СОЗДАНИЯ  ЕДИНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ В ПРОЦЕССК НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОТ РАННЕГО ДЕТСТВА ДО ЮНОШЕСТВА

III.ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

1.Выявление одаренных детей

2.Рассмотрение проблемы содержания образования как проблемы современной дидактики

3.Формы обучения одаренных детей

  1. Индивидуализированное обучение как стратегия обучения.

  1. Дифференциация обучения

  1. Форма обучения «Полосы»

  1. Форма обучения  "Потоки"
  2. Форма обучения  деление на «Сеты» (группы)

  1. Использование специализированных программ педагогического наставничества.

1.. Боровикова О.Н., Дежникова Н.С., Ришар Е.Н. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки. – М.: – 1993.

2. Воробьев Н.Е. Развитие содержания среднего образования в США. – Волгоград: ВГАФК.– 1997.

3. Воробьев Н.Е., Бабашев А.Э. Школьное образование в США и Западной Европе. Луганск.– 2004.

4. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003.

5. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — М.: Владос, 1999.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994. 222 с. Ключевая идея реформы. (О реформе школьного образования в США)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".

Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...

Развитие музыкальных способностей детей и подход педагога к одаренным учащимся

Развитие музыкальных способностей детейи подход педагога к одаренным учащимся...

статья "Создание нового содержания образования на основе метапредметного подхода"

мастер-класс на тему "Создание нового содержания образования на основе метапредметного подхода"...

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ

Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. В начале XX века в России активизировалась проблема понимания источников, структуры, развития повышенных способностей...

Разработка модели организации единого образовательного пространства для одаренных детей с общей одаренностью.

Ускорение - позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития....

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...