Главные вкладки

    Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся
    материал (11 класс) по теме

    Богдановская Светлана Вениаминовна

     

    Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Платные  медицинские услуги,  отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый. Систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов не доступны нашим детям. Поэтому  задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста очень актуальна для наших учащихся. Значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_zdorovesberezheniya_mou_snezhnenskaya_sosh.doc165.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

    Богдановская Светлана Вениаминовна  учитель химии , биологии , классный руководитель 11 класса

    СОДЕРЖАНИЕ

    I. Введение (обоснование программы).

    II. Проблемность.

    III. Целеполагание.

    IV. Направления работы.

    V. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    VI. Примерный план работы учителя, классного руководителя на год по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    VII. Заключение.

    I. ВВЕДЕНИЕ.

    Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

     Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

    Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов: состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.

    Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”.

    В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.

    Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Платные  медицинские услуги,  отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый. Систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов не доступны нашим детям. Поэтому  задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста очень актуальна для наших учащихся. Значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

    На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего коллектива школы, родителей и социума.

    II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.

    Одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка может быть эффективно решена на  фоне благополучного здоровья. Данная программа поможет  ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, если она будет  учитывать следующие проблемы:

    1. Ухудшение социального положения семей учащихся (большинство семей в посёлке не имеет прожиточного минимума);
    2. Неполноценное питание детей ;
    3. Наличие неблагополучных семей, не занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
    4. Низкий  уровень общей культуры населения.

    Критериями работы учителя по данному направлению являются:

    1. Учет индивидуальных, физиологических особенностей ребёнка;
    2. Эмоциональный режим;
    3. Смена видов деятельности;
    4. Наличие физминуток на уроке Приложение Комплекс упражнений ФМ ;

    III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

    Цели программы:

    1. Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;

    1. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни,  стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей

    Задачи:

      1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению

       здоровья участников образовательного процесса.

      2.Формирование у учащихся и педагогов потребности в физическом и  

       психическом саморазвитии.

     3.Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы со всеми участниками образовательного процесса.

    4.Пропаганда среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни. Профилактика наркомании, СПИДа, алкоголизма, курения у школьников.

    IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

    V. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

    5.1.

    Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:

    I блок – ресурсное обеспечение:

    1. Состояние и содержание учебных кабинетов в соответствии с гигиеническими нормативами (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" ;
    2. Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
    3. Питание в школьной столовой;
    4. Наличие справочной литературы в кабинете.

    II блок – организация образовательного процесса:

    1. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
    2. Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
    3. Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении; 

    Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

     

    Классы

    Длительность просмотра (мин.)

    диафильмов, диапозитивов

    кинофильмов

    телепередач

    1-2

    7-15

    15-20

    15

    3-4

    15-20

    15-20

    20

    5-7

    20-25

    20-25

    20-25

    8-11

    -

    25-30

    25-30

    В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

    1. Индивидуализация обучения.

    III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

    1. Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
    2. Проведения Дня Здоровья, спортивных соревнований, праздников.

    IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

    1. Оптимальная работа с учащимися на уроке физкультуры;
    2. Организация ежедневной утренней гимнастики перед уроками, физминутки на уроках, гимнастика для глаз;
    3. Организация подвижных игр (динамической паузы);
    4. Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, техники безопасности, личной гигиены и др.

    V блок – профилактика, мониторинг состояния здоровья учащихся:

    1. Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов наблюдений за состоянием здоровья школьников;
    2. Привлечение медработников к просвещению родителей.

    5.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:

    1. Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
    2. Число видов деятельности: 4-7.
    3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
    4. Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
    5. Число видов преподавания: не менее 3.
    6. Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.

    5.3. Принципы работы учителя на уроке:

    1. Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
    2. принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
    3. Интерактивный режим (работа в группах).
    4. Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).

    5.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

    1. Сотрудничество с медицинским персоналом участковой больницы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
    2. Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
    3. Диагностика здоровья учащихся для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
    4. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
    5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
    6. Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

    VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

    6.1.

    «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»

    Сократ

    План работы

    № п/п

    Мероприятия

    Сроки

    Сотрудничество

    Ответственные

    I блок – ресурсное обеспечение:

    1. 1

    Организация дежурства

    Составление графика

    1 неделя сентября

    Старший дежурный, мин. печати

    1. 2

    Оформление уголков по технике безопасности в учебных кабинетах

    Последняя неделя августа

    Учителя предметники, лаборант

    1. 3

    Обеспечение аптечками кабинетов повышенной опасности (мастерские, физики, химии, информатики)

    Последняя неделя августа

    Завхоз, учителя предметники

    1. 4

    Организация горячего питания в школьной столовой

    В течении года

    Зав. Производством, работники пищеблока

    1. 5

    Сбор документации на бесплатное питание

    сентябрь

    Классный руководитель, родители

    1. 6

    Выставка литературы по ТБ в кабинетах,  ОБЖ, здоровый образ жизни

    Года в течении года

    Зав. Кабинетами, библиотекарь

    II блок – организация учебного процесса:

    1. 7

    Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся.

