Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
план-конспект занятия (10 класс)

Бажина Лариса Николаевна

Индивидуальное занятие по РСВ и ФП по темам " ФП: Словесное ударение.Работа над произношением глаголов, оканчивающихся на -тся; -ться. РСВ: Текст "Здоровье". Восприятие фраз текста по порядку; слов и словосочетаний текста со СА и без СА." проведено на базе КОУ Омской области "Адаптивная школа-интернат № 15" с учащимся 10 класса II отделения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Темы занятия: ФП. Словесное ударение. Работа над произношением глаголов, оканчивающихся на –тся; -ться».

РСВ. Текст «Здоровье». Восприятие фраз текста по порядку; слов, словосочетаний текста со СА и без СА.  

Цели: ФП. Правильно выделять усилением голоса один  из слогов в составе слов разной слоговой структуры( соблюдать словесное ударение); правильно произносить глаголы, оканчивающиеся на –тся; -ться;

РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов и словосочетаний текста «Здоровье».

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП. - закрепить умение соблюдать словесное ударение в словах разной слоговой структуры;

- закрепить правило произношения глаголов, оканчивающихся на –тся; -ться;

РСВ. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания на рабочем и резервном расстоянии;

-  вырабатывать умение различать слова и словосочетания со СА и без них;

Коррекционно-развивающие задачи:

ФП. - закрепить самостоятельное произношение слов разной слоговой структуры с правильным ударением;

- расширять активный предметный и глагольный словарь по темам «Специальности медицинских работников», «Лекарственные препараты» «Медицинские приборы»;

- расширять словарь синонимов по теме «Медицинские приборы», «Специальности медицинских работников»;

- развивать познавательную активность в области медицинских знаний, учебных и научных дисциплин;

- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по темам «Специальности медицинских работников», «Лекарственные препараты» «Медицинские приборы»;

- развивать ассоциативное мышление;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

РСВ. - Совершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать мотивацию хорошо учиться в школе для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

- воспитывать положительные качества личности: стремление к ведению здорового образа жизни,  целеустремлённость, дисциплинированность,

Оборудование:

- презентация с заданиями по теме «Здоровье»;

- карточки с речевым материалом по объявлению темы и целей занятия;

- карточки с речевым материалом по теме «Здоровье»;

- таблички, составляющие пословицу из четырёх слов по теме «Здоровье».

План занятия:

I Организационный момент.

1. Объявление темы занятия.

1) компьютерные слайды  № 1, 2, 3, 4. Создание проблемной ситуации. (Перед определением темы занятия прочитай слова.)

2) Компьютерный слайд  № 5. (Послушай и повтори слова.)

3) Объявление темы. (Прочитай тему занятия.)

2. Постановка целей. (Карточка № 1.)        

3. Формулировка критериев оценки. (Карточка № 2.)

II Работа над формированием произношения.

1) Компьютерный слайд  № 6. ( Послушай, повтори слоги. Правильно выделяй голосом ударный слог.)

2) компьютерный слайд  № 7. Карточка № 3. Работа с изображениями. (Назови. Распредели двусложные слова по схемам. Подбери синонимы к словам);

3) компьютерные слайды  № 8, 9,10,11, 12, 13, 14. Работа с изображениями. (Посмотри на схемы. Определи, на какой слог падает ударение. Прочитай слова правильно.)

4) Карточка № 4. Работа с речевым материалом. (Подбери ассоциации.)

5) Карточка № 5. (Вспомни правило орфоэпии.);

6) Компьютерный слайд № 15. Работа с речевым материалом. (Составь словосочетания. Соблюдай правило орфоэпии.)

7) Компьютерный слайд  № 16. Работа с речевым материалом. (Послушай. Повтори.

Назови.

8) Демонстрация медицинского прибора «тонометр». Практическая работа. (Научись измерять.)

III Работа над развитием слухового восприятия.

1) Восприятие фраз текста по порядку на рабочем расстоянии. (Слушай на рабочем расстоянии.)

2) Восприятие фраз текста на резервном расстоянии. (Слушай  на резервном расстоянии.)

3) Восприятие слов и словосочетаний на рабочем расстоянии. (Слушай  на рабочем расстоянии.)

4) Восприятие слов и словосочетаний на резервном расстоянии. (Слушай на резервном расстоянии.)

5) Восприятие слов и словосочетаний без СА (левое ухо). (Слушай без аппарата.)

IV Итог занятия.

1) самооценка;

2) оценка учителем.  

