Коррекционная деятельность по развитию психических функций в процессе развития мелкой моторики у незрячих детей с глубоким нарушением интеллекта
рабочая программа

Рабочая программа по развитию мелкой моторики

( VIII вид)

1 класс (34 часа)

1 час в неделю.

Ориентировка в собственном теле. Голова, туловище, руки, ноги (на себе, на товарище, стоящем перед собой). Части тела в деталях: лоб, затылок, подбородок, нос, губы, брови, щеки, уши.

Туловище: грудь, плечи, живот, спина, пояс, перед, зад.

Конечности: руки, локти, кисть, ладонь, пальцы (название пальцев), ногти, запястье. Ноги, колени, ступня, носок, пятка, подошва, пальцы, ногти.

Обучение различным действиям рук, ног. Возможности движений пальцами рук. Практические упражнения, развивающие подвижность кистей и пальцев рук (с применением массажирующих предметов и без).

Упражнение для формирования захватывающих движений рук. Поймать мяч большого размера на полу; поймать мяч маленького размера на столе; снять с наборного полотна детали конструктора «ЛЕГО» (крупного размера).

Обучение приемам обследования предметов. Обучение соблюдению определенной последовательности при обследовании животных (голова, туловище, хвост, ноги или лапы); геометрических фигур; предметов домашнего обихода.

Выделение сенсорных эталонов формы. Учить различать с помощью осязания геометрические фигуры ( круг – шар, квадрат – куб, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, звездочка, полукруг). Сопоставлять данные формы с предметами окружающего мира.

Обследование различных предметов. Дифференциация предметов из дерева, металла, пластмассы, стекла, тканей и др. материалов. Различение по форме, величине, фактуре и температурным ощущениям. Учить различать свойства поверхности предметов ( гладкая – шероховатая; мягкая – твердая; теплая – холодная и т.д.).

Формирование представлений о величине предметов.  Учить детей различать величину предметов, учить осязательным приемам сравнения предметов: наложением плоскостных предметов, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, рука и др.).

Совершенствование навыков осязательного восприятия. Работа с пирамидкой, стаканчиками – ведрышками, матрешкой, игра « Чудесный мешочек», доски Сегена.

Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки окружающих предметов. Учить определять поверхности ( стен, дверей, пола, окон, раковин и др.), находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях.

Дифференцирование различных признаков и свойств предметов. Учит классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам (круглые, жесткие, теплые и др.).

Сортировка мелких предметов ( от более крупных к более мелким).   Желуди – ракушки -  камушки. Бусинки разной формы. Косточки – абрикосы- сливы. Косточки фиников – кизила. Фасоль - горох. Косточки арбуза – подсолнуха. Рис – гречка.

Работа со счетными палочками. Вынимание палочек из коробочки попеременно правой и левой рукой; перекладывание палочек из одной коробки в другую; составление из палочек геометрических фигур.

Работа с пластилином. Обучение приемам разминания пластилина. Раскатывание колбасок между ладонями; на подложке (с помощью ладони, с помощью пальцев). Раскатывание шариков ладонями; на подложке; лепка шара пальцами. Лепка нескольких шариков одинаковой формы; составление орнамента (бусы). Лепка палочек одинаковой длины; составление заборчика. Лепка из тонких палочек колечек; составление орнамента (цепочка). Формовка кружочка из шарика (способом  надавливания указательным пальцем).

Занятия с использованием мозаики (крупные детали). Знакомство с рабочим полем, видами фишек. Заполнение фишками рабочего поля; выкладывание рамки по краю поля; выкладывание вертикальных и горизонтальных линий.

Работа с конструктором «Лего» (крупные детали). Выкладывание на наборном полотне дорожки; складывание башенки; складывание стеночки; скамейка; складывание схематических фигур (павлин, жираф, верблюд др.).

Работа с бусами  трех размеров (от крупных деталей к более мелким). Нанизывание на шнурок с деревянным наконечником крупных деталей; нанизывание средних деталей на пластиковый шнур; нанизывание мелких деталей на бечевку или леску.

Работа с книгой. Перелистывание страниц брайлевской книги; нахождение первой строки; контроль строки и переход на другую.

 

                                                     2 класс (34 часа)

                                                      1 час в неделю

 

Пальчиковая гимнастика. Упражнения, развивающие подвижность кистей и пальцев рук. Выполнение упражнений в различном ритме по словесной инструкции педагога.

Развитие представлений о величине предмета. Выбор предметов одинаковой длины, ширины, высоты.

Дифференцирование различных признаков и свойств предметов. Выбрать все предметы, где есть круглые части. Выбрать одежду, где есть пуговицы (застежки). Выбрать предметы, у которых есть крышки. Разделить на группы игрушки из различных материалов (резиновые, мягкие, пластмассовые, деревянные).

Совершенствование навыков осязательного восприятия предметов. Сортировка круп, камушков, пуговиц, семян растений, косточек. Узнавание животных и птиц по муляжам.

Работа с образцами тканей. Знакомство с различными видами тканей. (марля, хлопок, лен, шерсть, мех, шелк). Сравнение и выбор сходных образцов (практические упражнения).

Работа с книгой. Перелистывание страниц брайлевской книги, нахождения на странице начало текста, абзаца,  переход на двустороннюю печать.

Работа с мозаикой (средние и мелкие фишки). Выкладывание геометрических фигур по образцу, с использованием шаблона и самостоятельно. Выкладывание по образцу (солнышко, снежинка, дом, цветок, елочка).

Работа с конструктором « Лего» ( напольный, настольный – крупные детали). Кирпичная кладка (сцепление деталей). Кирпичная кладка с соединением двух стенок. Кирпичная кладка колодца. Складывание схематических фигур (машина, диван, стол, стул, человек).

Работа с пластилином и природным материалом. Заполнение рельефного рисунка пластилином. Выкладывание орнамента из косточек на пластилиновой основе. Аппликационная лепка.

Работа с шаблонами. Учить обводить шаблоны геометрических фигур, овощей, фруктов, животных, птиц и других предметов ( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; репа, морковь, гриб; груша, яблоко,  лимон; зайчик, белка, лиса, медведь, рыбка, собака, мышка, петух; пирамидка, цветок). Раскрашивание плотной штриховкой.

Занятия аппликацией. Выкладывание узоров из геометрических фигур; составление отдельных предметов (заборчик, елочка, неваляшка, снеговик, домик, грузовик и другие).

Работа с бумагой. Ознакомление с различными сортами бумаги ( промокательная, салфеточная, туалетная, тетрадная, газетная, перфокарточная, оберточная и другие). Сгибание листа бумаги по различным направлениям. Обрывание листа по сгибу; разрывание на мелкие кусочки. Приклеивание кусочков по контуру рельефных рисунков.

Работа с фольгой. Разглаживание смятого листа фольги (отдельными пальцами, ладонями). Формовка из фольги поделок (заворачивание кусочков пластилина в виде конфеты; подзорная труба; волшебная палочка и другие).

Чтение рельефных рисунков. Приемы обследование рельефного рисунка и соотнесение его с реальным предметом и его моделью.

Формирование представлений о человеке. Учить детей составлять образ собеседника. Рост, строение тела, волосы и другое, через тактильное осязание головы, рук, плеча. Дидактическая игра «Нарисуй портрет товарища»; «Узнай по описанию: Кто это?».

Приемы использования осязания при знакомстве и обращении с человеком. Учит различать пластику и ритм различных видов действия рук; учить отличать удары от неловкого толчка. Учить деликатным прикосновениям для избежания конфликтов.

Работа с магнитной мозаикой. Выкладывание геометрических фигур и заполнение их по всей плоскости элементами мозаики. Выкладывание по образцу простейших рисунков ( дом, дерево, солнце, елка, забор, грузовик, снежинка и другое).

Работа с нитями. Наматывание нитей на катушку.

 

 

Рабочая программа по развитию мелкой моторики

3 класс (34 часа) ( VIII вид)

1 час в неделю.

Работа с бумагой. Разрывание бумаги на мелкие кусочки; составление композиций по рельефным рисункам; складывание листа пополам (изготовление открытки); сгибание листа (изготовление закладки); складывание бумажного самолетика.

Работа с мозаикой. Самостоятельное выкладывание простых рисунков (дом, елочка, солнце, грузовик, цветок, флажок). Выкладывание по образцу: яблоко, ракета, кораблик, человечек, пирамидка и другое.

Работа с магнитной мозаикой. Самостоятельное выкладывание простых рисунков ( дом, елочка, солнце, цветок, флажок, снежинка, грузовик и другое). Выкладывание по образцу: ракета, кораблик, пирамидка, человечек, ваза с цветами и другие.

Работа с книгой. Учить самостоятельно ориентироваться в учебниках и тетрадях: находить нужный учебник (тетрадь); соответствующую просьбе учителя страницу, текст (упражнение, номер); находить в тексте нужное предложение (выборочное чтение).

Работа с конструктором «Лего» (мелкие детали).  Самостоятельная сборка по образцу стилизованных животных (жираф, верблюд и другие). Самостоятельная сборка колодца, кирпичной кладки в виде стен домика; конструирование модели грузовой машины, самолета, кораблика, человечка.

Работа с пластмассовым конструктором. Скручивание болта и гайки; раскручивание. Скручивание болта и гайки через планку; раскручивание. Скручивание геометрических фигур.

Работа с шаблонами. Самостоятельное обведение шаблонов; составление орнамента из геометрических фигур, из фруктов.  Составление композиции по сказкам «Репка», «Лиса  и заяц», «Три медведя». Раскрашивание внутри контурных линий.

Работа с пластилином. Аппликационная лепка; выкладывание орнамента из круп на пластилиновой подложке. Заполнение рельефного рисунка пластилином.

Работа с фольгой. Изготовление шариков из фольги (разного размера); накручивание фольги нам нитку в виде бус; изготовление снеговика из шариков разного размера.

Работа с нитями. Наматывание клубков (без катушки); завязывание узелков; складывание из нитей пучка (способом наматывания на два пальца).

Работа с пробковой доской и канцелярскими гвоздиками . Накалывание гвоздиков по горизонтальным и вертикальным линиям с помощью линейки; накалывание кругов с использованием шаблона; накалывание контура геометрических фигур с использованием шаблона; составление контурного рисунка из нескольких геометрических фигур; самостоятельное накалывание солнышка и снежинки.

Работа с веревками. Плетение жгутиков из двух веревок; завязывание узелков; плетение косички из трех веревок.

Работа со спичечными коробками. Составление из нескольких коробков линейки (скрепляя их между собой без склеивания). Склеивание коробков в виде кубика.

Работа с бусинками и пуговицами. Нанизывание на тонкую леску; пришивание к марле, заправленной в пяльцы крупных плоских пуговиц с двумя дырочками леской вместо нитки.

Работа с сыпучими материалами. Учить детей набирать песок (манную крупу) в кулачок и пересыпать в другую руку. Учить сыпать песок тонкой струйкой в одну точку; учить сыпать песок тонкой струйкой по прямым линиям; пересыпание песка ложкой из одной емкости в другую.

Работа с режущими предметами (пластиковый одноразовый ножик, ножницы). Резание пластилиновых брусков, колбасок, шариков, лепешек на дольки; резание полос бумаги на кусочки.

Работа с игровым пособием «Парикмахерская». Причесывание волос кукле

и завязывание хвостиков резинками.

«Морской бой» в приборе. Дидактическая игра с письмом всех шести точек по указанным координатам ( например: вторая строка, пятая клетка; седьмая строка, третья клетка и т.д. ).

 

                                                  4 класс (34 часа)

                                                    1 час в неделю

Работа с бумагой. Скручивание полос бумаги в бусинки. Аппликация из кусочков бумаги. Складывание кораблика.

Работа с мозаикой. Самостоятельное выкладывание композиций по образцу; по воображению.

Работа с магнитной мозаикой. Самостоятельное выкладывание композиций по образцу (рисунку); по воображению.

Работа с конструктором « Лего». Конструирование комплекса дом с комнатами и мебелью.

Работа с металлическим конструктором. Упражнение в завинчивании гайки рукой; сборка по образцу треугольника из трех плоских планок; сборка по образцу квадрата из четырех планок; составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина); разборка собранных изделий. Работа с шаблонами; самостоятельный выбор нужных шаблонов из набора предложенных для составления орнамента или рисунка; обведение и раскрашивание по плоскости между контурной линией. Самостоятельное составление композиций из шаблонов (расположение на листе) к тематическому рисунку по сказкам. Обучение рисованию контуров привычных фигур без шаблонов.

Работа с пластилином. Аппликационная лепка. Изготовление вазы из пластиковой бутылки  способом обмазывания пластилином ( украшение орнаментом из косточек).

Работа с фольгой. Самостоятельное изготовление бус из шариков. Изготовление короны из жгутиков. Изготовление маски (каждый ребенок накладывает сложенную в несколько слоев фольгу себе на лицо и легкими надавливающими движениями создает свою маску).

Работа с нитями. Перематывание клубков из одного в другой; завязывание узелков и бантиков. Складывание пучков из нитей и перевязывание их по центру другой ниткой. Изготовление стилизованной куклы из ниток.

Работа с пробковой доской и канцелярскими гвоздиками. Прикрепление картинок фруктов, сказочных персонажей, орнамента из геометрических фигур и т.д. Прикрепление узора из елочной мишуры. «Рисование шнуром» ( прикрепление веревочки канцелярскими гвоздиками в виде домика, машины, человечка и другое).

Работа с веревками. Плетение косичек из нескольких веревок. Переплетение веревками ножек перевернутой табуретки (разными способами); распутывание плетение на ножках табуретки.

Работа со спичечными коробочками. Изготовление грузовой машинки, домика, стульчика, жирафа и другое ( с помощью клея).

Работа с пуговицами. Прикрепление орнамента из пуговиц на марлю тонкой леской.

Работа с сыпучими материалами. Нанесение тонкой струйкой песка (манки) узора на липкий слой. Рисование предметов тонкой струйкой (кружок, солнышко, домик).

Работа с ножом (индивидуально рука в руке с педагогом). Разрезание куска хлеба на мелкие кусочки, отрезание ломтя от батона. Разрезание вареной колбасы на кружочки.

Работа с игровым пособием «Парикмахерская». Причесывание волос, заплетание косичек, завязывание резинками; учить вплетать в ленты в косички и завязывать в бантик (на кукле, девочки - на себе).

«Морской бой» на приборе. Письмо заданных точек в определенной последовательности по указанным координатам.

Работа с аппликацией. Наклеивание палочек (спичек) в виде определенного рисунка. Наклеивание картонных колечек в виде ромашки (для колечек разрезаем туб из-под бумажных полотенец).   

 

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Борейша Анна Станиславовна. 286-422-665

Коррекционная деятельность по развитию психических функций в процессе развития мелкой моторики у незрячих детей с глубоким нарушением интеллекта

Рабочая программа по развитию мелкой моторики

( VIII вид)

1 класс (34 часа)

1 час в неделю.

Ориентировка в собственном теле. Голова, туловище, руки, ноги (на себе, на товарище, стоящем перед собой). Части тела в деталях: лоб, затылок, подбородок, нос, губы, брови, щеки, уши.

Туловище: грудь, плечи, живот, спина, пояс, перед, зад.

Конечности: руки, локти, кисть, ладонь, пальцы (название пальцев), ногти, запястье. Ноги, колени, ступня, носок, пятка, подошва, пальцы, ногти.

Обучение различным действиям рук, ног. Возможности движений пальцами рук. Практические упражнения, развивающие подвижность кистей и пальцев рук (с применением массажирующих предметов и без).

Упражнение для формирования захватывающих движений рук. Поймать мяч большого размера на полу; поймать мяч маленького размера на столе; снять с наборного полотна детали конструктора «ЛЕГО» (крупного размера).

Обучение приемам обследования предметов. Обучение соблюдению определенной последовательности при обследовании животных (голова, туловище, хвост, ноги или лапы); геометрических фигур; предметов домашнего обихода.

Выделение сенсорных эталонов формы. Учить различать с помощью осязания геометрические фигуры ( круг – шар, квадрат – куб, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, звездочка, полукруг). Сопоставлять данные формы с предметами окружающего мира.

Обследование различных предметов. Дифференциация предметов из дерева, металла, пластмассы, стекла, тканей и др. материалов. Различение по форме, величине, фактуре и температурным ощущениям. Учить различать свойства поверхности предметов ( гладкая – шероховатая; мягкая – твердая; теплая – холодная и т.д.).

Формирование представлений о величине предметов.  Учить детей различать величину предметов, учить осязательным приемам сравнения предметов: наложением плоскостных предметов, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, рука и др.).

Совершенствование навыков осязательного восприятия. Работа с пирамидкой, стаканчиками – ведрышками, матрешкой, игра « Чудесный мешочек», доски Сегена.

Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки окружающих предметов. Учить определять поверхности ( стен, дверей, пола, окон, раковин и др.), находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях.

Дифференцирование различных признаков и свойств предметов. Учит классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам (круглые, жесткие, теплые и др.).

Сортировка мелких предметов ( от более крупных к более мелким).   Желуди – ракушки -  камушки. Бусинки разной формы. Косточки – абрикосы- сливы. Косточки фиников – кизила. Фасоль - горох. Косточки арбуза – подсолнуха. Рис – гречка.

Работа со счетными палочками. Вынимание палочек из коробочки попеременно правой и левой рукой; перекладывание палочек из одной коробки в другую; составление из палочек геометрических фигур.

Работа с пластилином. Обучение приемам разминания пластилина. Раскатывание колбасок между ладонями; на подложке (с помощью ладони, с помощью пальцев). Раскатывание шариков ладонями; на подложке; лепка шара пальцами. Лепка нескольких шариков одинаковой формы; составление орнамента (бусы). Лепка палочек одинаковой длины; составление заборчика. Лепка из тонких палочек колечек; составление орнамента (цепочка). Формовка кружочка из шарика (способом  надавливания указательным пальцем).

Занятия с использованием мозаики (крупные детали). Знакомство с рабочим полем, видами фишек. Заполнение фишками рабочего поля; выкладывание рамки по краю поля; выкладывание вертикальных и горизонтальных линий.

Работа с конструктором «Лего» (крупные детали). Выкладывание на наборном полотне дорожки; складывание башенки; складывание стеночки; скамейка; складывание схематических фигур (павлин, жираф, верблюд др.).

Работа с бусами  трех размеров (от крупных деталей к более мелким). Нанизывание на шнурок с деревянным наконечником крупных деталей; нанизывание средних деталей на пластиковый шнур; нанизывание мелких деталей на бечевку или леску. 

Работа с книгой. Перелистывание страниц брайлевской книги; нахождение первой строки; контроль строки и переход на другую.

                                                     2 класс (34 часа)

                                                      1 час в неделю

Пальчиковая гимнастика. Упражнения, развивающие подвижность кистей и пальцев рук. Выполнение упражнений в различном ритме по словесной инструкции педагога.

Развитие представлений о величине предмета. Выбор предметов одинаковой длины, ширины, высоты.

Дифференцирование различных признаков и свойств предметов. Выбрать все предметы, где есть круглые части. Выбрать одежду, где есть пуговицы (застежки). Выбрать предметы, у которых есть крышки. Разделить на группы игрушки из различных материалов (резиновые, мягкие, пластмассовые, деревянные).

Совершенствование навыков осязательного восприятия предметов. Сортировка круп, камушков, пуговиц, семян растений, косточек. Узнавание животных и птиц по муляжам.

Работа с образцами тканей. Знакомство с различными видами тканей. (марля, хлопок, лен, шерсть, мех, шелк). Сравнение и выбор сходных образцов (практические упражнения).

Работа с книгой. Перелистывание страниц брайлевской книги, нахождения на странице начало текста, абзаца,  переход на двустороннюю печать.

Работа с мозаикой (средние и мелкие фишки). Выкладывание геометрических фигур по образцу, с использованием шаблона и самостоятельно. Выкладывание по образцу (солнышко, снежинка, дом, цветок, елочка).

Работа с конструктором « Лего» ( напольный, настольный – крупные детали). Кирпичная кладка (сцепление деталей). Кирпичная кладка с соединением двух стенок. Кирпичная кладка колодца. Складывание схематических фигур (машина, диван, стол, стул, человек).

Работа с пластилином и природным материалом. Заполнение рельефного рисунка пластилином. Выкладывание орнамента из косточек на пластилиновой основе. Аппликационная лепка.

Работа с шаблонами. Учить обводить шаблоны геометрических фигур, овощей, фруктов, животных, птиц и других предметов ( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; репа, морковь, гриб; груша, яблоко,  лимон; зайчик, белка, лиса, медведь, рыбка, собака, мышка, петух; пирамидка, цветок). Раскрашивание плотной штриховкой.

Занятия аппликацией. Выкладывание узоров из геометрических фигур; составление отдельных предметов (заборчик, елочка, неваляшка, снеговик, домик, грузовик и другие).

Работа с бумагой. Ознакомление с различными сортами бумаги ( промокательная, салфеточная, туалетная, тетрадная, газетная, перфокарточная, оберточная и другие). Сгибание листа бумаги по различным направлениям. Обрывание листа по сгибу; разрывание на мелкие кусочки. Приклеивание кусочков по контуру рельефных рисунков.

Работа с фольгой. Разглаживание смятого листа фольги (отдельными пальцами, ладонями). Формовка из фольги поделок (заворачивание кусочков пластилина в виде конфеты; подзорная труба; волшебная палочка и другие).

Чтение рельефных рисунков. Приемы обследование рельефного рисунка и соотнесение его с реальным предметом и его моделью.

Формирование представлений о человеке. Учить детей составлять образ собеседника. Рост, строение тела, волосы и другое, через тактильное осязание головы, рук, плеча. Дидактическая игра «Нарисуй портрет товарища»; «Узнай по описанию: Кто это?».

Приемы использования осязания при знакомстве и обращении с человеком. Учит различать пластику и ритм различных видов действия рук; учить отличать удары от неловкого толчка. Учить деликатным прикосновениям для избежания конфликтов.

Работа с магнитной мозаикой. Выкладывание геометрических фигур и заполнение их по всей плоскости элементами мозаики. Выкладывание по образцу простейших рисунков ( дом, дерево, солнце, елка, забор, грузовик, снежинка и другое).

Работа с нитями. Наматывание нитей на катушку.

Рабочая программа по развитию мелкой моторики

3 класс (34 часа) ( VIII вид)

1 час в неделю.

Работа с бумагой. Разрывание бумаги на мелкие кусочки; составление композиций по рельефным рисункам; складывание листа пополам (изготовление открытки); сгибание листа (изготовление закладки); складывание бумажного самолетика.

Работа с мозаикой. Самостоятельное выкладывание простых рисунков (дом, елочка, солнце, грузовик, цветок, флажок). Выкладывание по образцу: яблоко, ракета, кораблик, человечек, пирамидка и другое.

Работа с магнитной мозаикой. Самостоятельное выкладывание простых рисунков ( дом, елочка, солнце, цветок, флажок, снежинка, грузовик и другое). Выкладывание по образцу: ракета, кораблик, пирамидка, человечек, ваза с цветами и другие.

Работа с книгой. Учить самостоятельно ориентироваться в учебниках и тетрадях: находить нужный учебник (тетрадь); соответствующую просьбе учителя страницу, текст (упражнение, номер); находить в тексте нужное предложение (выборочное чтение).

Работа с конструктором «Лего» (мелкие детали).  Самостоятельная сборка по образцу стилизованных животных (жираф, верблюд и другие). Самостоятельная сборка колодца, кирпичной кладки в виде стен домика; конструирование модели грузовой машины, самолета, кораблика, человечка.

Работа с пластмассовым конструктором. Скручивание болта и гайки; раскручивание. Скручивание болта и гайки через планку; раскручивание. Скручивание геометрических фигур.

Работа с шаблонами. Самостоятельное обведение шаблонов; составление орнамента из геометрических фигур, из фруктов.  Составление композиции по сказкам «Репка», «Лиса  и заяц», «Три медведя». Раскрашивание внутри контурных линий.

Работа с пластилином. Аппликационная лепка; выкладывание орнамента из круп на пластилиновой подложке. Заполнение рельефного рисунка пластилином.

Работа с фольгой. Изготовление шариков из фольги (разного размера); накручивание фольги нам нитку в виде бус; изготовление снеговика из шариков разного размера.

Работа с нитями. Наматывание клубков (без катушки); завязывание узелков; складывание из нитей пучка (способом наматывания на два пальца).

Работа с пробковой доской и канцелярскими гвоздиками . Накалывание гвоздиков по горизонтальным и вертикальным линиям с помощью линейки; накалывание кругов с использованием шаблона; накалывание контура геометрических фигур с использованием шаблона; составление контурного рисунка из нескольких геометрических фигур; самостоятельное накалывание солнышка и снежинки.

Работа с веревками. Плетение жгутиков из двух веревок; завязывание узелков; плетение косички из трех веревок.

Работа со спичечными коробками. Составление из нескольких коробков линейки (скрепляя их между собой без склеивания). Склеивание коробков в виде кубика.

Работа с бусинками и пуговицами. Нанизывание на тонкую леску; пришивание к марле, заправленной в пяльцы крупных плоских пуговиц с двумя дырочками леской вместо нитки.

Работа с сыпучими материалами. Учить детей набирать песок (манную крупу) в кулачок и пересыпать в другую руку. Учить сыпать песок тонкой струйкой в одну точку; учить сыпать песок тонкой струйкой по прямым линиям; пересыпание песка ложкой из одной емкости в другую.

Работа с режущими предметами (пластиковый одноразовый ножик, ножницы). Резание пластилиновых брусков, колбасок, шариков, лепешек на дольки; резание полос бумаги на кусочки.

Работа с игровым пособием «Парикмахерская». Причесывание волос кукле

и завязывание хвостиков резинками.

«Морской бой» в приборе. Дидактическая игра с письмом всех шести точек по указанным координатам ( например: вторая строка, пятая клетка; седьмая строка, третья клетка и т.д. ).

                                                  4 класс (34 часа)

                                                    1 час в неделю 

Работа с бумагой. Скручивание полос бумаги в бусинки. Аппликация из кусочков бумаги. Складывание кораблика.

Работа с мозаикой. Самостоятельное выкладывание композиций по образцу; по воображению.

Работа с магнитной мозаикой. Самостоятельное выкладывание композиций по образцу (рисунку); по воображению.

Работа с конструктором « Лего». Конструирование комплекса дом с комнатами и мебелью.

Работа с металлическим конструктором. Упражнение в завинчивании гайки рукой; сборка по образцу треугольника из трех плоских планок; сборка по образцу квадрата из четырех планок; составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина); разборка собранных изделий. Работа с шаблонами; самостоятельный выбор нужных шаблонов из набора предложенных для составления орнамента или рисунка; обведение и раскрашивание по плоскости между контурной линией. Самостоятельное составление композиций из шаблонов (расположение на листе) к тематическому рисунку по сказкам. Обучение рисованию контуров привычных фигур без шаблонов.

Работа с пластилином. Аппликационная лепка. Изготовление вазы из пластиковой бутылки  способом обмазывания пластилином ( украшение орнаментом из косточек).

Работа с фольгой. Самостоятельное изготовление бус из шариков. Изготовление короны из жгутиков. Изготовление маски (каждый ребенок накладывает сложенную в несколько слоев фольгу себе на лицо и легкими надавливающими движениями создает свою маску).

Работа с нитями. Перематывание клубков из одного в другой; завязывание узелков и бантиков. Складывание пучков из нитей и перевязывание их по центру другой ниткой. Изготовление стилизованной куклы из ниток.

Работа с пробковой доской и канцелярскими гвоздиками. Прикрепление картинок фруктов, сказочных персонажей, орнамента из геометрических фигур и т.д. Прикрепление узора из елочной мишуры. «Рисование шнуром» ( прикрепление веревочки канцелярскими гвоздиками в виде домика, машины, человечка и другое).

Работа с веревками. Плетение косичек из нескольких веревок. Переплетение веревками ножек перевернутой табуретки (разными способами); распутывание плетение на ножках табуретки.

Работа со спичечными коробочками. Изготовление грузовой машинки, домика, стульчика, жирафа и другое ( с помощью клея).

Работа с пуговицами. Прикрепление орнамента из пуговиц на марлю тонкой леской.

Работа с сыпучими материалами. Нанесение тонкой струйкой песка (манки) узора на липкий слой. Рисование предметов тонкой струйкой (кружок, солнышко, домик).

Работа с ножом (индивидуально рука в руке с педагогом). Разрезание куска хлеба на мелкие кусочки, отрезание ломтя от батона. Разрезание вареной колбасы на кружочки.

Работа с игровым пособием «Парикмахерская». Причесывание волос, заплетание косичек, завязывание резинками; учить вплетать в ленты в косички и завязывать в бантик (на кукле, девочки - на себе).

«Морской бой» на приборе. Письмо заданных точек в определенной последовательности по указанным координатам.

Работа с аппликацией. Наклеивание палочек (спичек) в виде определенного рисунка. Наклеивание картонных колечек в виде ромашки (для колечек разрезаем туб из-под бумажных полотенец).   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

Развитие психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуал...

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры

В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллекта

Анализ результатов исследования показал, что у младших школьников с умственной отсталостью без специальной коррекционной работы по развитию мелких мышц рук и совершенствованию навыка выполнения графич...