    В течении

    года

    Завуч, учителя предметники

    1. 8

    Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся.

    В течении

    года

    Завуч, учителя предметники,

    руководители ШМО

    1. 9

    Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

    В течении

    года

    Завуч, учителя предметники

    III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

    1. 10

    Беседа «Режим дня».

    Анкета по организации своего времени.

    1 н. сентября

    Кл. руководитель

    1. 11

    Учитель химии биологии Правильное питание основа здоровья.

    Беседа

    3н. сентября

    Кл. руководитель

    1. 12

    Распространение буклетов среди обучающихся о необходимости употребления витаминов, 1-11кл

    2н. ноября

    Уч-ль. информатики

    1. 13

    Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся.

    2н сентября.

    Кл. руководитель

    1. 14

    Беседа врача- гинеколога «Заболевания, передающиеся половым путем»

    1н. октября

    Кл. руководитель

    врач- гинеколог

    1. 15

    Вечер «Твое свободное время и твое здоровье»

    4н. октября

    Кл. руководитель

    Мин. культуры

    1. 16

    Ток – шоу «Большая перемена» (о проблеме табакокурения)

    4н. сентября

    Кл. руководитель

    1. 17

    День здоровья.

    «Осеннее многоборье»

    2н. сентября

    Кл. руководитель Уч. физической культуры

    1. 18

    Анкета информированности по вопросам ВИЧ – СПИДа

    Приложение 1

    4н. ноября

    Кл. руководитель

    1. 19

    Классный час с элементами тестирования «Лидер на все времена»

    Кл. руководитель

    1. 20

    ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни», 11 класс.

    3н. октября

    Кл. руководитель

    Уч. ОБЖ

    1. 21

    Проведение профилактических прививок. (от гриппа)

    1-2н октября

    Мед. работники

    1. 22

    Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ».

    3н. ноября

    Кл. руководитель

    1. 23

    Конференция «Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма»

    1н. декабря

    Кл. руководитель

    1. 24

    Беседа «Причины пристрастий»

    1н. ноября

    Кл. руководитель

    1. 25

    Классный час с элементами тестирования «Личность» Г.Г. Кулич

    1. 26

    Классные часы 10-11 стр. 43

    4н. декабря

    Кл. руководитель

    1. 27

    Беседа для девочек «Здоровье  девушки»

    3н. января

    Кл. руководитель

    1. 28

    мед. работник

    1. 29

    Классный час с элементами тестирования «Общение»

    1. 30

    Г.Г. Кулич

    1. 31

    Классные часы 10-11 стр16-26

    4н. января

    Кл. руководитель

    1. 32

    Обществознание. Урок «Семья и наркотики», 11 класс.

    1н. декабря

    Уч. обществознания

    1. 33

    Кл. руководитель

    1. 34

    Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья», 7 - 11 классы.

    1н. февраля

    Кл. руководитель

    1. 35

    Дискуссия «Добро и зло»

    27.36

    Г.Г. Кулич

    28.37

    Классные часы 10-11 стр143

    2н. февраля

    Кл. руководитель

    29.37

    Беседа для девочек «Здоровье  девушки»

    3н. февраля

    Кл. руководитель

    30.38

    Классный час с элементами тестирования «Стрессоустойчивость»

    4н. февраля

    Кл. руководитель

    31.39

    Обществознание. Урок «Семья и наркотики», 11 класс.

    2н. декабря

    Кл. руководитель

    32.40

    Классный час «Возможности человека»

    1н. марта

    Кл. руководитель

    IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

    1.41

    Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов, 1-11кл. Химия. Урок «Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV)» (образование угарного газа при курении и действии его на организм), 11 класс

    3н. марта

    Кл. руководитель

    Уч. информатики

    3.42

    Проведение профилактических прививок. Клещевой энцефалит.

    4н. марта

    Кл. руководитель

    4.43

    Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?» Родительское собрание.

    3н. мая

    V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

    1.44

    Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов наблюдений за состоянием здоровья школьников;

    В течении года

    Кл. руководитель

    2.45

    Привлечение медработника к просвещению родителей.

    В течении года

    Кл. руководитель

    VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому. Современный  школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников

    Здоровье – понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезне...

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

    Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время

    Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП...

    Рабочая программа.Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

    Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психическог...

    Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников

    «Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности,бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы…»...

    Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».

       Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят ...