Влияние здоровье сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
учебно-методический материал (8 класс)

Соколенко Светлана Ивановна

Влияние здоровье сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove-3.docx23.22 КБ
Файл zdorove-3.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние здоровье сберегающих  технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

        В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Ориентация на здоровье сберегающие технологии в воспитании и  обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, воспитателя и самого ребенка. Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, потому что необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. В нашей школе здоровье сберегающие технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу   педагогики – одно из самых перспективных систем .

        Здоровье  это состояние физического и социального благополучия человека.

        Здоровье сберегающие образовательные технологии  это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.

        Цель   технологий школы- интерната  - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе -интернате, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

         В здоровье сберегающих технологиях обучения и воспитания применяются две группы методов:

1. специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и 2. общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

        Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровье сберегающих технологий обучения.

Основные составляющие этой системы:

  • Организация рационального двигательного режима учащихся.
  • Непрерывный мониторинг состояния здоровья учащихся и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.
  • Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
  • Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.

        При использовании здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

  • не навреди!
  • принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно
  • соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

        Понятие «здоровье сберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.         Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровье сберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н. К. Смирновым. Среди здоровье сберегающих технологий, применяемых в системе образования, он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Решают проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения.

 2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и развитие других качеств. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

 3. Экологические здоровье сберегающие технологии (ЭЗТ) в школе — это обустройство пришкольной территории, зелёные растения в классах, рекреациях, живой уголок, участие в природоохранных мероприятиях.

 4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. п.

 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) Подразделяются на три подгруппы:

организационно-педагогические технологии (ОПТ) — определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах;

психолого-педагогические технологии (ППТ) — включают психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

 учебно-воспитательные технологии (УВТ) — включают программы по обучению грамотной заботе о здоровье, мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривают проведение организационно-воспитательной работы со школьниками вовремя и после уроков. Рассмотрим подробнее здоровье сберегающие учебно-воспитательные технологии (УВТ) и их использование в своей ежедневной работе с детьми с ДЦП. Одним из важнейших является забота о  здоровье  — это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...  ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ. Условием рациональной организации обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является обеспечение оптимального двигательного режима. Организованную двигательную деятельность детей класса стараюсь регулировать с учётом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности воспитанников, что способствует их психическому и физическому развитию. Для того чтобы снять напряжение у детей с ДЦП, восстановить их учебную работоспособность, при необходимости применяю релаксационные упражнения, «минутки покоя», физкультминутки, различные виды гимнастик: пальчиковую, дыхательную, для глаз, подвижные перемены, которые способствуют снятию локального утомления.

         Дыхательная гимнастика — это система упражнений на развитие речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

  • насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме
  • повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы
  • развитие силы, плавности и длительности выдоха.

        Оборудование для развития дыхания- является частью предметно-развивающей среды- мыльные пузыри.

В работе с учащимися используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

Проводится в различных формах оздоровительной работы, на прогулках, на физ. минутках.

Используется в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.

Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности. Способствует снижению утомляемости у учащихся, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

 Развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • повышение работоспособности коры головного мозга
  • развитие активной речи ребенка.

1) Пальчиковая гимнастика.

Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время.(Бисеро плетение, плетение резиночек).

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Воспитание у учащихся привычек к чистоте, порядку, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

Обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо)  эффективное расслабляющее и закаливающее мероприятие.(по вечерам).

Коррекционные технологии.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Осуществляется во время игровых  моментов, прогулок(считалочки).

         По содержанию упражнения различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от ощущения усталости. При выполнении упражнений я не добиваюсь от учащихся симметричности, у каждого ребёнка свой темп — главное, чтобы он это делал с удовольствием. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок с ДЦП встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. У учащихся есть возможность выполнять задание не только за партой. В соответствии с ортопедическим режимом  в классах имеется вертикализатор. Эти меры  позволяют снять утомляемость за счёт изменения позы деятельности; способствуют профилактике сколиоза и плоскостопия; изменяют освещённость; формируют вертикальное положение тела и обеспечивают произвольность моторики. Систематическое посещение бассейна во внеурочное время, ополаскивание рук по локоть, соблюдение питьевого режима во время всего дня способствует закаливанию и нормализации водного баланса у учащихся класса. Весь день учащегося заполнен разнообразными здоровье сберегающими мероприятиями: это циклы внеклассных занятий, позволяющие сформировать у ребят знания, умения навыки по здоровому образу жизни и их использованию в повседневной жизни: «Тысяча шагов к здоровью», «Зимние виды спорта», «Наркотики — социальная реальность общества», «Здоровое питание — отличное настроение» и т. д. Игры на прогулке, включающие малые игры, командные, приключенческие и различные виды игр из области психомоторики. Определяя стержневое содержание игр, использую разнообразные педагогические подходы и виды спортивной деятельности. Ориентируясь на особенности каждого ребёнка в классе, пользуясь главным принципом: спортивные игры должны соответствовать игрокам, а не игроки — играм. Кружки и секции дают возможность учащимся свободно выбирать двигательную деятельность в соответствии со своими интересами и потребностями. В таких группах дети более углублённо изучают и занимаются отдельными видами спорта, целенаправленно развивают свои способности. Воспитанники моего класса принимают активное участие в спортивных мероприятиях. Эти мероприятия помогают выявить лучших спортсменов для дальнейшего участия в соревнованиях различного уровня, прививают навыки здорового образа жизни. Предполагают активное участие самого воспитанника в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности воспитанника, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

