Выступление на м/о учителей начальных классов
статья

Ерёмина Валентина Алексеевна

 Тема  «Грамматический строй речи детей, поступающих в первый класс».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx13.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на м/о учителей начальных классов по тем «Грамматический строй речи детей, поступающих в первый класс».

               Ко времени поступления в школу дети уже овладели  практически всеми основными  грамматическими категориями и формами разговорно- бытового языка: они строят наряду с простыми сложные  предложения, употребляют однородные члены, некоторые обособленные обороты, вводные слова, одним словом , правильно пользуются системой склонений и спряжений.В  дошкольный период дети сравнительно легко усваивают все то, что закономерно, что подчинено системе в языке. Но к приходу в школу они еще далеки от владения тем . что представляет  собой отход,  отклонение от закономерности, практически усвоенной ими в процессе речевой практики.

  В речи будущих первоклассников до 36% - имена существительные и до 30% -глаголы.  Имеч прилагательных- 2%. Речь детей глагольна: назвав предмет и не определив его, не  охарактеризовав с помощью прилагательных, ребенок сразу переходит к действию- глаголу, и если его высказывание разворачивается далее, то уже от глагола  с помощью имен существительных в косвенных падежах, наречий, местоимений; например: « Коля позвал меня.   Коля позвал на улицу.»

Преобладает употребление существительных в именительном падеже (50%)- это подлежащие. Часто употребляется и форма винительного падежа ( прямое дополнение);  обстоятельства места (Пошли в лес.) Следующим по частоте использования стоит предложный падеж ( Бегали на улице.)

По морфологическому составу на первом  месте  существительные с    суффиксами с  уменьшительно –ласкательным  значением. Глаголы  дети употребляют только в роли сказуемого, особенно глаголы движения. (до 20). Дети образуют от них многочисленные приставочные  формы.  Часто употребляются глаголы   связанные с бытом и игровой деятельностью. В основном правильно употребляются все три време6и преимущественно (50%)- глаголы прошедшего времени, повелительное наклонение (2%) неспрягаемые  формы ( причастие и деепричастие)  употребляются редко. Самые употребительные - приставкой  "по".  У семилеток  среди прилагательных   чаще других встречаются слова содержащие качественную оценку, в группе наречий- наречия места и времени, среди местоимений- личные (75%),  указательные, притяжательные

  К моменту поступления в школу в устной речи ребенка предложения из 1 – 3 слов составляют  30%- 35% .из4- 6  25%-30%,   более-30%-25% Причем последние бывают построены неправильно, т.о. в среднем –из 5 слов.

Очень важный показатель речевого развития – сложные предложения.

Итак подводя итоги можно сказать я. Что речь детей отличается некоторыми своеобразными чертами, которые не укладываются в понятия школьного курса грамматики:

А) большое количество эллиптических  конструкций (незаконченных предложений) и слов –предложений;

Б)  часты повторы сказанного, а также постоянные повторы слов: потом, был, стал,  он, тогда…

В) частое употребление  ии   а  в  начале предлохения;

Г) перечислительные конструкции- ряд предложений, слабо связанных между собой грамматически  со значением последовательности событий;

Д) некоторое злоупотребление формами субъективной оценки – форм существительных и прилагательных- главным образом, с уменьшительно- ласкательным суффиксом.

   Таковы кратко некоторые особенности детей, поступающих в первый класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Выступление на методическом объединении. учителей начальных классов ТНР. Тема: «Модель организации внеурочной деятельности»

Сценарий деловой игры Для заместителей директоров по ВР и педагогов организаторов, учителей начальных классов. «Модель организации внеурочной деятельности». Цели игры: Методические: найти опт...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:«Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью»....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...