Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с обучающимися с ОВЗ для сохранения и укрепления здоровья.
статья на тему

Савина Елена Александровна

В данной статье рассматриваются основные понятия, связанные с пониманием здоровьесберегающей технологии; факторы, влияющие на сохранение здоровья обучающихся с ОВЗ; рассматриваются особенности здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, определяются компоненты здоровьесберегающих технологий и основные требования к современному уроку с позиций здоровьесбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с обучающимися с ОВЗ для сохранения и укрепления здоровья.

В данной статье рассматриваются основные понятия, связанные с пониманием здоровьесберегающей технологии; факторы, влияющие на сохранение здоровья обучающихся с ОВЗ; рассматриваются особенности здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, определяются компоненты здоровьесберегающих технологий и основные требования к современному уроку с позиций здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Целью здоровьесберегающих технологий в учреждениях для обучающихся с ОВЗ является: 

- обеспечение высокого уровня реального здоровья обучающегося, развития у него осознанного отношения к своему здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Задачи:

- распределять  образовательные и физические нагрузки; 

- предотвращать перегрузки и усталость;

- пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и детей.

Принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья:

  • принцип двигательной активности;
  • принцип оздоровительного режима;
  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
  • принцип реализации эффективного закаливания;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей модальности, темперамента, билатеральности);

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса) ;

• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Остановимся на методах и этапах педагогической диагностики детей с ОВЗ.

Первичный этап.

Этап наблюдений.

В процессе педагогической работы на уроках, во внеурочной деятельности педагогом выявляются дети, у которых имеются проблемы в обучении, поведении, общении.

Этап сбора данных.

На этом этапе педагог собирает анамнез развития ребёнка, особенности здоровья, течения беременности, родов, перенесённые болезни, социальные условия жизни. На этом этапе большое значение имеет умение учителя наладить доверительные отношения с родителями ребёнка.

Рассмотрим, какие признаки должны обычно вызывать тревогу у педагогов и родителей:

1. Проблемы в общении, низкий уровень коммуникации.

2. Неадекватная самооценка, реакция на критику.

3. Узкий круг интересов.

4. Нервно-психические расстройства

5. Асоциальное поведение ребёнка или членов семьи

6. Гиперопека или наоборот гипоопека

Основным методом педагогической диагностики является наблюдение, анализ результатов деятельности и педагогический эксперимент.

Полученные данные служат основой для:

- составления социально-психологического портрета ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- определения путей и форм оказания помощи ребенку;

- разработки индивидуальных программ обучения, воспитания и развития ребёнка.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий.

В основе подбора методов и приёмов развития детей с ОВЗ лежат такие основополагающие принципы, как индивидуальный подход, направленность на развитие личной мотивации к обучению, таких личностных качеств, как целеустремлённость, самооценка, формирование универсальных учебных действий.

При реализации индивидуального подхода обеспечивается успешность выполнения учебных и житейских задач детьми с ОВЗ. Разрабатываются индивидуальные посильные задания, вспомогательные карточки-памятки, оказывается помощь в выполнении заданий, даются пошаговые алгоритмы выполнения заданий, рекомендуется повторение такими детьми заданий к упражнениям. Обычно таких деток обеспечивают местом ближе к учителю, к «сильному» ученику (тут очень важно выявить психологическую совместимость), чтобы обеспечить выполнение задачи предлагаю либо задание пониженного уровня трудности, либо больше времени на выполнение задания.

Таким детям легче выполнять тестовые задания, которые требуют минимального заполнения, приём «Спасибо за ошибку», когда ребята благодарят за возможность увидеть и исправить ошибку снимает психологическую напряжённость, боязнь ошибаться. Широко используется приём самооценки, взаимооценки, шкалированые или цветовые отметки.

Когда у ребёнка наблюдаются успехи в каком-либо виде деятельности класс награждает его аплодисментами. Составление портфолио таким детям помогает акцентироваться на успехах и учит объективно оценивать свои возможности в различных видах деятельности. Используются дифференциация заданий от простых, по подражанию, до творческих. Очень помогают и такие формы организации деятельности, как работа в группах и в парах, игровые приемы.

Перечислю следующие приёмы, которые использую на уроках при работе с детьми с ОВЗ.

Артикуляционная гимнастика.

