Консультация для родителей "Профилактика нарушений письменной речи"
материал

Федянина, Елена, Владимировна

Специфическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия)- одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе. Сложность этого дефекта обуславливается рядом причин.

1. ЭТО РАЗНОВИДНОСТЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК

2. СНИЖЕНИЕ ОБЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ НА ФОНЕ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

3. ВРЕМЯ, ЗАТРАЧЕННОЕ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ.

Стоит помнить, что работа, направленная на коррекцию и развитие компонентов речевой системы, лежащих в основе навыков письма, способна предупредить появление дисграфии и дислексии у младших школьников. В свою очередь, если ребенок полноценно овладеет навыком письменной речи, он имеет все шансы успешно освоить основную учебную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_pismennoy_rechi_statya.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений письменной речи

Специфическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия)- одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе. Сложность этого дефекта обуславливается рядом причин.

1. ЭТО РАЗНОВИДНОСТЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК. Это и смешение зрительных образов букв, и замены букв, сходных по звучанию, перестановки слогов, пропуски букв, обилие грамматических ошибок, не говоря уже об ужасном почерке. Каждая из этих ошибок требует организованной коррекционной работы, направленной на устранение причин этих нарушений.

2. СНИЖЕНИЕ ОБЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ НА ФОНЕ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.  Большинство предметов школьной программы (за исключением физической культуры, технологии и изобразительного искусства) опирается на навык чтения и письма. Если ребенок недостаточно хорошо освоил их, то полноценная работа по другим предметам будет невозможной. На фоне этого страдает самооценка ребенка, его желание учиться и вера в свои силы.

3. ВРЕМЯ, ЗАТРАЧЕННОЕ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ. Процесс коррекции дисграфии зачастую длителен и требует от ребенка большой затраты времени и сил. Кроме того, занятия должны быть регулярны и четко структурированы.



Таким образом, когда ребенок с нарушениями речевой системы попадает в первый класс общеобразовательной школы, перед логопедом стоит масса задач, среди которых:

  • диагностика речи каждого ребенка;
  • выбор наиболее оптимальных методов и форм работы, направленных на устранение дефекта;
  • организация систематических логопедических занятий;
  • мотивация детей, стимуляция их познавательных способностей;
  • просветительская деятельность среди родителей, побуждение их к совместной коррекционной работе.


Гораздо проще предотвратить это нарушение, нежели исправлять его. 

На что именно должна быть нацелена работа, направленная профилактику нарушения письменной речи? Прежде всего – это работа, направленная на преодоление нарушений устной речи. Сюда относятся:

  • коррекция звукопроизношения (устранение недостатков произношения звуков: искажение, замена, отсутствие звука)
  • развитие фонематического восприятия, то есть узнавание звуков (неречевых и речевых);
  • развитие и обогащение словарного запаса (расширение кругозора детей, знаний по различным лексическим темам);
  • развитие грамматического строя речи (развитие навыка согласования слов в предложении);
  • развитие связной речи (ра звитие навыка с).


Помимо всего прочего работа должна вестись по следующим направлениям

  • формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);
  • развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления)
  • развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов);
  • развитие слуховой памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие мелкой моторики (развитие подвижности рук, умения правильно держать ручку, карандаш);
  • развитие эмоционально-волевой сферы (развитие интереса к логопедическим занятиям и желания преодолеть собственный речевой дефект).


Стоит помнить, что работа, направленная на коррекцию и развитие компонентов речевой системы, лежащих в основе навыков письма, способна предупредить появление дисграфии и дислексии у младших школьников. В свою очередь, если ребенок полноценно овладеет навыком письменной речи, он имеет все шансы успешно освоить основную учебную программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

В данной работе представлены теоретическое обоснование проблемы и некоторый практические задания по профилактике нарушений письменной речи дошкольников с ОНР....

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"

Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"

Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....

Консультация для учителей начальных классов и родителей: «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия). Классификация дисграфий.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии....

Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"

Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...