6 класс ИЗО. Урок 32. ТЕМА УРОКА: Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков.
план-конспект урока (6 класс)

Поурочное  планирование по ИЗО 6 класс 8  вид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

32 урок                                                                                    6 класс.

ТЕМА УРОКА: Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков.

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с произведениями советских художников на тему «Великая Отечественная Война». Развивать речь, умение составлять небольшой рассказ по картине. Коррегировать память, мышление, внимание, прививать любовь к прекрасному, воспитывать патриотов нашей Родины.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: репродукции картин советских художников: В.Б. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!», И.М. Тоидзе «Родина – мать зовёт», Кукрыниксы «Конец», «бегство фашистов из Новгорода», А Лактионов «Письмо с фронта».

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

2. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

   Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз.

   Вооружённая до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперёд. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной.

   От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолёта или за рулём трактора – требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.

   «Всё для фронта, всё для победы!». Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.

   По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом.

   Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.

   Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники – плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Размноженные в уменьшенной форме, они доставлялись на фронт, самолёты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и сёлами, внушая людям веру в нашу победу.

   Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакаты художников И. Тоидзе «Родина – мать зовёт» и В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!».

   Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперёд правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо её лицо с крепко сжатыми губами, с горящими в упор обращёнными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень чётко определяют главную мысль плаката – Родина – мать зовёт своих сыновей исполнить долг – защитить Отечество.

   Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодёжь на немецкую каторгу.

   Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!».

   Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках, этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жён и детей от мук и страданий.

   …. Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребёнок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребёнка упрятан под платок. Фигуры матери и сына  даны в  погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища.

   Обагрённый кровью безжалостный  фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник В. Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.

   В. Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое чёрно-красное цветное решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.

   Не только средствами идеологического оружия сражались с врагом художники нашей страны. Многие из них стали солдатами Советской Армии. Они участвовали в борьбе с фашистами в составе боевых частей действующей армии, партизанских отрядов, народного ополчения. Но и на фронте они не переставали быть художниками. В свободное от боевых операций время они не расставались с походными  альбомами, делая беглые зарисовки, набрасывая эскизы, композиции будущих картин.

   За годы войны выросло много новых талантливых художников, активно включившихся в творческую работу.

   В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве, в Ленинграде были открыты художественные выставки.

 Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов)

 «Бегство фашистов из Новгорода».

   Ненависть к врагам, любовь к Родине вдохновили художников на создание картины, утверждающей в веках  славу советского патриотизма. Эти же мысли руководили художниками Кукрыниксами, когда в 1944 году они приступили к созданию картины «Бегство фашистов из Новгорода»

   По дорогам войны вместе с частями Советской Армии, с карандашом в руках шли художники. Они ни на один день не прекращали работы. Этюды с натуры, зарисовки военных сцен, беседы с бойцами, с населением – всё это давало благодарный материал для творчества. Накапливались яркие впечатления, которые настоятельно требовали воплощения в живописи. Так зародилась идея создания одной из самых драматических картин военного времени.

   В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобождённый Советской Армией Новгород. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. В снегу валялись части распиленного гитлеровцами памятника «Тысячелетия России». Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии – символ национальной славы.

   Утвердить незыблемость и вечность творений русского зодчества, бессмертность великой культуры – такую задачу поставили перед собой художники, приступая к созданию картины.

   Судорожно мечутся с факелами в руках удирающие из города фашисты, пытаясь истребить, уничтожить национальные святыни. Но не они занимают внимание художников. В центре картины высится исполненный трагической красоты собор. Несмотря на багряное зарево пожара, на снятую золотую обшивку куполов, собор твёрдо стоит на  родной земле как олицетворение героической славы России. Кругом пылает огонь, от жара и гари черна дорога, по которой бегут с факелами оккупанты, но стены собора белоснежны, рисунок его силуэта чист и ясен. Озарённый тёмными солнечными светом, великий памятник древнего зотчества стоит, утверждая торжество разума, близость часа возмездия над фашистскими мракобесами.

   Сложной, выразительной композицией, умелым распределением света и тени художники придали картине большое эмоциональное звучание. У зрителя не остаётся сомнения: время расплаты близко, неотвратима победа света над тьмой.

   По завершённости замысла, яркости воплощения «Бегство фашистов из Новгорода» - одно из наиболее значительных полотен военного времени.

   Годы тяжких страданий, пережитых в период Великой Отечественной войны, раскрыли новые, неведомые ранее глубины народного характера, художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке. Ведь в повседневной жизни так причудливо переплетаются обыденные, героические, поэтические моменты.

   Многие произведения искусства были связаны с непосредственными впечатлениями их авторов – участников войны.

    Воинам, грудью прикрывавшими родную землю на тысячевёрстных фронтах, помогал весь народ. Фронт и тыл были едины. Эта мысль нашла образное воплощение в картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».

   У художников Кукрыниксов возник замысел картины «Конец», в которой они показали, чем кончаются, и впредь будут кончаться подлые попытки врагов поработить наш народ. В картине показаны последние минуты фашистских главарей, застигнуты врасплох в подземелье - в Рейхканцелярии.

   Эта картина не потеряла силы своего воздействия и в настоящее время. Она является грозным предостережением тем, кто и сейчас ещё стремится возродить западногерманскую военную машину.

   События Великой Отечественной  войны пробудили горячий интерес к героическому прошлому нашей Родины. Подвиг советского народа был живым продолжением истории – ведь русские люди уже не раз грудью вставали на защиту Отечества.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Рассказать о причинах возникновения плакатной живописи.

Какие плакаты и художников мы рассматривали на уроке?

Кто такие Кукрыниксы?

Какие произведения мы изучили на уроке?

4. ИТОГ УРОКА: на уроке проводилась беседа о произведениях художников, которые работали во время Великой Отечественной войны.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовиться к выполнению рисунка «Конверт».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Сценарий интегрированного урока по ОБЖ и истории "Почетное дело -защита Отчизны. Герои-автомобилисты в годы Великой Отечественной войны".

Вопросы формирования гражданской позиции молодых людей всегда были и остаются актуальными. Интеграция дисциплин усиливает восприятие материала урока.Двумя преподавателями уделено внимание подготовке м...

Презентация по ИЗО в 5 классе VIII вида "Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили!»

Презентация по ИЗО в 5 классе VIII вида "Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили!»...

Урок истории "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"

Презентация к открытому уроку "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"...

«Картины о Великой Отечественной войне советских художников»

К 70-летию Великой Победы в 2015г. в Газопроводской школе была открыта выставка картин, где изображены военные операции и битвы 1941-1945гг. О войне мы читаем рассказы, смотрим фильмы, она смотри на н...

Конспект урока "Как понять этих русских?" к 200 летней годовщине победы руксского народ в Великой Отечественной войне 1812 года

Материал составлен   с учётом тематики в 10 классе по УМК Кузовлев Английский язык.  Он приурочен к празднованию 200-годовщины Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. Может ис...

Воспитание патриотизма в школе с помощью картин о Великой Отечественной войне.

Педагогическая статья о патриотизме в основной школе...