Она важна не только для детей-логопатов, использование артикуляционной гимнастики на уроках помогает выработке правильных движений и положению органов речевого аппарата, помогают развитию фонематического слуха, способствуют формированию качественного произношения, чтения, кроме того привлекают детей игровой формой. Артикуляционная гимнастика улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшает напряжённость артикуляционных органов. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков.

Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия.

Пальчиковая  гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Дыхательная гимнастика.

Способствует развитию и укреплению всего организма в целом. В программе В.Т.Кудрявцева «Развитие двигательной активности и оздоровительной работы со школьниками» дыхательные и звуковые упражнения объединены в рамках одного раздела. Считаю, при работе с детьми с ОВЗ они вполне сохраняют свою актуальность. Вот некоторые упражнения: имитация через дыхание (ураган, легкий ветерок, пылесос), дыхание в разном ритме, игровое упражнение «Змейка» (змейка вползает в нос и выползает через рот и наоборот - быстро и медленно) и т.д.

Зрительная гимнастика.

Предупреждает утомление глазных мышц, регулирует работоспоспособность зрительных анализаторов, является профилактикой развития близорукости или дальнозоркости. У.Бейтс, американский врач-офтальмолог, говорил «Когда глаз расслаблен, он будет правильно функционировать. Необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз»

Гимнастика включается и как этап урока и как режимный момент. Сейчас масса вариантов таких комплексов, которые можно найти и в литературе и в интернете, да и простой комплекс, который показывает учитель вполне себя оправдывает .

Физкультминутка.

Проводится во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

Развитие общей моторики.

Традиционные и необычные физминутки, динамические паузы проводятся в игровой форме в середине урока, но ещё практикую возможность ребёнку самостоятельно сделать несколько упражнений, когда ребёнок чувствует, что устал. При изучении отдельных тем, правил синхронизация движения руки, речи и визуальной картинки облегчает запоминание правил, понятий.

Развитие мелкой моторики.

Учеными давно доказана связь между развитием мелкой моторики и общим развитием, соответственно при работе с ребёнком, особенно с ОВЗ, необходимо больше внимания уделять занятиям, направленным на развитие мелкой моторики.

Су – джок терапия (элементы) в виде самомассажа

Из названия понятно, что это направление терапии пришло к нам с востока. В переводе с корейского языка «су»-кисть, «джок»-стопа. Разработал данное направление южно-корейский ученый Пак Чже Ву. Известно, что на кистях рук и на стопе существуют высокоактивные точки, которые соответствуют всем органам и системам. Также проведение самомассажа точек на лице, ушах до ощущения тепла способствует профилактике простудных заболеваний, активизирует мозговую деятельность. Самомассаж легко применим и в качестве физминуток, индивидуально и фронтально. Су-джок – это не знахарство и не целительская практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. На занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен  ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления теплового эффекта.

Релаксация.

Детям, особенно ослабленным, релаксация помогает снять мышечное и нервное напряжение. Хорошо, работают такие приёмы релаксации, как «минутка тишины», «музыкальная пауза», «движения души». Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Психогимнастика

Психогимнастика также даёт и релаксирующий эффект, но направлена на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Детям с ОВЗ очень важно учиться управлять различными эмоциями. В игре дети знакомятся с различными проявлениями чувств. («Голоса леса», «Волшебный сад»).

Арттерапия игротерапия

С древних времён человек, чтобы расслабиться или выразить свои чувства и эмоции рисует, лепит, пишет. Арт-терапия ставит своей целью изменение эмоционального состояния, снятие психического напряжения с помощью искусства. Это не только рисование, но и лепка, сочинительство, музицирование, танцы.

Применение здоровьесберегающих технологий системно, не одномоментно, при работе с детьми с ограниченными возможностями позволяют «сгладить», скорректировать проблемы физического и психического здоровья детей, помогают адаптироваться в классе.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее  разнообразной,  интересной для ребенка развивающей среды способствует:

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ

Использованная литература:

Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

1. Мальгавко Н. В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР –, №1, 2012г.

2. Кудинова М. А. здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. –№2, 2010г.

3. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008г.

4. Зарядка для глаз методики Базарного М. Ф. Аветисова Э. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд...

Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в психологическом развитии обучающихся школы VIII вида

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое  ухудшение здоровья обучающихся. Проблема охраны...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».

   Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят ...

Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в работе учителя-логопеда

Одной из задач ФГОС  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда во...

Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с обучающимися с ОВЗ для сохранения и укрепления здоровья.

      При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхо...