Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в психологическом развитии обучающихся школы VIII вида
статья по теме

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое  ухудшение здоровья обучающихся.

Проблема охраны и укрепления здоровья обучающихся очень многогранна и сложна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в психологическом развитии обучающихся школы VIII вида

Чайванова К.А., специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида № 442, Москва

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов п воспитанию подрастающего поколения.

Проблема охраны и укрепления здоровья обучающихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги и психологи, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание". Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

1.Информационная - отвечает на вопрос: что? Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

2.Инструментальная - отвечает на вопрос: чем? К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

3.Социальная (кадры) - кто? Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

4.Финансовая - отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

5.Нормативно-правовое обеспечение - использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровней, собственных средств). Ведение делопроизводства по данному направлению.

Цель здоровьесберегающей образовательной технологии: «Обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплнию здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно - познавательной и практической деятельности, основанной на научной органзации труда и культуре здорового образа жизни личности».

Для достижения поставленной цели в нашей специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида № 442 внедряется ряд здоровьесберегающих технологий, и одним из способов является использование сенсомоторной комнаты и комнаты коррекции психомоторного развития.

Под моторикой мы понимаем – сферу двигательных функций организма. Моторная реакция – ответ на раздражители, осуществляемых при помощи мышечных движений.

Под мелкой моторикой мы понимаем – сферу двигательных функций, включающая в себя координацию движений пальцев рук, регуляцию силы их движений, манипулятивную деятельность с предметами для рисования и письма.

Под сенсорикой мы понимаем – систему психофизических явлений, обеспечивающих определенный уровень познаний обучающимся окружающей действительности через ощущения. Различают сенсорику зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, термическую, тактильную.

Под психокоррекцией мы понимаем – направление реабилитационной и коррекционно – воспитательной работы, целью которой является предупреждение и преодоление нарушений психического развития, в первую очередь, отклонений в развитии личности. Психотерапия включает в себя снятие мышечного напряжения, повышенного тонуса, агрессивности, тревожности, невротических реакций.

Что представляет собой комната психомоторного развития? Прежде всего, это форма психологической поддержки ребенка в стрессовых ситуациях, защита от школьных нагрузок, снятие тревожности. В  результате игры дети становятся спокойнее, уравновешеннее, заботливее и внимательнее друг к другу. Здесь же взрослые учатся играть вместе с детьми. Такая комната очень нужна в каждой школе, а в коррекционных школах такая комната незаменимая и обязательная атрибутика образовательного учреждения.

Причиной плохой неуспеваемости ребенка не всегда является нежелание учиться. Иногда ребенок при всем желании не может сконцентрироваться, произвольное внимание удерживать долгое время, действовать по инструкции, приспособиться к коллективу. Многим детям мешает недостаточное развитие восприятия, внимания, памяти или несформированность моторики.

Постоянная неуспешность в обучении, в свою очередь вызывает личностные проблемы. Одни школьники проявляют агрессивность, негативизм, расторможенность. Другие, напротив, замкнутость, инертность, пассивность, невротические реакции. В итоге снижается мотивация обучения; порой дети просто отказываются ходить в школу.

Комната коррекции психомоторного развития призвана разорвать этот «порочный круг». Здесь обучающийся может побыть один после конфликта с учителем или обсудить с доброжелательно настроенным психологом пути преодоления дискомфорта от занятий, подвигаться после долгого сидения за партой или снять агрессивность с помощью двигательных тренажеров. Здесь в парных и групповых играх дети учатся отстаивать свое мнение, преодолевать разногласия, уважать мнение другого человека и достигать компромисса.

Сенсомоторная комната представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Основа сенсомоторной комнаты - свет, так как более 90% информации человек получает через глаза. Именно состав и местоположение световых приборов в помещении задаст расположение и остальных элементов сенсомоторной комнаты.

Сенсомоторная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсомоторной комнаты способствует нормализации психического состояния у здоровых и больных людей.

Некоторые направления использования сенсомоторной комнаты в мировой практике: коррекция психического развития людей с заболеваниями нервной системы; развитие познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями; развитие речи и диагностика больных с нарушениями слуха и речи; снятие хронических болей; уменьшение невротических и вегето-сосудистых реакций, непроизвольных движений; реабилитация людей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением; реабилитация людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям.

Условно оборудование сенсомоторной комнаты можно разделить на два функциональных блока: Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсомоторной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

За последнее время в состоянии здоровья детей произошли неблагоприятные изменения, увеличилось количество детей с хронической патологией, что находит выражение в нарушении функционирования центральной нервной системы. Поступая в школу, такие дети испытывают большие трудности в учёбе, даже при систематической помощи специалистов. Если они лишены коррекционной поддержки, то постоянно утрачивают веру в себя и возникают конфликтные ситуации в отношениях с родителями, учителями, сверстниками, ухудшается психическое и физическое здоровье, всё это выливается в социальную проблему. Специальные научные исследования, наш опыт работы показывают, что даже при значительном отставании от нормы развития их состояние может быть улучшено.

Нами накоплен опыт по применению методик, которые, как правило, не используют в школах в работе с детьми с интеллектуальными и физическими недостатками, таким примером являются сенсомоторная комната и комната психомоторного развития.

Обучающиеся нашей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 442 всех возрастных групп имеют возможность поработать на каждом коррекционном модуле. Испытать на себе то здоровьесберегающее воздействие, которое заложено разработчиками данного инновационного комплекса в каждый психокоррекционный блок. Наши занятия построены таким образом, чтоб бы каждый ребенок мог не по одному разу «поиграть» в ту или иную игру, отрабатывая необходимые навыки для успешного овладения этой игрой. Благодаря этому кабинет психологии становится излюбленным местом пребывания детей, вызывая у них сугубо положительные эмоции, формируя высокую познавательную мотивацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики обучающимися СКОУ VIII вида.

Мой проект направлен на то, чтобы выработать у учащихся потребность в использовании ИКТ для получения научно-методической информации, понимая нужность, важность и целесообразность учебного материала...

Здоровьесберегающие технологии в условиях ГПД коррекционной школы VIII вида

Одной из приоритетных задач начального образования в современных условиях является сохранение и укрепление здоровья детей.С другой стороны, для детей с нарушениями интеллекта, необходимо снизить ...

Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.

С           Содержание: 1.Предисловие 2.  Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...

статья "Возможности использования технологии интегрированного обучения в коррекционной школе VIII вида в достижении личностных результатов обучающихся"

Статья раскрывает возможности использования технологии интегрированного обучения в формировании БУД учащихся с умственной отсталостью....

Метод проекта в совместной работе педагогов по коррекции речевого развития обучающихся школы VIII вида

Задачи речевого развития в коррекционной школе:-исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков, - уточнение, обогащение и активизация словарного запаса, -развитие умения грам...