ЙОГА-терапия – Во время занятий йогой разум человека должен постоянно контролировать свое тело, необходимо научиться правильно дышать. Выработанная привычка правильно и глубоко дышать наделит человека новыми силами и энергией. Сразу после уроков становится легче и свободнее – это результат расслабления мышц и насыщения кислородом крови. Занятия йогой просвещают ум и освобождают его от тревоги и плохих мыслей. При постоянных занятиях с течением времени постепенно приходит гибкость, которая помогает ощутить свободу в теле при движении. Приходит оздоровление связок, мышц, сухожилий. Обновляется костная и хрящевая ткань. Становится легче дышать, постепенно уходит утомление, вялость, усталость, раздражение. Что важно для детей с ДЦП.

Йога положительно влияет на психическое здоровье.

Бочча - предоставляет возможность преодоления физического недуга.

Регулярные занятия бочча развивают :ловкость, реакцию,

выносливость, координацию движений, глазомер.

- способствует оздоровлению и социальной адаптации детей-инвалидов;

- воспитывает и стимулирует потребность к занятиям физической культурой и спортом;

- предоставляет возможность создания детского коллектива для социальной адаптации каждого ребёнка в условиях социума.

фехтование

Фехтование уникально тем, что оно не только тренирует все группы мышц, оказывает благотворное, тонизирующее действие на организм, но также развивает интеллект, координацию, выносливость, ловкость и быстроту. Это динамичный и эмоционально насыщенный вид спорта, благодаря которому у спортсмена вырабатывается смелость, и повышается самооценка. Маленькие спортсмены, регулярно занимающиеся фехтованием, становятся гораздо увереннее в себе. И это вполне закономерно, ведь фехтование – бесконтактное единоборство. Для того чтобы выиграть, спортсмен должен подготовиться не только физически, отлично овладеть техникой, но и психологически настроиться на победу и научиться быстро принимать решения в скоротечном бою.

 Спортивные праздники и соревнования проходят в привлекательной для учащихся форме, способствуют сплочению ученических коллективов, мотивируют учащихся к занятию спортом, формируют культурную среду путём развития отношений взаимопомощи и сотрудничества педагогов с родителями и учащимися школы. Театральная, проектная деятельность, музыкальное воспитание также входит в систему здоровье сберегающих технологий: музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей с ДЦП, повышения социально-адаптивных функций. Участие в постановке спектаклей, подготовке проектов повышает самооценку детей с ДЦП, музыкально-ритмичные упражнения служат профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, этюды и упражнения способствуют развитию и коррекции психоэмоциональной сферы. Дети получают заряд бодрости и позитива, способствующие улучшению их общего физического состояния. Все вышеперечисленные здоровье сберегающие технологии направлены на такую организацию образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся с ДЦП способствует: формированию ответственности, честности, доброты, милосердия; развитию умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитанию культуры поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха; формированию устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; воспитанию потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей организма человека; формированию культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; развитию умений оказать первую медицинскую помощь.

формированию у учащихся знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

Применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровье сберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:

  • повышению работоспособности, выносливости детей
  • развитию психических процессов
  • формированию, развитию двигательных умений и навыков
  • развитию общей и мелкой моторики
  • и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.



Предварительный просмотр:

Влияние здоровье сберегающих  технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

        В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Ориентация на здоровье сберегающие технологии в воспитании и  обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, воспитателя и самого ребенка. Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, потому что необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. В нашей школе здоровье сберегающие технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу   педагогики – одно из самых перспективных систем .

