Открытый урок русского языка обучающихся с ограниченными возможностями (ОВЗ)+ презентация к уроку 6 класс
методическая разработка (6 класс)

Давиденко Карина Николаевна

Открытый урок с детьми ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Русский язык    6 класс ОВЗ (зпр)

Тема: Несклоняемые имена существительные

Цели урока:

а) Познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.

Образовательные:

 Познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными.

Развивающие

- развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся;

- формирование навыков  самостоятельной  работы;

- обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Коррекционно- развивающие:

1. Развивать умение правильно употреблять несклоняемые существительные в косвенных падежах.

2. Развивать умение работы с учебником.

3. Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении несклоняемых существительных.

4. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении склоняемых существительных и несклоняемых.

3. Расширить и обогатить словарь новыми словами.

Воспитательные:

1. Формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

2. Прививать интерес к предмету.

Оборудование: пакет с предметами, карточки с картинками, конверты со словами, карточки с «меню», кроссворд.

Структура урока:

  1. Организационно-подготовительный этап.
  2. Основной этап.

1.Актуализация знаний.

2. Постановка проблемной ситуации.

3. Изучение нового материала.

4. Сообщение темы и цели урока.

5.Физкультминутка.

6.Закрепление изученного материала.

  1. Заключительный этап.

1.Итог урока.

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.

Ход урока

1.Орг. Момент- Сегодня у нас необычный урок, мы не одни, у нас присутствуют гости. Это первый у вас урок. Давай определим, какое у нас сегодня настроение. И урок начнем с пальчиковой гимнастики. Разогреем сначала руки.

  1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди.
  2. «Солнечные лучики» . Пальцы переплетены. Сначала пальцы поднимаются- солнышко встает, потом опускаются- солнышко ложится.
  3. .«Пальчики здороваются». Соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки(большой с большим, указательный с указательным и т.д.

2. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.

2.Актуализация знаний.

- Я сегодня пришла с мешочком, хочешь узнать, что там находится? (отвечает)

-Достаем предметы по одному и называем их. Какой частью речи являются эти слова? (существительными)

-А что такое имя существительное? (это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?)

-Давай напишем слова, которые называют наши предметы, руководствуясь правилом.

-Выходи к доске, я вам буду показывать предмет, а вы записывать и комментировать. (выполняем, определяем род)

- Молодец, садись на место.

Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

- Давай просклоняем любое слово. (выбирает сам)

- Давай его возьмем с любым прилагательным.

И.п. (есть) что? Железный ключ, ключи

Р.п. (нет) чего? Железного ключа, ключей

Д.п. (рад) чему? Железному ключу, ключам

В.п. (вижу) что? Железный ключ, ключи

Т.п. (доволен) чем? железным ключом, ключами

П.п. (думаю) о чем? о железном ключе, о ключах.

- Молодец. Давайте проследим, что происходит со словами?

(у них изменяются окончания)

-Правильно.

- Давай попробуем просклонять другое слово, но тоже вместе с прилагательным. (я склоняю на доске, а  вы тетради)

И.п. (есть) что? Горячий кофе

Р.п. (нет) чего? Горячего кофе

Д.п. (рад) чему? Горячему кофе

В.п. (вижу) что? Горячий кофе

Т.п. (доволен) чем? горячим кофе

П.п. (думаю) о чем? о горячем кофе

-  Давайте сравним записи на доске. Что необычного Вы заметилИ? При изменении словосочетания железный ключ, форма слов меняется, т.к они имеют разные окончания. А при склонении словосочетания горячий кофе, слово горячий склоняется, а слово кофе остается в той же форме. Значит оно, какое это слово? (несклоняемое)

2. Определение темы уроков, целеполагание

- Тема нашего урока звучит так: «Несклоняемые имена существительные». ЗАПИСЫВАЕМ.

- Правильно, наша цель познакомиться с именами существительными, которые не склоняются по падежам.

Имена существительные, которые не изменяются по падежам, называются несклоняемые. 

3. Группы несклоняемых существительных 

Правила в учебнике читаем

Все эти слова иноязычные, в основном – французские. Это первая группа несклоняемых существительных.

- Приведем примеры, но сделаем это в необычной форме: 

1. Я буду показывать картинки, а Вы их будете называть и записывать в тетрадь, а я  и  кто-то доске. (кофе, такси, кенгуру, пальто, пианино, эскимо, радио, домино, метро, кафе)

-Внимательно посмотрите на эти слова и ,подумай, есть ли у несклоняемых имен существительных окончания? (отвечает, если скажет «да», то спрошу, что такое окончание и попрошу попробовать просклонять одно слово. Это изменяемая часть слова, посмотрим внимательно, у этого слова меняется что-то? (нет) . Значит окончания у этих слов нет)

 Прослушайте   стихотворение “ Про то, как не надо говорить”: слайды

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне... 
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) - Все значения слов вам понятны?

Со всеми ли словами вы встречались ранее и знаете ли вы их значение?(если нет, обращаемся к словарю)

2.Игра « значение слов» с сердцами знаний. На сердцах знаний написаны слова, ученики выходят  к доске и вытягивают слово, им нужно сказать значение слова.   Кашпо,  какаду, кашне, пенсне, манто ,фойе

Словарная работа:

Кенгуру - общеупотребительное название группы животных из отряда двурезцовых сумчатых млекопитающих

Кино- вид искусства

Пальто – верхняя одежда ,обычно ниже колен

Кафе- Небольшой ресторан с кофе, чаем, прохладительными напитками, закусками.

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

3.- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить . Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. (КАРТОЧКА № 1)

4.Поиграем в игру «ЗООПАРК» (КАРТОЧКА 2)

раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. - Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?(пони)

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.(кенгуру)

В) Крупный попугай с пестрым хохолком.(какаду)

Г) Самая маленькая птица на земном шаре.(колибри)

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?(шимпанзе)

(Ученики отгадывают загадки,

- Несклоняемых существительных в русском языке немало. Хочу прочитать вам стихотворение:

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!

5. Поиграем в игру “Сломай рифму” (раздаточные материалы)

Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж. (Раздаю листочки) (КАРТОЧКА № 3)

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

6. Игра “Назови одним словом” (КАРТОЧКА 5)

Дети должны определить слова по их лексическому значению.

На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”

1. Верхняя одежда для зимы и осени. пальто

2. Подземная железная дорога. метро

3. Клавишный музыкальный инструмент. пианино

4. Асфальтированная дорога. шоссе

5. Сорт мороженого на палочке. эскимо

6. Напиток из зерен кофейного дерева. кофе.

7.Давайте решим кроссворд  Отгадками его должны стать несклоняемые имена существительные. Запишите их на листе с кроссвордом.

По горизонтали:

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

Слова для справок: (пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4, Шейный шарф.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

Слова для справок: (такси, депо, домино, кашне, метро)

http://festival.1september.ru/articles/653655/img1.gif

8.Физкультминутка

 Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Отдохнули и с новыми силами переходим к следующему заданию. Заполнять пропуски не самая сложная работа, гораздо труднее составлять предложение самому.

- Давай попробуем это сделать. Я вам выдаю МЕШОЧКИ со словами, в каждом конверте по предложению, постарайся из них составить предложения и записать их.

1.Это кино было очень интересное.
2.
По радио началась моя любимая передача.

3.На конкурсе было очень строгое жюри.

-Найдем в предложениях несклоняемые существительные.

-Обратим внимание на последнее предложение и слово «жюри»?

- Ты встречался с этим словом ранее?

- Что такое «жюри»? Давай обратимся к словарю.(работа со словарем,)

- Давай запишем его в тетрадь, рядом с ним поставим  знак восклицания и запомним, как оно пишется (после «ж» пишется «ю», потому что слово исключение, оно пришло к нам из другого языка французского. В соответствии с русской грамматикой после шипящих (ж, ш, ч, щ) всегда пишутся а, и, у (но не я, ы, ю): жила, шик, чаша, чаща, шут.).

9. Закрепление изученного материала.

переходим к закреплению изученного материала.

- Я для вас составила меню. Найди, пожалуйста, в нем несклоняемые имена существительные Меню.

  1. Борщ.
  2. Суп харчо.
  3. Пюре.
  4. Макароны.
  5. Куриное филе.
  6. Чай.
  7. Кофе латте.
  8. Какао.

- Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Я вам буду диктовать существительные, а вы должны записать только те существительные, которые относятся к несклоняемым.

Стол, пальто, эскимо, дерево, лампа, пони, книга, такси, кино. (карточки напечатать, а детям подчеркнуть несклоняемые)

- Проверьте, пожалуйста, самостоятельно, как вы справились с заданием.

10. Итоги урока:

- Я прочитаю “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

Рефлексия  

Вот и подходит к концу наш урок.

- С какими существительными мы сегодня познакомились?

- Чем они отличаются от склоняемых существительных? (во всех падежах имеют одну и ту же форму)

-Какое новое слово исключение мы сегодня узнали? Ты запомнил как, оно пишется?

- Что осталось непонятным?

- Как вы думаете, те знания, которые вы получили на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни?

Д.З. Дома ты еще раз поработаете с несклоняемыми существительными, УПР.270,стр.142


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эти несклоняемые существительные Занимательный материал для урока русского языка. 6 класс

Слайд 2

Придумываем рассказ Метро Кенгуру Кино Пальто Кашне Пенсне Шоссе Шимпанзе Домино Какаду Фортепьяно Кафе

Слайд 3

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру

Слайд 4

и поехали в метре фильм смотреть о кенгуре

Слайд 5

Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне… А вернее - я и ты Без кашна и без пальты …

Слайд 6

Любит кины детвора, Если в кинах кенгура Ходит-бродит по шоссу , Носит в сумке шимпанзу

Слайд 7

Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол

Слайд 8

И сидит за доминой С шимпанзой и какадой

Слайд 9

Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян …

Слайд 10

Тут и взрослый, сняв пенсню , хохотал на всю киню

Слайд 11

Интересное кино, жаль, что кончилось оно…

Слайд 12

В гардероб пора бежать: будут польта выдавать. Аркадий Хайт

Слайд 13

Это надо запомнить!

Слайд 14

Чтобы грамотными стать И писать отлично, Никогда нельзя менять В падежах различных Ни кино, Ни домино, Ни бюро, И ни метро , Ни кашне , И ни пенсне , Ни шоссе , Ни шимпанзе . Ни какао , Ни депо , Ни кафе и ни пальто , ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру

Слайд 15

Интернет ресурсы http://www.gifss.es/dollz/candy_chicos/10.gif http://totali-spays2008.narod.ru/gif/boygirl/boy16.gif http://www.advmarket.ru/claw_mon/1a3aba111f.gif http://thumbs.gograph.com/gg58199531.jpg http://old.tvc.ru/showImage.ashx?faid=dda9f8d4-4b5f-4175-8e6c-224f4ed145ac&w=320&h=240 http://s1.uploads.ru/t/E6SQI.png http://dl5.glitter-graphics.net/pub/2035/2035375ttnl2hgwzr.gif http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/23429204.2c8/0_77e47_2bd0c0e4_XL http://i.allday.ru/uploads/posts/1209840389_filmstripvector_500.jpg http://filippoghidoni.altervista.org/alterpages/medium/5489284-illustrazione-dello-sfondo-astratto-con-un-film-ciak-e-una-bobina1.jpg http://mynews-in.net/upload/news/2011/04/14/2370766_1.jpg http://kino-aktiv.ru/uploads/posts/2012-12/1355777053_kino19.jpg http://i051.radikal.ru/1107/fb/7ecc2497070b.jpg http://news.vpn.by/images/779960_3.jpg http://podarok-moscow.ru/admin/pictures/38114b.jpg http://ufa.minfor.ru/file/18888.jpg http://best-guide.ru/wp-content/uploads/2013/10/%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1.jpg http://popugaichik.ucoz.ru/_pu/0/s97998.jpg http://img.artoff.ru/_i/500/orig/1461.jpg http://www.chaostrivia.com/images/content/questionpics/pic1492.jpg http://ic.pics.livejournal.com/mahnatik/14859529/165208/165208_320.jpg http://argumenti.ru/images/preview/arhnews/884d86e38af6a4e570ccd2a75ac7065e.jpg Подготовила учитель русского языка и литературы ГУ «Мичуринская средняя школа» Тихонова Надежда Андреевна

Слайд 16

http://www.bluesbrothers.ru/rubriki/steinwaysons_art_case_photo_02/art_case_photo/art_case_photo_alma-tadema_01.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6611/134091466.1e/0_8fa02_344cb147_XL http://static.playcast.ru/uploads/2013/11/21/6623071.png http://greekholidays.ru/files/images/hotel/2013/02/westin_resort-24_0.jpg http://gorod.tomsk.ru/uploads/7643/1300094676/002_3.jpg http://opticbox.ru/items/i3964/full_text/%CE%F7%EA%E8-%EF%E5%ED%F1%ED%E5.jpg http://f-picture.net/lfp/i019.radikal.ru/1312/f2/f9ba54902c0b.jpg/htm http://www.izhevskinfo.ru/pictures/news/9690.jpg http://900igr.net/datai/obg/PDD-doroga/0007-005-Vidy-rabot-v-ramkakh-programmy-Perekrjostok.jpg http://data16.gallery.ru/albums/gallery/174772-171b6-60999748-m750x740-u33698.jpg http://poiskm.com/artist/892394-Radionyanya http://www.touran-club.ru/attachments/5531d1343221693t-interesnaya-ssylka-radioniania.jpg http://plastinka.org/uploads/posts/2009-05/1243347733_radionanya.jpg http://www.shop.philips.ru/media/catalog/product/cache/1/small_image/800x600/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/s/c/scd580_00-rtp-global-001_highres.jpg http://audio-knigki.com/uploads/posts/2013-08/1376852615_radionyanya.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс.

Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс....

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" 11 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" 11 класс включает задания ЕГЭ для разминки(задания 4,6,7), случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым ...