РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ С ДЕТЬМИ С КИ
статья
В статье описано применение разноуровневых заданий на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ С ДЕТЬМИ С КИ
Достижения современной науки и техники позволяют окунуться в мир звуков даже тем, кому поставлен страшный диагноз «полная потеря слуха» . Кохлеарные импланты способны победить абсолютную тишину. Дети с КИ – это дети, нуждающиеся в особых условиях обучения. Русский язык и литература – самые нелюбимые предметы в школе для детей с нарушениями слуха. В классах с детьми с КИ изучение этих предметов становится особенно важным, так как от ребят ждут высоких результатов: произносительное и лексико-грамматическое оформление речи, активный и пассивный словарь должны максимально приблизиться к норме. Чтобы ученик с КИ, столкнувшись с трудностями усвоения материала, не потерял интереса к учебной деятельности, учитель русского языка и литературы должен организовать деятельность учащегося, которая обеспечивает его достижения. Эти достижения возможны при условии, когда педагог хорошо знает возможности ребенка и может подобрать необходимые средства обучения, предусмотреть адекватные виды помощи, оценить достигнутые результаты, то есть обучение должно быть личностно-ориентированным, или дифференцированным. Один из приемов организации дифференцированной работы на уроках русского языка и литературы – разноуровневые упражнения.
Разноуровневые задания – это задания для самостоятельной работы по одной теме с разной степенью сложности, выполняемые одновременно разными учениками. Подобные упражнения обеспечивают индивидуальный подход к каждому ученику, позволяют максимально оценить уровень знаний детей, дают возможность поддерживать интерес к предмету каждого учащегося. Выполнение разноуровневых заданий оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, так как даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах. Учащиеся самостоятельно осуществляют выбор уровня. Возможен переход с одного уровня на другой. Переход должен быть обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов в его знаниях.
В 8 «А» классе обучается 6 человек, трое – детей с КИ (проимплантированные в возрасте 6-10 лет), трое – слабослышащих. Обучение проводится по специально разработанной программе, максимально приближенной к программе общеобразовательной школы. Дети имеют разные познавательные способности, разные уровень языкового развития и словарный запас. Учащимся после КИ труднее усваивать знания, труднее выполнять задания творческого характера. Образовательная интеграция предполагает обеспечение поддерживающего обучения, реализовать которое помогают разноуровневые упражнения. Разноуровневые задания тесно связаны с вводимым критериальным оцениванием. Систематическое применение разноуровневых заданий стимулирует школьников с КИ запоминать больше слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, слова в переносном значении. Мы предлагали ученикам задания трех уровней, постепенно учащимся стало важным не только получить хорошую отметку, но и перейти на последующий уровень:
Первый уровень – базовый, или репродуктивный. Цель этих заданий: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.
Второй уровень – конструктивный, предполагает преобразование имеющихся знаний в обновленной ситуации.
Третий уровень – творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решения, и способов деятельности.
Мы предлагаем детям с КИ задания следующего типа:
Синонимы.
1 уровень.
Подбери синонимы к словам грустный, лицо, зелёный, бедный
Спиши.
Слова для справок: нищий, лик,печальный, изумрудный, незрелый, убогий, скудный, физиономия, расстроенный, малахитовый.
2 уровень.
Спиши, вставь в предложения нужные синонимы.
Утро ...
3 уровень.
Составь предложения, используя слова- синонимы.
Рынок, базар; село, аул, деревня; певец, акын.
Антонимы
1 уровень.
К данным глаголам подбери противоположные по смыслу.
Говорить - …., выходить - …, здороваться - …, включать - …, засыпать - …, закрыть - …, смеяться - … .
2 уровень.
Подбери антонимы к словосочетаниям.
Левая рука - …; высокий потолок - …; уходить из школы - …; поехать на стадион - …
3 уровень.
Исправьте ошибки в предложениях.
Силясь побороть слабость, она шла вперед.
Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек.
Скрытые в земле ископаемые еще не открыты.
По литературе также возможно применение разноуровневых заданий, например, при изучении литературных направлений в качестве домашнего задания можно предложить такое упражнение:
1 уровень. Выучить определения «Реализм», «Романтизм», «Модернизм», «Классицизм», «Сентиментализм».
2 уровень. Расположить литературные направления от самого «старого» к самому «молодому».
3 уровень. Составить кластер по каждому литературному направлению «Особенности классицизма» и т.д.
При изучении мифологии возможно использовать следующее задание:
1 уровень. Что такое миф? Назови виды мифов и принципы их построения.
2 уровень. Составь кластер «Виды мифов и принципы их построения»
3 уровень. Прочитай миф «Амударья и Сырдарья». Определи вид мифа по содержанию. Какие принципы мифологического мышления отражены в этом мифе.
Разноуровневые упражнения позволяют корректировать индивидуальную траекторию обучения детей с КИ, поддерживать интерес школьников к предмету, дают учащимся шанс на саморазвитие. Ученики начинают более реально оценивать свои возможности, формируется адекватная самооценка. Кроме того, ребенок получает возможность синтезировать полученные знания, развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки. Таким образом, систематическое включение разноуровневых заданий в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся.
Литература и источники:
- Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 специальных (коррекционных) образовательных учреждений.- М., 2007
- Королёва И.В. В моём классе учится ребёнок с кохлеарным имплантом: пособие для учителя. - СПб., 2014
- Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учебное пособие для вузов. – М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/19/picture-146188-1353345574.jpg)
компетентностно-ориентированные задания к урокам русского языка и литературы
Данные задания помогают стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствуют их социализации и проявлению творческой инициативы. Применение подобных заданий сделает урок неординарным:когда...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-212536-1363023232.jpg)
Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.
Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно исп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/19/picture-655518-1439981989.jpg)
Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы
мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/19/picture-655518-1439981989.jpg)
Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы
Мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-798234-1466080563.jpg)
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы.
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы....
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...