Программа психокоррекции учащихся 10 - 14 лет
рабочая программа

Ткачёва Надежда Михайловна

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_psihokorrektsii.docx41.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

_____________ В.А.Ткачёв  

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

_________Н.В.Охохонина

 

 Рабочая программа

по ПСИХОКОРРЕКЦИИ
учащихся 10 - 14 лет

на 2019-2020 уч. год

 

                                                                                                     Программу составила:

Ткачёва Надежда Михайловна - педагог-психолог

с.Таяты Каратузского района Красноярского края

2019 год

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана и составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
            В нашей школе обучаются дети, имеющие тяжёлые нарушения речи и интеллекта. Выделено 0,2 ставки педагога-психолога. Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития нами была создана коррекционно-развивающая программа.
            Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится индивидуально, которая формируется из числа учащихся ОВЗ. Коррекционная работа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
            Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
            Продолжительность одного занятия учащихся 20-30 минут. Частота занятий - 1 раз в неделю
. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

            В МБОУ Таятской ООШ на 2019-2020 учебный год  с ОВЗ обучаются в классе: 5 класс- 1 ученик: (ФИО), 6 класс– 1 ученик: (ФИО), 8 класс- 1 ученик – (ФИО), 9 классе 1 ученик– (ФИО).  На домашнем обучении 1 ученик: (ФИО) (5 кл.) По адаптированным программам разной степени обучаются по одному ученику, поэтому программа будет реализована, через индивидуальные занятия с учеником.

Психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья  является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися являются индивидуальные занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.

В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.

Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребёнка с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1 ЭТАП:          Диагностический 

В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ТНР, уровень включенности в общегрупповую деятельность.

Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения  за ребёнком в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

2 ЭТАП:          Коррекционный: 

Данный этап включает в себя следующие задачи:

  • помощь ребёнку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;
  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

  • Когнитивный блок;

Задачей когнитивного блока является: осознание ребёнком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

  • Эмоциональный блок;

Эмоциональный блок отвечает за формирование у ребёнка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.

  • Поведенческий блок.

Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

3 ЭТАП: Диагностический 

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
         Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

4 ЭТАП: Прогностический. 

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофо-зиологических, психических и социально-психологических функций обучающихся.

ЦЕЛЬ:   На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

ЗАДАЧИ:
- развитие познавательной активности учащихся,
- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
- психологическая коррекция поведения ребёнка
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
  • Тетради для творческих работ учащихся
  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

1 РАЗДЕЛ
Коррекция когнитивных процессов
(5 часов)

 Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. "Релаксация - напряжение". Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

2 РАЗДЕЛ
Коррекция социальных и коммуникативных умений
(8 часов)

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

3 РАЗДЕЛ
Коррекция поведения
(10 часов)

 Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

4 РАЗДЕЛ
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
(3 часа) 

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию - под контроль.

ИТОГО: 34 ЧАСОВ

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Темы занятий

К-во
час

Даты

1

Диагностика учащихся

4 ч:

 

1.1.

Диагностика

Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

1

 03.09

1.2.

Диагностика

Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1

 10.09

1.3.

Диагностика

Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

1

 17.09

1.4.

Диагностика

Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)
Методика "Эталоны"
(Зрительное восприятие)

1

 24.09

2

Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться"

5 ч:

 

2.1.

Коррекция внимания

 Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.

1

 01.10

2.2.

Коррекция мышления

 Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий

1

 08.10

2.3.

Коррекция памяти

 Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

1

 15.10

2.4.

Коррекция восприятия

 Коррекция восприятия.  "Релаксация - напряжение"

1

 22.10

2.5.

Рефлексивные навыки

Развитие рефлексивных навыков

1

 29.10

3

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг "Среди людей":

8 ч:

 

3.1.

Я и другие

 Освоение приёмов активного общения. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"

1

 12.11

3.2.

Я слушаю

 Знакомство с принципами хорошего слушания

1

 19.11

3.3.

Какое решение верно

 Расширение представлений о способах самоанализа

1

 26.11

3.4.

 Обучение владению собой

1

 03.12

3.5.

Моё мнение

 Отстаивание своей точки зрения и аргументации

1

 10.12

3.6.

Я + Ты.

 Устранение барьеров общения ""Стили общения"

1

 17.12

3.7.

Навыки совместной работы.

 Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".

1

 24.12

3.8.

Конфликты

 Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.

1

 14.01

4

Коррекция поведения "Познавая себя и других"

10 ч:

 

4.1.

Я и мои чувства

 "Я - это я! Знаю ли я себя".

1

 21.01

4.2.

Что такое доброта?

 "Добрым быть на свете веселей и полезней" (Занятие в технологии французской мастерской)

1

 28.01

4.3.

 Правда, ложь, фантазия

1

 04.02

4.4.

Учимся управлять своими эмоциями"

 

1

 11.02

4.5.

Я тебя понимаю.

 Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

1

 18.02

4.6.

 Что такое ДРУЖБА?

 (Занятие в технологии французской мастерской). "Настоящий друг". (Сказкотерапия)

1

 25.02

4.7.

Спокойствие

Учимся правильно дышать".

1

 03.03

4.8.

Индивидуальность

 "Индивидуальность или чем я отличаюсь от других"

1

 10.03

4.9.

Чем мы похожи

"Я и Ты. "

1

 17.03

4.10.