3) Подведение итогов целеполагания. (Карточка № 6.)

Ход занятия.

I Организационный момент.

Школьник (ш.): Здравствуйте.

Учитель (У.): Здравствуй. Садись. Как ты слышишь?

(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.

1. Объявление темы занятия.

Компьютерные слайды  № 1,2,3,4:

(У.): Перед определением темы занятия прочитай слова:

зАмок - замОк

крУжки – кружкИ

Атлас – атлАс

гвОздики - гвоздИки

 (Ш.): читает.

(У.): Эти слова имеют одинаковое написание, но разное значение. Такие слова носят название «омографы». Повтори.

(Ш.): Повторяет.

(У.): Что же играет роль при произношении этих слов, какое понятие языка?

(Ш.): Ударение.

(У.): Верно. Значит, тема нашего урока…

(Ш.): Словесное ударение.

Учитель прикрепляет на доску табличку «Словесное ударение».

(У.): Важно ли говорить слова с правильным ударением?

(Ш.): Да.

(У.): Почему?

(Ш.): Чтобы люди понимали мою речь. Чтобы речь была правильной.

Компьютерный слайд  № 5.

(У.): Хорошо. Послушай и повтори слова: лечиться, обследоваться, наблюдаться у врача.

(Ш.): Слушает и повторяет.

(У.):  Это нужно делать, чтобы сохранить своё …

(Ш.): Здоровье.

 (У.): Правильно. Значит, о чём мы будем говорить?

(Ш.): О здоровье.

(У.): Правильно. А кроме того, будем закреплять правило орфоэпии « Окончания глаголов на –тся; -ться говори как ца».

Учитель прикрепляет на доску таблички: «Работа над произношением глаголов, оканчивающихся на –тся; -ться». «Текст «Здоровье».

(У.):  А зачем нам говорить о здоровье? Чем эта тема важна для тебя?

(Ш.): Жизнь зависит от здоровья.

(У.): Правильно. И сама жизнь, и качество жизни: успех, счастье, материальное и личное благополучие. А какова тема прошлого занятия?

(Ш.): Специальности врачей. Кто что лечит.

(У.): Верно. А сегодня мы продолжим работу по произношению по теме «Забота о здоровье», а также будем воспринимать на слух текст «Здоровье».

(У.): Прочитай тему занятия.

(Ш.) Читает тему занятия (прикреплена учителем на доске):

Тема занятия: Словесное ударение. Работа над произношением глаголов, оканчивающихся на –тся; -ться». Текст «Здоровье».

2. Постановка целей.

(У.): Сегодня на занятии ты будешь правильно выделять усилением голоса одного и слогов в составе многосложных слов; правильно произносить глаголы, оканчивающиеся на –тся; -ться; воспринимать текст на слух по предложениям на рабочем и резервном расстоянии; воспринимать словосочетания и слова текста в аппаратах и на голое ухо.

(У.): Какие цели нашего занятия?

(Ш.): Повторяет:

Карточка №1:

-правильно выделять усилением голоса одного из слогов в составе многосложных слов( соблюдать словесное ударение);

-правильно произносить глаголы, оканчивающиеся на –тся; -ться;

-воспринимать текст на слух по предложениям;

- воспринимать на слух словосочетания и слова в аппаратах и на голое ухо.

3. Формулировка критериев оценки.

(У.): Критерии оценки мы определим по показателям следующих видов работы:

Карточка № 2.

-произношение многосложных слов с правильным ударением;

-произношение глаголов, оканчивающиеся на –тся; -ться;

-восприятие текста по предложениям;

-восприятие словосочетаний и слов в аппаратах и на голое ухо ;

Каждому виду работы соответствует слово пословицы о здоровье, которую ты составишь. Если пословица сложится целостно, значит, ты работал отлично. Отсутствие одного слова пословицы означает, что ты работал хорошо. Если отсутствует больше слов, то нужно стараться работать на «хорошо» и «отлично».

II Работа над формированием произношения.

Компьютерный слайд  № 6.

(У.): Послушай, повтори слоги. Правильно выделяй голосом ударный слог:

пАпапа

папАпа

папапА

тАтатуты

татУтутэ

татутАты

тАтитатАтита

 (Ш.): Повторяет.

Компьютерный слайд  № 7.

На слайде – изображения доктора, ваты, рентгена, рецепта, сиропа, машины скорой помощи.

Карточка № 3.

На карточке – изображения схем двусложных слов:

(У.): Назови. Распредели двусложные слова по схемам: с ударением на первом, втором слоге.

(Ш.): Называет, распределяет.

(У.): Молодец. Подбери синоним к слову «доктор».

(Ш.): Врач.

(У.): Правильно. А каков синоним слова «рентген лёгких»?

(Ш.): Флюорография.

(У.): Верно! Что ты делал?

 (Ш.): Я распределял двусложные слова по схемам, подбирал синонимы.

Компьютерные слайды  № 8, 9, 10, 11, 12, 13,14.

На слайдах – изображения капельницы, горчичников, витаминов, стационара, поликлиники, температуры. К ним прилагаются схемы данных слов.

(У.): Посмотри на схемы четырёхсложных слов. Определи, на какой слог падает ударение. Прочитай слова правильно.

 (Ш.): Выполняет задание.

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я определял ударение в четырёхсложных словах.

Карточка № 4.

(У.): Подбери из озвученных слов ассоциации к словосочетаниям:

Сильная простуда, грипп - …

Приём врача -…

Фрукты, аскорбиновая кислота - …

Тяжёлое заболевание - …

Лечение прогреванием - …

 (Ш.): Называет.

(У.): Молодец! Что ты делал?

(Ш.): Я подбирал ассоциации.

(У.): А теперь вспомним правило орфоэпии:

Карточка № 5.

Окончания глаголов -тся, -ться произносятся как ца.

Компьютерный слайд № 15.

(У.): Составь словосочетания. Соблюдай данное правило орфоэпии:

заботиться    к врачу

закаляться    о здоровье

обратиться   на приём

записаться    прохладной водой

(Ш.): Выполняет.

 (У.): Хорошо. Что ты делал?

(Ш.): Я составлял словосочетания, закреплял правило орфоэпии.

(У.): А теперь послушай, как я произношу трёхсложные слова и повтори их, соблюдая нормы ударения:

Компьютерный слайд  № 16.

 (У.): Зелёнка, окулист, микстура, тонометр (учитель объясняет медицинское назначение прибора), таблетки, слуховой аппарат, невролог, сиропы, стоматолог, терапевт, глюкометр (учитель объясняет медицинское назначение прибора), уколы, медсестра,  специальности медицинских работников, лекарственные препараты, медицинские приборы.

(Ш.): Повторяет.

(У.): Хорошо. Что ты делал?

(Ш.): Я соблюдал нормы ударения в трёхсложных словах.

(У.): Правильно. А теперь назови специальности медицинских работников. Соблюдай нормы ударения:

(Ш.): Специальности медицинских работников: окулист, невролог, стоматолог, терапевт, медсестра.

(У.): Верно. Какая учебная дисциплина самая главная для работы любого врача?

(Ш.): Биология.

(У.): Правильно. А именно раздел биологии – анатомия. Назови лекарственные препараты.

(Ш.): Лекарственные препараты – зелёнка, микстура, таблетки, сиропы, уколы.

 (У.): Верно. Какая учебная дисциплина самая главная для создания лекарственных препаратов?

(Ш.): Химия!

(У.): Правильно. Назови медицинские приборы.

 (Ш.): Медицинские приборы – тонометр, слуховой аппарат, глюкометр.

Учитель демонстрирует тонометр и глюкометр.

(У.): Я думаю, пригодится в жизни научиться измерять объём кровяного давления. Давление в норме у подростков – 120 на 80. Если оно выше, необходимо обращаться к врачу.

Учитель показывает, как измерять давление тонометром вида «манжет».

(У.): Какая учебная дисциплина самая главная для создания приборов?

 (Ш.): Физика.

(У.): Верно. А именно такой её раздел как механика. А какой медицинский прибор очень важен для коррекции тугоухости и для тебя лично?

(Ш.): Слуховой аппарат.

 (У.): Да. И раздел физики, который играет главную роль при работе слухового аппарата – это акустика.

(У.): Ты произносил многосложные слова с правильным ударением?

 (Ш.): Да.

(У.): Открой первое слово пословицы.

 (Ш.): Открывает.

(У.): Ты правильно произносил глаголы, оканчивающиеся на –тся, -ться?

(Ш.): Правильно произносил.

(У.): Да. Открой второе слово пословицы.

(Ш.): Открывает.

(У.): Хорошо. А впереди у нас новые виды работы в ходе которой мы прочитаем всю пословицу, если будешь работать на «отлично».

III Работа над развитием слухового восприятия.

