Главные вкладки

    Развиваем речь ребенка, играя.
    консультация на тему

    Ткаченко Светлана Анатольевна

    Материал можно использовать  на   логопедических стендах и  в качестве сообщений на родительских собраниях и индивидуальных консультациях. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.46 КБ

    Предварительный просмотр:

             КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

             Тема: «Развиваем речь ребенка, играя»

    С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с другими людьми.

    Прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Потом постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова.

    Ребенок не всегда сразу может правильно произнести услышанное слово. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов.

    В первую очередь от состояния артикуляционного аппарата, а также от развития речевого дыхания, умения различать похожие между собой звуки.

    Усвоение ребенком звуковой стороны речи происходит на основе общения ребенка со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности, в том числе и в игре.

    В процессе «речевых» игр и упражнений ребенок учиться понимать и употреблять термины слово и звук, выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Внимание детей специально обращается на такую особенность звуковой стороны слова как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомясь со звуковой формой слова, они учатся анализировать его слоговое строение, выделять ударение.

    Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов.

    На примере приведенных ниже игр видно, что в процессе проведения речевых игр закрепляются знания о том, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, что звуков в них может быть много или мало и следуют эти звуки друг за другом в определенной последовательности, что в словах есть части и одна из них - ударная. Данные игры также способствуют обогащению и активизации словарного запаса, развитию мышления, памяти, воображения, мелкой и общей моторики.

    Поиграйте с ребенком в игры, благодаря которым, вы доставите ему несколько приятных минут общения с Вами, а также медленно, но верно будете развивать у Вашего малыша речь и такие психические процессы как мышление, внимание, память, воображение.

    «Отгадай загадку».

    Игра развивает  слуховое внимание, мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки. Учит понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

     Например: Удивительный ребенок!

    Только вышел из пеленок

    Может плавать и нырять,

    Как его родная мать.

    «Доскажи словечко».

    Игра развивает слуховое внимание, учить ребенка подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; развивает речевой слух.

    • Часто к озеру напиться

     Ходит рыжая ... (лисица)

    • По реке плывет бревно

    Ох, и злющее оно!

    Тем, кто в речку угодил,

        Нос откусит ... (крокодил)

    «Скажи наоборот»

    Игра учить подбирать к любому слову антоним.

    • Простой вариант: тихо -громко, кислый - сладкий и т.д.
    • Сложный вариант: светлый день - темная ночь и т.д.

    «Четвертый лишний».

    Игра учит находить общие и отличительные свойства предметов, объединять в группу по какому-либо основному признаку, проводить классификацию.

    • По родовому признаку: огурец, тыква, помидор, яблоко.
    • По звуковому (1-й или другой звук в слове) признаку: аист, астра, альбом, утка.

    и другие варианты.

    «Я могу назвать»

    Игра учит классифицировать предметы, называя максимальное количество слов, относящихся к одному понятию:  Я могу назвать пять овощей:

    Капуста - это раз, морковь - это два, баклажан - это три, редис - это четыре, репа - это пять.

    «Угадай сказку».

    Игра развивает воображение, память и связную речь. Ребенку демонстрируется картинка с изображенным на ней сказочным героем (героями). Попросите малыша сказать, из какой сказки это (эти) персонажи. Если ребенок дал правильный ответ, пусть попробует рассказать фрагмент из этой сказки или сказку целиком.

    «Придумай сказку (рассказ)»

    Это задание развивает воображение, внимание, память, связную речь ребенка.

    • Предложите ребенку разложить серию сюжетных картин в нужной последовательности и составить сказку (рассказ).
    • Попросите ребенка придумать, что произошло раньше, до момента, нарисованного на картинках, и что может произойти потом.

    Разучивание стихотворений.

    В процессе разучивания стихов у ребенка развивается память, внимание, связная речь, ее выразительность, обогащается словарь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как родителям самостоятельно развивать речь ребенка

    Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на приме...

    Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка в повседневной деятельности"

    Консультация для родителей поможет развитию речи детей в повседневной деятельности : на прогулке, на кухне, на даче....

    Как развивается речь ребенка

    Что влияет на развитие речи. Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте...

    Консультация для родителей: "Развиваем речь ребенка. С чего начать?".

    Консультация для родителей Развиваем речь ребенка.  С чего начать? Как известно все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на пример...

    Как развивается речь ребенка

    Основные этапы развития речи, их характерные особенности...

    Может, ложь, да в ней намек: развиваем речь ребенка

    Авторская практика в сфере синтеза двух образовательных областей - речевого развития и художественно-эстетического развития - и как это способствует активному развитию речи детей....