Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся
материал (11 класс) по теме

Богдановская Светлана Вениаминовна

 

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Платные  медицинские услуги,  отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый. Систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов не доступны нашим детям. Поэтому  задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста очень актуальна для наших учащихся. Значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorovesberezheniya_mou_snezhnenskaya_sosh.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Богдановская Светлана Вениаминовна  учитель химии , биологии , классный руководитель 11 класса

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение (обоснование программы).

II. Проблемность.

III. Целеполагание.

IV. Направления работы.

V. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

VI. Примерный план работы учителя, классного руководителя на год по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

VII. Заключение.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

 Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов: состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.

Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Платные  медицинские услуги,  отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый. Систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов не доступны нашим детям. Поэтому  задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста очень актуальна для наших учащихся. Значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего коллектива школы, родителей и социума.

II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.

Одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка может быть эффективно решена на  фоне благополучного здоровья. Данная программа поможет  ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, если она будет  учитывать следующие проблемы:

  1. Ухудшение социального положения семей учащихся (большинство семей в посёлке не имеет прожиточного минимума);
  2. Неполноценное питание детей ;
  3. Наличие неблагополучных семей, не занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
  4. Низкий  уровень общей культуры населения.

Критериями работы учителя по данному направлению являются:

  1. Учет индивидуальных, физиологических особенностей ребёнка;
  2. Эмоциональный режим;
  3. Смена видов деятельности;
  4. Наличие физминуток на уроке Приложение Комплекс упражнений ФМ ;

III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Цели программы:

  1. Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;

  1. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни,  стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей

Задачи:

  1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению

   здоровья участников образовательного процесса.

  2.Формирование у учащихся и педагогов потребности в физическом и  

   психическом саморазвитии.

 3.Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы со всеми участниками образовательного процесса.

4.Пропаганда среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни. Профилактика наркомании, СПИДа, алкоголизма, курения у школьников.

IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

V. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

5.1.

Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:

I блок – ресурсное обеспечение:

  1. Состояние и содержание учебных кабинетов в соответствии с гигиеническими нормативами (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" ;
  2. Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
  3. Питание в школьной столовой;
  4. Наличие справочной литературы в кабинете.

II блок – организация образовательного процесса:

  1. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
  2. Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
  3. Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении; 

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

 

Классы

Длительность просмотра (мин.)

диафильмов, диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1-2

7-15

15-20

15

3-4

15-20

15-20

20

5-7

20-25

20-25

20-25

8-11

-

25-30

25-30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

  1. Индивидуализация обучения.

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

  1. Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  2. Проведения Дня Здоровья, спортивных соревнований, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

  1. Оптимальная работа с учащимися на уроке физкультуры;
  2. Организация ежедневной утренней гимнастики перед уроками, физминутки на уроках, гимнастика для глаз;
  3. Организация подвижных игр (динамической паузы);
  4. Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, техники безопасности, личной гигиены и др.

V блок – профилактика, мониторинг состояния здоровья учащихся:

  1. Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов наблюдений за состоянием здоровья школьников;
  2. Привлечение медработников к просвещению родителей.

5.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:

  1. Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
  2. Число видов деятельности: 4-7.
  3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
  4. Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
  5. Число видов преподавания: не менее 3.
  6. Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.

5.3. Принципы работы учителя на уроке:

  1. Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
  2. принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
  3. Интерактивный режим (работа в группах).
  4. Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).

5.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом участковой больницы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
  2. Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
  3. Диагностика здоровья учащихся для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
  4. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
  6. Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

6.1.

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»

Сократ

План работы

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Сотрудничество

Ответственные

I блок – ресурсное обеспечение:

  1. 1

Организация дежурства

Составление графика

1 неделя сентября

Старший дежурный, мин. печати

  1. 2

Оформление уголков по технике безопасности в учебных кабинетах

Последняя неделя августа

Учителя предметники, лаборант

  1. 3

Обеспечение аптечками кабинетов повышенной опасности (мастерские, физики, химии, информатики)

Последняя неделя августа

Завхоз, учителя предметники

  1. 4

Организация горячего питания в школьной столовой

В течении года

Зав. Производством, работники пищеблока

  1. 5

Сбор документации на бесплатное питание

сентябрь

Классный руководитель, родители

  1. 6

Выставка литературы по ТБ в кабинетах,  ОБЖ, здоровый образ жизни

Года в течении года

Зав. Кабинетами, библиотекарь

II блок – организация учебного процесса:

  1. 7

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся.

В течении

года

Завуч, учителя предметники

  1. 8

Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся.

В течении

года

Завуч, учителя предметники,

руководители ШМО

  1. 9

Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

В течении

года

Завуч, учителя предметники

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

  1. 10

Беседа «Режим дня».

Анкета по организации своего времени.

1 н. сентября

Кл. руководитель

  1. 11

Учитель химии биологии Правильное питание основа здоровья.

Беседа

3н. сентября

Кл. руководитель

  1. 12

Распространение буклетов среди обучающихся о необходимости употребления витаминов, 1-11кл

2н. ноября

Уч-ль. информатики

  1. 13

Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся.

2н сентября.

Кл. руководитель

  1. 14

Беседа врача- гинеколога «Заболевания, передающиеся половым путем»

1н. октября

Кл. руководитель

врач- гинеколог

  1. 15

Вечер «Твое свободное время и твое здоровье»

4н. октября

Кл. руководитель

Мин. культуры

  1. 16

Ток – шоу «Большая перемена» (о проблеме табакокурения)

4н. сентября

Кл. руководитель

  1. 17

День здоровья.

«Осеннее многоборье»

2н. сентября

Кл. руководитель Уч. физической культуры

  1. 18

Анкета информированности по вопросам ВИЧ – СПИДа

Приложение 1

4н. ноября

Кл. руководитель

  1. 19

Классный час с элементами тестирования «Лидер на все времена»

Кл. руководитель

  1. 20

ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни», 11 класс.

3н. октября

Кл. руководитель

Уч. ОБЖ

  1. 21

Проведение профилактических прививок. (от гриппа)

1-2н октября

Мед. работники

  1. 22

Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ».

3н. ноября

Кл. руководитель

  1. 23

Конференция «Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма»

1н. декабря

Кл. руководитель

  1. 24

Беседа «Причины пристрастий»

1н. ноября

Кл. руководитель

  1. 25

Классный час с элементами тестирования «Личность» Г.Г. Кулич

  1. 26

Классные часы 10-11 стр. 43

4н. декабря

Кл. руководитель

  1. 27

Беседа для девочек «Здоровье  девушки»

3н. января

Кл. руководитель

  1. 28

мед. работник

  1. 29

Классный час с элементами тестирования «Общение»

  1. 30

Г.Г. Кулич

  1. 31

Классные часы 10-11 стр16-26

4н. января

Кл. руководитель

  1. 32

Обществознание. Урок «Семья и наркотики», 11 класс.

1н. декабря

Уч. обществознания

  1. 33

Кл. руководитель

  1. 34

Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья», 7 - 11 классы.

1н. февраля

Кл. руководитель

  1. 35

Дискуссия «Добро и зло»

27.36

Г.Г. Кулич

28.37

Классные часы 10-11 стр143

2н. февраля

Кл. руководитель

29.37

Беседа для девочек «Здоровье  девушки»

3н. февраля

Кл. руководитель

30.38

Классный час с элементами тестирования «Стрессоустойчивость»

4н. февраля

Кл. руководитель

31.39

Обществознание. Урок «Семья и наркотики», 11 класс.

2н. декабря

Кл. руководитель

32.40

Классный час «Возможности человека»

1н. марта

Кл. руководитель

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

1.41

Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов, 1-11кл. Химия. Урок «Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV)» (образование угарного газа при курении и действии его на организм), 11 класс

3н. марта

Кл. руководитель

Уч. информатики

3.42

Проведение профилактических прививок. Клещевой энцефалит.

4н. марта

Кл. руководитель

4.43

Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?» Родительское собрание.

3н. мая

V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

1.44

Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов наблюдений за состоянием здоровья школьников;

В течении года

Кл. руководитель

2.45

Привлечение медработника к просвещению родителей.

В течении года

Кл. руководитель

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому. Современный  школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП...

Рабочая программа.Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психическог...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников

«Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности,бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы…»...

Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».

   Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят ...

Из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество» по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся

На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по профилактике п...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников

Здоровье – понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только ...