        Здоровье  это состояние физического и социального благополучия человека.

        Здоровье сберегающие образовательные технологии  это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.

        Цель   технологий школы- интерната  - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе -интернате, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

         В здоровье сберегающих технологиях обучения и воспитания применяются две группы методов:

1. специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и 2. общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

        Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровье сберегающих технологий обучения.

Основные составляющие этой системы:

  • Организация рационального двигательного режима учащихся.
  • Непрерывный мониторинг состояния здоровья учащихся и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.
  • Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
  • Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.

        При использовании здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

  • не навреди!
  • принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно
  • соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

        Понятие «здоровье сберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.         Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровье сберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н. К. Смирновым. Среди здоровье сберегающих технологий, применяемых в системе образования, он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Решают проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения.

 2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и развитие других качеств. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

 3. Экологические здоровье сберегающие технологии (ЭЗТ) в школе — это обустройство пришкольной территории, зелёные растения в классах, рекреациях, живой уголок, участие в природоохранных мероприятиях.

 4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. п.

 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) Подразделяются на три подгруппы:

организационно-педагогические технологии (ОПТ) — определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах;

психолого-педагогические технологии (ППТ) — включают психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

 учебно-воспитательные технологии (УВТ) — включают программы по обучению грамотной заботе о здоровье, мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривают проведение организационно-воспитательной работы со школьниками вовремя и после уроков. Рассмотрим подробнее здоровье сберегающие учебно-воспитательные технологии (УВТ) и их использование в своей ежедневной работе с детьми с ДЦП. Одним из важнейших является забота о  здоровье  — это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...  ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ. Условием рациональной организации обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является обеспечение оптимального двигательного режима. Организованную двигательную деятельность детей класса стараюсь регулировать с учётом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности воспитанников, что способствует их психическому и физическому развитию. Для того чтобы снять напряжение у детей с ДЦП, восстановить их учебную работоспособность, при необходимости применяю релаксационные упражнения, «минутки покоя», физкультминутки, различные виды гимнастик: пальчиковую, дыхательную, для глаз, подвижные перемены, которые способствуют снятию локального утомления.

         Дыхательная гимнастика — это система упражнений на развитие речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

  • насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме
  • повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы
  • развитие силы, плавности и длительности выдоха.

        Оборудование для развития дыхания- является частью предметно-развивающей среды- мыльные пузыри.

В работе с учащимися используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

Проводится в различных формах оздоровительной работы, на прогулках, на физ. минутках.

Используется в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.

Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности. Способствует снижению утомляемости у учащихся, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

 Развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • повышение работоспособности коры головного мозга
  • развитие активной речи ребенка.

1) Пальчиковая гимнастика.

Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время.(Бисеро плетение, плетение резиночек).

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Воспитание у учащихся привычек к чистоте, порядку, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

Обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо)  эффективное расслабляющее и закаливающее мероприятие.(по вечерам).

Коррекционные технологии.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Осуществляется во время игровых  моментов, прогулок(считалочки).

         По содержанию упражнения различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от ощущения усталости. При выполнении упражнений я не добиваюсь от учащихся симметричности, у каждого ребёнка свой темп — главное, чтобы он это делал с удовольствием. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок с ДЦП встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. У учащихся есть возможность выполнять задание не только за партой. В соответствии с ортопедическим режимом  в классах имеется вертикализатор. Эти меры  позволяют снять утомляемость за счёт изменения позы деятельности; способствуют профилактике сколиоза и плоскостопия; изменяют освещённость; формируют вертикальное положение тела и обеспечивают произвольность моторики. Систематическое посещение бассейна во внеурочное время, ополаскивание рук по локоть, соблюдение питьевого режима во время всего дня способствует закаливанию и нормализации водного баланса у учащихся класса. Весь день учащегося заполнен разнообразными здоровье сберегающими мероприятиями: это циклы внеклассных занятий, позволяющие сформировать у ребят знания, умения навыки по здоровому образу жизни и их использованию в повседневной жизни: «Тысяча шагов к здоровью», «Зимние виды спорта», «Наркотики — социальная реальность общества», «Здоровое питание — отличное настроение» и т. д. Игры на прогулке, включающие малые игры, командные, приключенческие и различные виды игр из области психомоторики. Определяя стержневое содержание игр, использую разнообразные педагогические подходы и виды спортивной деятельности. Ориентируясь на особенности каждого ребёнка в классе, пользуясь главным принципом: спортивные игры должны соответствовать игрокам, а не игроки — играм. Кружки и секции дают возможность учащимся свободно выбирать двигательную деятельность в соответствии со своими интересами и потребностями. В таких группах дети более углублённо изучают и занимаются отдельными видами спорта, целенаправленно развивают свои способности. Воспитанники моего класса принимают активное участие в спортивных мероприятиях. Эти мероприятия помогают выявить лучших спортсменов для дальнейшего участия в соревнованиях различного уровня, прививают навыки здорового образа жизни. Предполагают активное участие самого воспитанника в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности воспитанника, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

ЙОГА-терапия – Во время занятий йогой разум человека должен постоянно контролировать свое тело, необходимо научиться правильно дышать. Выработанная привычка правильно и глубоко дышать наделит человека новыми силами и энергией. Сразу после уроков становится легче и свободнее – это результат расслабления мышц и насыщения кислородом крови. Занятия йогой просвещают ум и освобождают его от тревоги и плохих мыслей. При постоянных занятиях с течением времени постепенно приходит гибкость, которая помогает ощутить свободу в теле при движении. Приходит оздоровление связок, мышц, сухожилий. Обновляется костная и хрящевая ткань. Становится легче дышать, постепенно уходит утомление, вялость, усталость, раздражение. Что важно для детей с ДЦП.

Йога положительно влияет на психическое здоровье.

Бочча - предоставляет возможность преодоления физического недуга.

Регулярные занятия бочча развивают :ловкость, реакцию,

выносливость, координацию движений, глазомер.

- способствует оздоровлению и социальной адаптации детей-инвалидов;

- воспитывает и стимулирует потребность к занятиям физической культурой и спортом;

- предоставляет возможность создания детского коллектива для социальной адаптации каждого ребёнка в условиях социума.

фехтование

Фехтование уникально тем, что оно не только тренирует все группы мышц, оказывает благотворное, тонизирующее действие на организм, но также развивает интеллект, координацию, выносливость, ловкость и быстроту. Это динамичный и эмоционально насыщенный вид спорта, благодаря которому у спортсмена вырабатывается смелость, и повышается самооценка. Маленькие спортсмены, регулярно занимающиеся фехтованием, становятся гораздо увереннее в себе. И это вполне закономерно, ведь фехтование – бесконтактное единоборство. Для того чтобы выиграть, спортсмен должен подготовиться не только физически, отлично овладеть техникой, но и психологически настроиться на победу и научиться быстро принимать решения в скоротечном бою.

 Спортивные праздники и соревнования проходят в привлекательной для учащихся форме, способствуют сплочению ученических коллективов, мотивируют учащихся к занятию спортом, формируют культурную среду путём развития отношений взаимопомощи и сотрудничества педагогов с родителями и учащимися школы. Театральная, проектная деятельность, музыкальное воспитание также входит в систему здоровье сберегающих технологий: музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей с ДЦП, повышения социально-адаптивных функций. Участие в постановке спектаклей, подготовке проектов повышает самооценку детей с ДЦП, музыкально-ритмичные упражнения служат профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, этюды и упражнения способствуют развитию и коррекции психоэмоциональной сферы. Дети получают заряд бодрости и позитива, способствующие улучшению их общего физического состояния. Все вышеперечисленные здоровье сберегающие технологии направлены на такую организацию образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся с ДЦП способствует: формированию ответственности, честности, доброты, милосердия; развитию умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитанию культуры поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха; формированию устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; воспитанию потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей организма человека; формированию культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; развитию умений оказать первую медицинскую помощь.

формированию у учащихся знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

Применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровье сберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:

  • повышению работоспособности, выносливости детей
  • развитию психических процессов
  • формированию, развитию двигательных умений и навыков
  • развитию общей и мелкой моторики
  • и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медведева В.Н. ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья школьников Современное традиционное состояние си

Медведева В.Н.ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние  здоровьесберегающих   технологий  на сохранение...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

Статья "Здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья"

В статье содержатся рекомендации по выработке у учащихся с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) навыков сохранения и укрепления здоровья и ЗОЖ (здорового образа жизни)....

Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с обучающимися с ОВЗ для сохранения и укрепления здоровья.

В данной статье рассматриваются основные понятия, связанные с пониманием здоровьесберегающей технологии; факторы, влияющие на сохранение здоровья обучающихся с ОВЗ; рассматриваются особенности здоровь...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: "Технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья школьников."

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы в дальнейшей жизни.Достижение этой цели невозможно без примен...

Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с обучающимися с ОВЗ для сохранения и укрепления здоровья.

      При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхо...