Главные вкладки

    «Как развивается речь ребенка». (консультация для родителей)
    консультация

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_razvivaetsya_rech_rebenka.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская (коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида «Надежда»

                             «Как развивается речь ребенка».

                                         (консультация для родителей)

    Составила и провела:

    Мерясева И.В.

    Учитель – дефектолог  

    Как развивается речь ребенка.

    Ребенок не рождается со сложившейся речью. Когда и каким образом малыш овладевает умением говорить - правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Овладенью речью – это сложный, многосторонний психический процесс: ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками , близкими.

    В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же как и взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.

    В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер – ковров, окно – окон, лампа – ламп, шел – пошел, играл – играли – играла ; строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Ребенок за очень короткое время усваивает множество грамматических форм.

    Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка ( и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеет достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука.

    Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для  произнесения других – более сложная. Поэтому малыш  и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные звуки в артикуляционном отношении звуки появляются поздней.

    В оформлении звучащей речи принимают участие и голосовой аппарат и органы дыхания. Произнесение гласных звуков , звонких согласных, сонорных (р, л, м, н ) осуществляются  благодаря колебанию голосовых связок. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков.

    В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления , в основе которой лежит степень артикуляционной трудности.  На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми. Например , в 2,5 – 3 г. Вместо звука ш ребенок может использовать звуки ть, т. («тяпка», «тапка» вместо шапка)., в 3-4 года- звуки сь,с («сяпка», «сапка»),  затем может быть смягченное произнесение звука ш как шь («шяпка»), к 4-5 годам может усвоить зтот звук и хорошо произносить. Тоже самое имеет место и при усвоении других звуков. Усвоение звука ц происходит через такие промежуточные звуки:ть-сь-с- -тс- ТЦ («типленок»,-«сипленок»- «сыпленок»- «тсыпленок»- «цыпленок») Звук р происходит через следующую систему заменителей: й- ль- л- рь- р («йыба» - «либа» -«лыба»- «рыбв»).

    Конечно данная система  заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам), другие усваивают их чуть позже. (к 5-6 годам).

    В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. Условно в процессе овладения ребенком речью можно отметить несколько этапов. На первоначальном , подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела- коры головного мозга и переферического - органов слуха и органов , участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого неба и др.) следующий этап – развитие понимания речи и на основе зтого появление первых осмысленных слов. Далее с приобретенем достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна). Последний этап – наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое ее оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов.

    Овладенье речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражаться в непрерывном произношении звукоа,в недоразвитии фонематического восприятия, а бедности словарного запаса, в нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи (в легких случаях, а в тяжелых – вплоть до полного ее отсутствия). Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также нередко отстают в развитии.

    Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.

    Литература:

    1. А. И Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» Москва «Просвещение»1988г.

    2. И.Ю. Кондратенко «выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте», Айрис – пресс2005г

    3. Ж.М. Флерова «Логопедия» - Ростов- на – Дону 2006г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"

    В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Простые движения рук поммогают убрать на...

    Буклет для родителей "Развиваем пальчики - развиваем речь"

    Буклет  можно использовать как дополнительный материал для работы с родителями....

    Буклет для родителей "Развиваем руку - развиваем речь".

    Сейчас очень много говорят и пишут о развитии мелкой моторики у детей. Какова же связь движений пальцев рук и речи?  Найти ответ на этот вопрос, а также ознакомиться с вариантами игр для р...

    Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"

    Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"...

    Мастер-класс с родителями "Развиваем пальчики-развиваем речь"

    Ученые и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие д...