(У.): Будем слушать текст «Здоровье», над которым мы начали работать на прошлом занятии.

 (У.):  Слушай и повторяй на рабочем расстоянии.

(Ш.): Повторяет отражённо на рабочем расстоянии:

Каждый человек должен заботиться о своём здоровье.

Надо регулярно принимать витамины и закаляться.

Если ты всё же заболел, надо обратиться к врачу:

вызвать врача на дом или записаться на приём к врачу в поликлинике.

В регистратуре поликлиники можно взять талон к любому врачу: терапевту, хирургу, стоматологу, окулисту, неврологу.

На приёме надо рассказать врачу свои жалобы.

Можно попросить врача измерить давление и температуру.

Если необходимо, врач выпишет рецепт на лекарство, направление на анализы или рентген.

(У.): Слушай и повторяй на резервном расстоянии.

 (Ш.): Повторяет отражённо на резервном расстоянии:

Надо принимать лекарство по назначению врача.

После вашего выздоровления врач выпишет справку для предъявления в школу.

(У.) Что ты делал?

(Ш.): Я слушал текст.

(У.): Будем слушать словосочетания и слова. Слушай и повторяй словосочетания на рабочем расстоянии.

(Ш.): Повторяет отражённо на рабочем расстоянии: направление на анализы; измерить температуру; в регистратуре поликлиники; принимать витамины.

(У.): Слушай и повторяй словосочетания на резервном расстоянии.

(Ш.): Повторяет отражённо на резервном расстоянии: заботиться о здоровье; вызвать врача на дом; можно взять талон.

(У.) Что ты делал?

(Ш.): Я слушал словосочетания и слова.

(У.) Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.

(Ш.): Снимает аппараты. Слушает левым ухом. Повторяет отражённо: направление на рентген; к хирургу; выпишет справку; здоровье.

(У.) Что ты делал?

(Ш.): Я слушал без аппаратов.

(У.): Как ты слушал текст?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Согласна. Открой третье слово пословицы.

(Ш.): Открывает.

(У.): А как ты слушал словосочетания и слова?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Открой четвёртое слово пословицы.

(Ш.): Открывает.

(У.): Ты составил всю пословицу, значит, на занятии работал отлично. Прочитай её.

(Ш.): Читает: «Здоров будешь – всё добудешь».

(У.): Как ты понимаешь эту пословицу?

(Ш.): Если будет здоровье, будешь хорошо учиться, работать, а значит, счастливо жить.

(У.): Верно. Поэтому тема здоровья очень актуальна во все времена. Сегодня мы говорили о том, как заботиться о здоровье, а завтра обсудим все факторы, которые приносят здоровью непоправимый вред.

IV Итог занятия.

Карточка № 6.

(У.): Как ты произносил многосложные слова? С правильным ударением?

(Ш.): Я произносил многосложные слова с правильным ударением.

(У.): Как ты произносил глаголы, оканчивающиеся на –тся, -ться?

(Ш.): Я правильно произносил глаголы, оканчивающиеся на –тся, -ться.

(У.): Как ты воспринимал текст, словосочетания и слова на слух?

(Ш.): Я хорошо воспринимал текст, словосочетания и слова на слух.

(У.): Что новое ты узнал на занятии?

(Ш.): Я узнал, как измерять давление.

(У.): Таким образом, цели занятия выполнены, ты занимался отлично, так как составил всю пословицу согласно критериям оценки. Занятие окончено. Попрощайся.

(Ш.): До свидания, Лариса Николаевна!

(У.): До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 0 классе.

Развивать артикуляционный праксис.Автоматизация звука [с ] в обратной позиции на материале слогов, слов и фраз. Дифференциация звуков [х-к ] на материале слогов, слов, фраз. Развивать речевое ды...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Конспект составлен для проведения индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе СКК (II вид 2 отделение) с учётом слуховых и речевых возможностей уча...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произносительных навыков с учеником 1 класса (двусторонняя сенсоневральная глухота)...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе II вида.

Конспект занятия по РСВ и ФП содержит разнообразные виды работ, соответствует программе по развитию слухового восприятия 2 класса школы слабослышащих....

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 5 класс II вид

В первой части ("формирование произношения") представлены разнообразные виды работы и задания по автоматизации, дифференциации звуков, формированию естественной интонации. Смена заданий способствует п...

План-конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки З и Ж. Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов.

КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат №15 II вида» План -конспект индивидуального занятияпо развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки З...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...