Главные вкладки

    Как развивается речь ребенка
    консультация

    Елисеева Татьяна Константиновна

    Основные этапы развития речи, их характерные особенности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_razvivaetsya_rech_rebenka.docx24.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

    Подготовила учитель-логопед

    Елисеева Т.К.

     

                  Уважаемые родители!

    Рассмотрим  показатели развития речи в разные возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.   
    НО: Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии ребенка – ДЕЙСТВУЙТЕ! Возможно, Вашему ребенку необходима помощь специалистов: логопедов, дефектологов, неврологов.


    Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!

    Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием вашего малыша, Вам необходимо знать этапы развития речи ребенка.

     

    Этапы развития речи ребенка:

     

    1-2 месяца. Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. В начале  появляется гуление: гласные звуки "аа", "оо", "ау".
     

    2 месяца. Гуление усложняется с включением согласных звуков - "гу" или "бу", "хо". 

     

    3 месяца. Начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th". 

     

    4 месяца. Протяжное произнесение звуков: "аль-ле-е", "лы-алы". 

     

    5 – 6 месяцев. Ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. Это период лепета, ребенок подражания произносит отдельные слоги : ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Развивается понимание речи окружающих. 

     

    7-8 месяцев. Ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. Из гласных чаще других производится звук "а", из согласных в основном звуки "п, б, м, к, т" и некоторые другие. Малыши начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. 

     

    9-10 месяцев. Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: "мама", "баба". К концу года появляются целые слова типа "мама", "папа", "дядя". Ребенок четко произносит гласные: "а", "о", "у", согласные: "м", "б", "к", "г". К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п. 

     

    1—2 года. Малыши  начинают четко  произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком ". Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р".
    В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных:  «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий». Активный словарь к 2-м годам составляет 300 -  400 слов. 

     

    3 года.  Речь ребенка начинает совершенствоваться: он начинает пользоваться 3-сложными словами ("машина", "ворона", "корова"), повторяет за взрослыми сложные слова, свободно связывает слова в предложения ("Мама, ты куда пося (пошла)?"). Правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые звуки или пропуск этих звуков. Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов. 

     

    4 года. Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложные предложения. Растет его интерес к звучащему слову, к "устройству" речи. Он начинает создавать новые слова: "копатка" (лопатка). Интересуется происхождением и значением слов ("Почему слона зовут слоном?"). Все звуки речи произносятся правильно кроме"ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ", могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль".  У некоторых детей сохраняется общая смягченность речи. 

     

    5 лет. В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче. В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь - 3000 слов. У ребенка совершенствуется звуковая сторона речи, артикуляционный аппарат достигает такой степени развития, что может правильно произносить все звуки. Многие начинают верно произносить шипящие "ш", "ж", "ч", "щ", "р", "рь", "л". Почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

     

    6 лет. Нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. 

     

    7 – 17 лет.  Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. Ребенок овладевает письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.         

    Возрастные логопедические нормы для детей от 0 до 6 лет

    Возраст

     Показатели речевого развития

     1 мес.

    Выражает сосредоточение на громкий звук или речь взрослого: замедляет движения, вздрагивает, изменяется частота дыхания, поворачивает голову, прекращает сосание

     2 мес.

    Гуление – произношение гласных звуков.

     3 мес.

    Гуление разнообразится, в произношении появляются согласные звуки Г, К, Н, гуление в ответ на речь взрослого.

     4 мес.

    Произношение цепочки звуков, гласные чередуются с согласными. Появляется первый смех.

     5 мес.

    Реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

     6 мес.

    Появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

     7 мес.

    Подражание голосу взрослого. Появление лепета, отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та. Из гласных чаще других производится звук А в сочетании с согласными П, Б,М, Д, Т, К. Активно повторяет слоги за взрослыми.  Проявление интонаций удовольствия и неудовольствия.

     8 мес.

    Подражание голосу взрослого. Появление лепета, отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та. Из гласных чаще других производится звук А в сочетании с согласными П, Б,М, Д, Т, К. Активно повторяет слоги за взрослыми.  Проявление интонаций удовольствия и неудовольствия.

     9 мес.

    Подражая, способен произносить цепочки повторяющихся слогов. Голосом выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи, с помощью речи начинает строиться взаимодействие ребенка со взрослым. С удовольствием играет в «ладушки».

     10 мес.

    Понимает обращенную к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами. В активной речи появляются первые слова. Это ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «ба» - банан или простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба»

     11 мес.

    Понимает обращенную к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами. В активной речи появляются первые слова. Это ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «ба» - банан или простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба»

     12 мес.

    Запас слов от 2-3 до 20-30. Дети могут не иметь активного словарного запаса, но выказывать понимание речи.

     1г 3 мес.

    Минимальный активный словарный запас - 6 слов. Начинает понимать простые просьбы, не сопровождающиеся жестом.

     1,5 года

    В активном словаре ребенка насчитывается минимум 7—25 слов.
    Показывает, если попросить, одну из частей тела.

     2 года

    Понимает действия и предметы на картинках. Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Понимает значения предлогов на, под. Задает вопросы «что это?», «где?».
    В активном словаре насчитывается около 50 слов, в основном существительных и глаголов, используемых в бытовом общении. Фразы из 2-4 слов.  Появляется местоимение «я». Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

     2 года 1 мес.

    Произносит твердые звуки С, 3, Ц

     2 года 6 мес.

    Адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов. Вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные предлоги.

     2 года 9 мес.

    Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) . Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

     3 года

    Минимальный словарный запас – 250 слов. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова. В звукопроизношении еще отсутствуют шипящие. Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки. Начинает подбирать рифмы к словам. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Называет свое имя, пол, возраст.

     3 года 9 мес.

    Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р
    Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи
    Побуждает взрослых играть в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки
    Разговаривает сам с собой, комментирует свои действия

     4 года

    Словарный запас достигает 2000-3000 слов. Появляются наречия, обозначающие временные и пространственные признаки. Придумывает новые слова (словотворчество). Основные части речи изменяет правильно. У большинства детей звукопроизношение нормализуется, у некоторых наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие произношения звука «Р». Речь не до конца связная, возможен пересказ знакомой сказки, пересказ событий из собственной жизни еще не последователен. Непроизвольное запоминание стихотворений, иногда длинных, и большого их количества.

     4 г 6 мес.

    Определяет наличие заданного звука в слове.

     4 г 9 мес.

    Может подбирать к словам антонимы.
    Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

     5 лет

    Словарный запас значительно обогащен. Овладевает связной речью, способен  составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений. Произношение всех звуков правильное. Умеет изменять громкость голоса, интонации.

     6-7 лет

    Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания  (ни свет - ни заря, на скорую руку и др.) Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего  развития ребенка, его успешного обучения в школе.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развиваем речь ребенка, играя.

    Материал можно использовать  на   логопедических стендах и  в качестве сообщений на родительских собраниях и индивидуальных консультациях....

    Как родителям самостоятельно развивать речь ребенка

    Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на приме...

    Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка в повседневной деятельности"

    Консультация для родителей поможет развитию речи детей в повседневной деятельности : на прогулке, на кухне, на даче....

    Как развивается речь ребенка

    Что влияет на развитие речи. Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте...

    Консультация для родителей: "Развиваем речь ребенка. С чего начать?".

    Консультация для родителей Развиваем речь ребенка.  С чего начать? Как известно все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на пример...

    Может, ложь, да в ней намек: развиваем речь ребенка

    Авторская практика в сфере синтеза двух образовательных областей - речевого развития и художественно-эстетического развития - и как это способствует активному развитию речи детей....