Поведение и культура

1

 31.03

5

Коррекция эмоционально-личностной сферы

3 ч:

 

5.1.

"Я учусь владеть собой".

 Основы саморегуляции.

1

 07.04

5.2.

Послушание. Застенчивость.

 

1

 14.04

5.3.

Коммуникативность

 "Агрессию - под контроль. ".

1

 21.04

6

Итоговая диагностика учащихся

4 ч:

6.1.

Итоговая диагностика

 Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

1

 28.04

6.2.

Итоговая диагностика

 Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1

 12.05

6.3.

Итоговая диагностика

 Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

1

 19.05

6.4.

Итоговая диагностика

 Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)
   Методика "Эталоны"
(Зрительное восприятие)

1

 26.05


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Темы занятий

К-во
час

Даты

1

Диагностика учащихся

4 ч:

 

1.1.

Диагностика

Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

1

 05.09

1.2.

Диагностика

Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1

 12.09

1.3.

Диагностика

Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

1

 19.09

1.4.

Диагностика

Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)
Методика "Эталоны"
(Зрительное восприятие)

1

 26.09

2

Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться"

5 ч:

 

2.1.

Коррекция внимания

 Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.

1

 03.10

2.2.

Коррекция мышления

 Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий

1

 10.10

2.3.

Коррекция памяти

 Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

1

 17.10

2.4.

Коррекция восприятия

 Коррекция восприятия.  "Релаксация - напряжение"

1

 24.10

2.5.

Рефлексивные навыки

Развитие рефлексивных навыков

1

 31.10

3

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг "Среди людей":

8 ч:

 

3.1.

Я и другие

 Освоение приёмов активного общения. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"

1

 14.11

3.2.

Я слушаю

 Знакомство с принципами хорошего слушания

1

 21.11

3.3.

Какое решение верно

 Расширение представлений о способах самоанализа

1

 28.11

3.4.

 Обучение владению собой

1

 05.12

3.5.

Моё мнение

 Отстаивание своей точки зрения и аргументации

1

 12.12

3.6.

Я + Ты.

 Устранение барьеров общения ""Стили общения"

1

 19.12

3.7.

Навыки совместной работы.

 Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".

1

 26.12

3.8.

Конфликты

 Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.

1

 09.01

4

Коррекция поведения "Познавая себя и других"

10 ч:

4.1.

Я и мои чувства

 "Я - это я! Знаю ли я себя".

1

 16.01

4.2.

Что такое доброта?

 "Добрым быть на свете веселей и полезней" (Занятие в технологии французской мастерской)

1

  23.01

4.3.

 Правда, ложь, фантазия

1

 30.01

4.4.

Учимся управлять своими эмоциями"

 

1

 06.02

4.5.

Я тебя понимаю.

 Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

1

 13.02

4.6.

 Что такое ДРУЖБА?

 (Занятие в технологии французской мастерской). "Настоящий друг". (Сказкотерапия)

1

 20.02

4.7.

Спокойствие

Учимся правильно дышать".

1

 27.02

4.8.

Индивидуальность

 "Индивидуальность или чем я отличаюсь от других"

1

 05.03

4.9.

Чем мы похожи

"Я и Ты. "

1

 13.03

4.10.

Поведение и культура

1

 02.04

5

Коррекция эмоционально-личностной сферы

3 ч:

 

5.1.

"Я учусь владеть собой".

 Основы саморегуляции.

1

09.04

5.2.

Послушание. Застенчивость.

 

1

 16.04

5.3.

Коммуникативность

 "Агрессию - под контроль. ".

1

 23.04

6

Итоговая диагностика учащихся

4 ч:

 

6.1.

Итоговая диагностика

 Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

1

 30.04

6.2.

Итоговая диагностика

 Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1

 07.05

6.3.

Итоговая диагностика

 Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

1

 14.05

6.4.

Итоговая диагностика

 Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)
   Методика "Эталоны"
(Зрительное восприятие)

1

 21.05

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные документы

Настоящая рабочая программа разработана и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации
  2. Конвенция о правах ребёнка
  3. Федеральная программа развития образования. 2000г.
  4. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
  5. Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.
  6. Устав МБОУ Таятской ООШ
  7. Базисный учебный план МБОУ Таятская ООШ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева Программа  курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»  для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М:ГЕНЕЗИС, 2003
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
  3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.:Цитадель, 1999.
  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону:ФЕНИКС, 2007.
  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
  6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
  7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В.В.Петруссинского. В 4-х томах.- М.:Новая школа, 1994.
  8. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
  9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
  10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
  11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
  12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
  14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
  16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
  17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
  18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997
  19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
  20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
  21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
  22. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
  23. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
  24. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
  25. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
  26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
  27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
  28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  2. Газета "Школьный психолог"
  3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
  4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Организация работы учащихся над проектом по теме «Треугольник Паскаля» для учащихся 7- 9 классов

Разработка содержит дидактический и методический материал для учителя по работе над проектом с учащимися 7- 9 классов по темам "Биномиальные коэффициенты" и "Треугольник Паскаля"....

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

В этой небольшой работе предложен  возможный вариант самооценки  и контроля знаний,умений и навыков учащихся по биологии. очень хотелось бы узнать мнение коллег....

Проект "Здоровье учащихся в руках самих учащихся"

Цель проекта:  пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к здоровью. Задачи проекта:oПовысить уровень образования школьников в области культуры здоровья.oСпособст...

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...